ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ
АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
Принято решением
Совета учреждения
Пр. № ___ от ___________
______________
Согласовано
УТВЕРЖДАЮ
Председатель ПК
И.о. директора ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
Пр. № ____ от ____________
___________ Зелик Л.А.
___________________
19.06.2024
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ МОНИТОРИНГЕ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
I. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
(далее Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» №273-ФЗ (ст.28 п.13, ст.30, ст.95, ст.97), Уставом ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее –
Учреждение).
1.2. Положение определяет цели, задачи, внутришкольные показатели и индикаторы,
инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения
внутришкольного мониторинга качества образования.
1.3. В Положении применяются понятия:
1.3.1. Качество образования – это интегральная характеристика системы общего образования
школы, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности школы
нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями
образовательных услуг.
1.3.2. Мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по
внутришкольным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о
качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности школы,
в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного
контроля и надзора.
1.3.3. Внутришкольные показатели и индикаторы мониторинга качества образования –
это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка,
хранение информации о состоянии и динамике качества образования.
1.4. Внутришкольный мониторинг – главный источник информации для диагностики состояния
образовательного процесса, основных результатов деятельности Учреждения. Под
внутришкольным мониторингом понимается проведение администрацией Учреждения,
внешними экспертами наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и
контроля в пределах своей компетенции, за соблюдением работниками Учреждения трудовых
договоров.
1.5. Внутришкольный мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ
информации об организации и результатах образовательного процесса, состояния здоровья
обучающихся для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты
образовательной деятельности, состоянии профессиональной компетентности педагогов и т.д.)
и проводится в соответствии с планом работы, Уставом Учреждения.
1.6. Внутришкольный мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию Учреждения
качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих
решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в
образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения,
режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям
школьников, специфике среды их жизнедеятельности.
1.7. Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
- Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием
содержания, форм и методов образовательного процесса.
- Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием
воспитательного процесса.
- Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за
состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных
способностей.
- Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой
здоровья школьников.
1.8. Методы сбора и обработки информации:
•
экспертный опрос,
•
наблюдение,
•
анализ документов,
•
посещение уроков,
•
контроль знаний, умений, навыков, анкетирование,
•
тестирование,
•
самооценка.
1.9. Внутришкольный мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и
социологическим контролем.
1.10. Организацию и проведение мониторинга, обработку материалов осуществляют
заместители директора и работники Учреждения, ответственные за работу того или иного
направления, каждый по своему направлению.
1.11. Обобщение, анализ и распространение полученной информации проводится
руководителем Учреждения.
1.12. Положение о внутришкольном мониторинге утверждается директором Учреждения.
Педагогический совет Учреждения имеет право вносить предложения по внесению в него
изменений и дополнений.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы школьного мониторинга качества
образования
2.1. Цель внутришкольного мониторинга – непрерывное, диагностико-прогностическое
отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых Учреждением, и
эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов
в области образования, Совета казенного учреждения, осуществляющих общественный
характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике
качества образования в Учреждении.
2.2 Задачами мониторинга качества образования являются:
- Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике показателей качества образования.
- Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике качества образования.
- Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества
образования.
- Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и
факторов, вызывающих их.
- Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы.
Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
- Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.
2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования являются:
- Сбор данных по школе в соответствии с городскими показателями и индикаторами
мониторинга качества образования;
- Получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику
качества образования;
- Определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в
базе данных школы;
- Координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах
мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии
с их полномочиями.
2.4. Основными принципы внутришкольного мониторинга качества образования
- Приоритет управления – это нацеленность результатов внутришкольного мониторинга
качества образования на принятие управленческого решения.
- Целостность – это единый последовательный процесс внутришкольного мониторинга качества
образования, экспертизы соответствия городским нормативам показателей качества работы
образовательного учреждения, принятия управленческого решения.
- Оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике
качества образования для оперативного принятия управленческого решения.
- Информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике качества
образования для органов местного самоуправления, осуществляющих управление, экспертов в
области образования, в том числе представителей
Совета казенного учреждения и
общественности.
3. Участники мониторинговых исследований.
3.1. Мониторинг сопровождается инструктированием - обучением участников УВП по
вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений
нормативных правовых актов.
3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет
директор школы в соответствии с законом ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения и локальных правовых актов.
3.3. Образовательное учреждение проводит мониторинговые мероприятия силами своих
специалистов, имеющих соответственное образование, обладающих необходимой
квалификацией:
- Аналитико-статистическая группа: директор школы, его заместители, руководители
методических объединений (организация сбора информации с последующим анализом);
- Творческая группа педагогов (составители текстов контрольных работ, тестов по предметам,
заданий и анкет по различным направлениям мониторинга);
- Социологическая группа: классные руководители, психолог-педагог (психодиагностика,
социологические исследования и анализ данных).
3.4. По поручению директора могут осуществлять мониторинг другие специалисты,
обладающие необходимой квалификацией.
3.5. Объектом внутришкольного мониторинга являются:
3.5.1. Образовательная среда:
•
контингент обучающихся, воспитанников,
•
кадровое (педагогическое) обеспечение образовательного процесса,.
3.5.2. Обучающийся:
•
степень адаптации к обучению обучающихся 1, 4 классов,
•
уровень успеваемости обучающихся,
•
уровень качества знаний,
•
уровень степени обученности обучающихся (по всем предметам),
•
уровень сформированности универсальных учебных действий,
•
уровень воспитанности обучающихся, воспитанников,
•
уровень личностного развития,
•
физическое воспитание и состояние здоровья обучающихся,
•
посещение обучающимися, воспитанниками занятий,
•
степень удовлетворенности обучающимися и родителями образовательным процессом в
Учреждении,
•
модель выпускника, уровень ее достижения обучающимися.
3.5.3. Педагогические работники:
•
уровень профессиональной компетентности,
•
качество и результативность педагогической работы,
•
уровень инновационной деятельности педагога,
•
анализ педагогических затруднений,
•
самообразовательная деятельность.
3.5.4. Образовательный процесс:
•
анализ текущего и промежуточного контроля
за уровнем учебных достижений
обучающихся.
3.5.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
•
социальный паспорт класса,
•
психологическая диагностика,
•
профилактическая работа,
•
коррекционная работа.
3.6. Предметом мониторинга является состояние образовательной подготовки обучающихся по
отдельным предметам учебного плана Учреждения.
3.7. Источником сбора данных и инструментарием сбора данных для расчета внутришкольных
показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются:
•
данные государственной статистической отчетности,
•
промежуточная и текущая аттестация обучающихся,
•
анкетирование, опросы,
•
дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований.
4. Периодичность и виды мониторинговых исследований.
4.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются
необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в
Учреждении.
4.2. План-график, по которому осуществляются мониторинг, доводятся до всех участников
учебного процесса
4.3. В Учреждении могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований:
• по этапам обучения (текущий. промежуточный),
• по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты
качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию Программы развития
школы),
• по частоте процедур: разовый, периодический, систематический,
• по формам объективно-субъективных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний
контроль.
4.4. Процедура мониторинга может содержать следующие процедуры:
• определение уровня освоения определенных тем учебного предмета и сформированности
соответствующих умений и навыков,
• поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок обучающихся
на каждом этапе,
• выявление общих тенденций и закономерностей в усвоении обязательного (базового)
материала по учебному предмету,
• установление факторов, влияющих на усвоение базовых умений,
• определение результативности обучения каждого обучающегося класса, определение уровня
сформированности общеучебных умений (СОУ),
• определение качества обучения класса диагностируемым явлениям,
• выявление уровня преемственности и сохранности результатов,
• выявление уровня соответствия и оценивания результативности, уточнение и ранжирование
методических проблем.
5. Этапы осуществления мониторинговых исследований
5.1. Первый этап – подготовительный:
•
определение объекта: выбор классов и предметов для проведения тестирования),
•
установка сроков проведения,
•
разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или бумажный
носитель).
5.2. Второй этап – практическая часть мониторинга:
•
тестирование,
•
сбор информации с помощью подобранных методик ( наблюдение, интервьюирование,
опросы устные и письменные, изучение директивных, нормативных, инструктивных,
методических и других вопросов).
5.3. Третий этап - аналитический:
•
систематизация полученной информации,
•
анализ полученных данных,
•
разработка рекомендаций и предложений на следующий период.
6. Требования к проведению мониторинга
6.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой (компьютер, программное
обеспечение, множительная техника), четкой организацией всех этапов сбора, обработки,
анализа информации.
6.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга,
являются: объективность, точность, достаточность, систематизированность, качество,
своевременность.
6.3. Анкетирование, тестирование обучающихся и родителей проводится с использованием
научно разработанных методик.
6.4. Статистические данные должны быть сопоставимы
•
между собой (больше/меньше, лучше/хуже);,
•
сами с собой по времени (было/есть),
•
с образовательными и социальными стандартами (соответствует/не соответствует).
6.5. Экспертная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей.
6.6. Необходимое организационно-методическое оснащение мониторинговых исследований:
•
инструкции для ведения диагностического исследования (для учителя, обучающегося,
ассистента), включающие общие требования к процессу с учетом специфики предмета,
классам, анкеты;
•
инструкции по обработке, анализу результатов, тексты диагностических работ по классам,
анкеты,
•
пекет стандартизированной бланковой документации по предмету исследования.
6.7. Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга:
•
составление спецификации тестов – зам. директора по УВР, учителя,
•
организация тестирования - зам. директора по УВР, учителя,
•
проведение тестирования- зам. директора по УВР, учителя Учреждения (в соответствии с
графиком и расписанием проведения тестирования),
•
проверка и оценивание выполненных работ– учителя,
•
составление отчета о проведении тестирования – учителя,
•
сбор инфориации о проведении тестирования и её систематизация – зам. директора по
УВР,
анализ данных и разработка рекомендаций и предложений на последующий период - зам.
директора по УВР.
7. Количественные и качественные показатели результатов мониторинга
7.1.Система мониторинга позволяет создать единое информационное поле, в котором можно
получить не только данные о результатах работы класса, Учреждения, но и показатели их
вклада, вытекающие из сопоставления результатов.
7.2. Единое информационное поле указывает участникам мониторинга:
•
на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том числе и
максимальный,
•
на время, необходимое для достижения высокого уровня,
•
на условия, которые обеспечили высокий результат.
7.3.Качество успеваемости обучающихся:
7.3.1. Вычисление качества успеваемости обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «5», «4». «3» или выполнивших 2/3 (норма
выполнения) и более заданий, представленных в стандартизированной проверочной работе,
умножить на 100 % и разделить на количество обучающихся, выполнявших работу.
7.3.2. Уровни успеваемости обучающихся, уровень воспитанности, уровень
удовлетворенности образовательными услугами:
•
оптимальный уровень (100%-90%);
•
допустимый уровень (89%-75%);
•
удовлетворительный уровень (74%-50%);
•
тревожный уровень (49%-30%)
•
критический уровень (29%-0%)
7.4. Качество знаний обучающихся (КЗУ):
7.4.1. Вычисление качества знаний обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «4» и «5», умножить на 100% и разделить на
количество обучающихся, выполнявших работу.
7.4.2. Уровни качества знаний обучающихся:
•
оптимальный -100% -50%;
•
допустимый – 49% -30%;
•
удовлетворительный -29% -25%;
•
тревожный – 24% -15%;
•
критический – 14% -0%).
7.5. Степень обученности обучающихся (СОУ):
7.5.1. Вычисление степени обученности обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «5», умножить на 100;
•
количество обучающихся, получивших «4», умножить на 64;
•
количество обучающихся, получивших «3», умножить на 36;
•
количество обучающихся, получивших «2», умножить на 14;
•
количество неаттестованных обучающихся умножить на 7;
•
сумму всех полученных данных умножить на 100 и разделить на количество
обучающихся, выполнявших работу.
7.5.2. Уровни степени обученности обучающихся:
•
оптимальный уровень (100%-64%);
•
допустимый уровень (63%-49%);
•
удовлетворительный уровень (48%-36%);
•
тревожный уровень (35%-20%)
•
критический уровень (19%-0%)
7.6. Средний балл обучающихся:
7.6.1. Вычисление среднего балла обучающихся:
•
количество обучающихся, получивших «5», умножить на 5,
•
количество обучающихся, получивших «4», умножить на 4,
•
количество обучающихся, получивших «3», умножить на 3,
•
количество обучающихся, получивших «2», умножить на 2,
•
сумму всех полученных данных разделить на количество обучающихся, выполнявших
работу.
8. Права и ответственность участников мониторинговых исследований качества
образования
8.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса школы имеют право на конфиденциальность
информации.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или
научно-методической целью.
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
- за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебной работе;
- за воспитательный мониторинг - заместитель директора по воспитательной работе;
- за психолого-педагогический мониторинг – педагог-психолог;
- за медицинский мониторинг - медицинский работник школы, классный руководитель;
- за управленческий мониторинг - директор Учреждения.
9. Итоги мониторинга
9.1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в
справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые
рекомендации.
9.2. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета,
совещаниях при директоре, методического объединения.