2024 Положение о внутришкольногм мониторинге качества образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ
АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)

Принято решением
Совета учреждения
Пр. № ___ от ___________
______________

Согласовано
УТВЕРЖДАЮ
Председатель ПК
И.о. директора ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
Пр. № ____ от ____________
___________ Зелик Л.А.
___________________
19.06.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ МОНИТОРИНГЕ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ СО «ЕШИ № 6»

I. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
(далее Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» №273-ФЗ (ст.28 п.13, ст.30, ст.95, ст.97), Уставом ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее –
Учреждение).
1.2. Положение определяет цели, задачи, внутришкольные показатели и индикаторы,
инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения
внутришкольного мониторинга качества образования.
1.3. В Положении применяются понятия:
1.3.1. Качество образования – это интегральная характеристика системы общего образования
школы, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности школы
нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями
образовательных услуг.
1.3.2. Мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по
внутришкольным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о
качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности школы,
в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного
контроля и надзора.
1.3.3. Внутришкольные показатели и индикаторы мониторинга качества образования –
это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка,
хранение информации о состоянии и динамике качества образования.
1.4. Внутришкольный мониторинг – главный источник информации для диагностики состояния
образовательного процесса, основных результатов деятельности Учреждения. Под
внутришкольным мониторингом понимается проведение администрацией Учреждения,
внешними экспертами наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и
контроля в пределах своей компетенции, за соблюдением работниками Учреждения трудовых
договоров.
1.5. Внутришкольный мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ
информации об организации и результатах образовательного процесса, состояния здоровья
обучающихся для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты
образовательной деятельности, состоянии профессиональной компетентности педагогов и т.д.)
и проводится в соответствии с планом работы, Уставом Учреждения.
1.6. Внутришкольный мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию Учреждения
качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих
решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в
образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения,

режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям
школьников, специфике среды их жизнедеятельности.
1.7. Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
- Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием
содержания, форм и методов образовательного процесса.
- Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием
воспитательного процесса.
- Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за
состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных
способностей.
- Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой
здоровья школьников.
1.8. Методы сбора и обработки информации:
•
экспертный опрос,
•
наблюдение,
•
анализ документов,
•
посещение уроков,
•
контроль знаний, умений, навыков, анкетирование,
•
тестирование,
•
самооценка.
1.9. Внутришкольный мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и
социологическим контролем.
1.10. Организацию и проведение мониторинга, обработку материалов осуществляют
заместители директора и работники Учреждения, ответственные за работу того или иного
направления, каждый по своему направлению.
1.11. Обобщение, анализ и распространение полученной информации проводится
руководителем Учреждения.
1.12. Положение о внутришкольном мониторинге утверждается директором Учреждения.
Педагогический совет Учреждения имеет право вносить предложения по внесению в него
изменений и дополнений.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы школьного мониторинга качества
образования
2.1. Цель внутришкольного мониторинга – непрерывное, диагностико-прогностическое
отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых Учреждением, и
эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов
в области образования, Совета казенного учреждения, осуществляющих общественный
характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике
качества образования в Учреждении.
2.2 Задачами мониторинга качества образования являются:
- Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике показателей качества образования.
- Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике качества образования.
- Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества
образования.
- Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и
факторов, вызывающих их.
- Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы.
Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
- Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.
2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования являются:

- Сбор данных по школе в соответствии с городскими показателями и индикаторами
мониторинга качества образования;
- Получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику
качества образования;
- Определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в
базе данных школы;
- Координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах
мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии
с их полномочиями.
2.4. Основными принципы внутришкольного мониторинга качества образования
- Приоритет управления – это нацеленность результатов внутришкольного мониторинга
качества образования на принятие управленческого решения.
- Целостность – это единый последовательный процесс внутришкольного мониторинга качества
образования, экспертизы соответствия городским нормативам показателей качества работы
образовательного учреждения, принятия управленческого решения.
- Оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике
качества образования для оперативного принятия управленческого решения.
- Информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике качества
образования для органов местного самоуправления, осуществляющих управление, экспертов в
области образования, в том числе представителей
Совета казенного учреждения и
общественности.
3. Участники мониторинговых исследований.
3.1. Мониторинг сопровождается инструктированием - обучением участников УВП по
вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений
нормативных правовых актов.
3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет
директор школы в соответствии с законом ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения и локальных правовых актов.
3.3. Образовательное учреждение проводит мониторинговые мероприятия силами своих
специалистов, имеющих соответственное образование, обладающих необходимой
квалификацией:
- Аналитико-статистическая группа: директор школы, его заместители, руководители
методических объединений (организация сбора информации с последующим анализом);
- Творческая группа педагогов (составители текстов контрольных работ, тестов по предметам,
заданий и анкет по различным направлениям мониторинга);
- Социологическая группа: классные руководители, психолог-педагог (психодиагностика,
социологические исследования и анализ данных).
3.4. По поручению директора могут осуществлять мониторинг другие специалисты,
обладающие необходимой квалификацией.
3.5. Объектом внутришкольного мониторинга являются:
3.5.1. Образовательная среда:
•
контингент обучающихся, воспитанников,
•
кадровое (педагогическое) обеспечение образовательного процесса,.
3.5.2. Обучающийся:
•
степень адаптации к обучению обучающихся 1, 4 классов,
•
уровень успеваемости обучающихся,
•
уровень качества знаний,
•
уровень степени обученности обучающихся (по всем предметам),
•
уровень сформированности универсальных учебных действий,
•
уровень воспитанности обучающихся, воспитанников,
•
уровень личностного развития,
•
физическое воспитание и состояние здоровья обучающихся,

•
посещение обучающимися, воспитанниками занятий,
•
степень удовлетворенности обучающимися и родителями образовательным процессом в
Учреждении,
•
модель выпускника, уровень ее достижения обучающимися.
3.5.3. Педагогические работники:
•
уровень профессиональной компетентности,
•
качество и результативность педагогической работы,
•
уровень инновационной деятельности педагога,
•
анализ педагогических затруднений,
•
самообразовательная деятельность.
3.5.4. Образовательный процесс:
•
анализ текущего и промежуточного контроля
за уровнем учебных достижений
обучающихся.
3.5.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
•
социальный паспорт класса,
•
психологическая диагностика,
•
профилактическая работа,
•
коррекционная работа.
3.6. Предметом мониторинга является состояние образовательной подготовки обучающихся по
отдельным предметам учебного плана Учреждения.
3.7. Источником сбора данных и инструментарием сбора данных для расчета внутришкольных
показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются:
•
данные государственной статистической отчетности,
•
промежуточная и текущая аттестация обучающихся,
•
анкетирование, опросы,
•
дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований.
4. Периодичность и виды мониторинговых исследований.
4.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются
необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в
Учреждении.
4.2. План-график, по которому осуществляются мониторинг, доводятся до всех участников
учебного процесса
4.3. В Учреждении могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований:
• по этапам обучения (текущий. промежуточный),
• по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты
качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию Программы развития
школы),
• по частоте процедур: разовый, периодический, систематический,
• по формам объективно-субъективных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний
контроль.
4.4. Процедура мониторинга может содержать следующие процедуры:
• определение уровня освоения определенных тем учебного предмета и сформированности
соответствующих умений и навыков,
• поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок обучающихся
на каждом этапе,
• выявление общих тенденций и закономерностей в усвоении обязательного (базового)
материала по учебному предмету,
• установление факторов, влияющих на усвоение базовых умений,
• определение результативности обучения каждого обучающегося класса, определение уровня
сформированности общеучебных умений (СОУ),
• определение качества обучения класса диагностируемым явлениям,

• выявление уровня преемственности и сохранности результатов,
• выявление уровня соответствия и оценивания результативности, уточнение и ранжирование
методических проблем.
5. Этапы осуществления мониторинговых исследований
5.1. Первый этап – подготовительный:
•
определение объекта: выбор классов и предметов для проведения тестирования),
•
установка сроков проведения,
•
разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или бумажный
носитель).
5.2. Второй этап – практическая часть мониторинга:
•
тестирование,
•
сбор информации с помощью подобранных методик ( наблюдение, интервьюирование,
опросы устные и письменные, изучение директивных, нормативных, инструктивных,
методических и других вопросов).
5.3. Третий этап - аналитический:
•
систематизация полученной информации,
•
анализ полученных данных,
•
разработка рекомендаций и предложений на следующий период.
6. Требования к проведению мониторинга
6.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой (компьютер, программное
обеспечение, множительная техника), четкой организацией всех этапов сбора, обработки,
анализа информации.
6.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга,
являются: объективность, точность, достаточность, систематизированность, качество,
своевременность.
6.3. Анкетирование, тестирование обучающихся и родителей проводится с использованием
научно разработанных методик.
6.4. Статистические данные должны быть сопоставимы
•
между собой (больше/меньше, лучше/хуже);,
•
сами с собой по времени (было/есть),
•
с образовательными и социальными стандартами (соответствует/не соответствует).
6.5. Экспертная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей.
6.6. Необходимое организационно-методическое оснащение мониторинговых исследований:
•
инструкции для ведения диагностического исследования (для учителя, обучающегося,
ассистента), включающие общие требования к процессу с учетом специфики предмета,
классам, анкеты;
•
инструкции по обработке, анализу результатов, тексты диагностических работ по классам,
анкеты,
•
пекет стандартизированной бланковой документации по предмету исследования.
6.7. Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга:
•
составление спецификации тестов – зам. директора по УВР, учителя,
•
организация тестирования - зам. директора по УВР, учителя,
•
проведение тестирования- зам. директора по УВР, учителя Учреждения (в соответствии с
графиком и расписанием проведения тестирования),
•
проверка и оценивание выполненных работ– учителя,
•
составление отчета о проведении тестирования – учителя,
•
сбор инфориации о проведении тестирования и её систематизация – зам. директора по
УВР,
анализ данных и разработка рекомендаций и предложений на последующий период - зам.
директора по УВР.

7. Количественные и качественные показатели результатов мониторинга
7.1.Система мониторинга позволяет создать единое информационное поле, в котором можно
получить не только данные о результатах работы класса, Учреждения, но и показатели их
вклада, вытекающие из сопоставления результатов.
7.2. Единое информационное поле указывает участникам мониторинга:
•
на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том числе и
максимальный,
•
на время, необходимое для достижения высокого уровня,
•
на условия, которые обеспечили высокий результат.
7.3.Качество успеваемости обучающихся:
7.3.1. Вычисление качества успеваемости обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «5», «4». «3» или выполнивших 2/3 (норма
выполнения) и более заданий, представленных в стандартизированной проверочной работе,
умножить на 100 % и разделить на количество обучающихся, выполнявших работу.
7.3.2. Уровни успеваемости обучающихся, уровень воспитанности, уровень
удовлетворенности образовательными услугами:
•
оптимальный уровень (100%-90%);
•
допустимый уровень (89%-75%);
•
удовлетворительный уровень (74%-50%);
•
тревожный уровень (49%-30%)
•
критический уровень (29%-0%)
7.4. Качество знаний обучающихся (КЗУ):
7.4.1. Вычисление качества знаний обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «4» и «5», умножить на 100% и разделить на
количество обучающихся, выполнявших работу.
7.4.2. Уровни качества знаний обучающихся:
•
оптимальный -100% -50%;
•
допустимый – 49% -30%;
•
удовлетворительный -29% -25%;
•
тревожный – 24% -15%;
•
критический – 14% -0%).
7.5. Степень обученности обучающихся (СОУ):
7.5.1. Вычисление степени обученности обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «5», умножить на 100;
•
количество обучающихся, получивших «4», умножить на 64;
•
количество обучающихся, получивших «3», умножить на 36;
•
количество обучающихся, получивших «2», умножить на 14;
•
количество неаттестованных обучающихся умножить на 7;
•
сумму всех полученных данных умножить на 100 и разделить на количество
обучающихся, выполнявших работу.
7.5.2. Уровни степени обученности обучающихся:
•
оптимальный уровень (100%-64%);
•
допустимый уровень (63%-49%);
•
удовлетворительный уровень (48%-36%);
•
тревожный уровень (35%-20%)
•
критический уровень (19%-0%)
7.6. Средний балл обучающихся:
7.6.1. Вычисление среднего балла обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «5», умножить на 5,
•
количество обучающихся, получивших «4», умножить на 4,
•
количество обучающихся, получивших «3», умножить на 3,

•
количество обучающихся, получивших «2», умножить на 2,
•
сумму всех полученных данных разделить на количество обучающихся, выполнявших
работу.
8. Права и ответственность участников мониторинговых исследований качества
образования
8.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса школы имеют право на конфиденциальность
информации.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или
научно-методической целью.
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
- за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебной работе;
- за воспитательный мониторинг - заместитель директора по воспитательной работе;
- за психолого-педагогический мониторинг – педагог-психолог;
- за медицинский мониторинг - медицинский работник школы, классный руководитель;
- за управленческий мониторинг - директор Учреждения.
9. Итоги мониторинга
9.1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в
справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые
рекомендации.
9.2. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета,
совещаниях при директоре, методического объединения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».