Принято на заседании МС
«
ГБ
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ:
» августа 20
г.
Директор школы:
И.В.Суставова
О
У
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 6,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
СО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"Е
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Ш
ДЛЯ 4 КЛАССА
И
Составитель: учитель
6"
№
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У
О
ГБ
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит
очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством,
моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без
существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода,
имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным
окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Нормативно-правовая основа курса:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 в действующей редакции.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598.
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023;
Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
ГБОУ СО «ЕШИ № 6» на 2023-2028 гг.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года . Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.01.2023 № 03-49;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Устав ГБОУ СО «ЕШИ № 6», утвержденный Министерством образования и молодежной политики Свердловской области от 10 января 2020
года № 20-Д.
УМК "Основы духовно-нравственной культуры народов России". А.И. Шемшурина: Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики. 4 класс. Учебник. ФГОС
СО
И
Ш
"Е
6"
№
У
О
ГБ
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам предмета в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа
включает в себя следующие разделы:
1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета,
курса;
2. общую характеристику учебного предмета, курса;
3. описание места учебного предмета в учебном плане;
4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6. содержание учебного предмета, курса;
7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В структуру и содержание заложена система знаний, направленных на включение обучающихся в деятельностное освоение учебного
материала, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и их формирования, способности самостоятельно успешно усваивать
новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения
труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся
в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»,
имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм,
светскую этику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности
младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как
категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую
религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип –
общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и
современного мира.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и
актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
СО
И
Ш
"Е
6"
№
У
О
ГБ
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики,
права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его
разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом
образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное
представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России,
укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир,
русский язык, литература, история и др.);
педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую
историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство
современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые
способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития
личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно
раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и
глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную
традицию России.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры.
СО
И
Ш
"Е
6"
№
У
О
ГБ
Основы исламской культуры.
Основы иудейской культуры.
Основы буддийской культуры.
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей)
предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет
перечень модулей учебного курса.
В 4 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как
индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность
обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить
работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
СО
И
Ш
"Е
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного
развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых
национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика,
создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе.
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те
идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия
для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного,
культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
6"
№
У
О
ГБ
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи,
общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в
России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры
многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
СО
И
Ш
"Е
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих»
и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
6"
№
У
О
ГБ
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно
решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции
многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование
первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Итоговая форма отчёта учащихся – творческая работа, проектная деятельность.
Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
СО
И
Ш
"Е
6"
№
ГБ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
У
О
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно
связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам
обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный
компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья,
религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для
всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические
блоки, изучаемые соответственно
в 4 классе, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность
родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные
ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма.
Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
СО
И
Ш
"Е
6"
№
Тематическое планирование модуля
1.
Этика – наука
о
нравственной
жизни
человека
Основные
Понятия, словарь
Методика и виды
работ
Что такое этика. Что
значит светская этика
и что она
предполагает.
беседа,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
У
О
Тема
урока
ГБ
№
п/п
Этика
общения – 4
часа.
Добрым жить
на белом свете
веселей
Что такое добро и что
входит в понятие
добра. Что такое зло и
какие есть наиболее
распространённые его
проявления. Почему
нужно стремиться к
добру и избегать зла.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём
Самостоятельная
работа «Выписать 23 предложения,
которые показались
особенно важными»
Правила
общения для
всей семьи
Что такое общение?
Правила общения,
обязательные для всех
в семье, в школе, в
общественных местах
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
Самостоятельная
работа «Найти в
тексте слова с
противоположным
значением.
Характеристика
деятельности учащихся
Знакомятся с основными
определениями понятий
этики, культуры, морали.
Знакомятся со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и поведением
людей.
Знакомятся с примерами
проявления высокой
нравственности в
повседневной жизни, в
истории, в произведениях
литературы и искусства.
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
разных культурных
традиций.
Учатся толерантному
отношению к
представителям разных
мировоззрений и культурных
традиций.
И
Ш
"Е
№
3.
СО
2.
Методы и формы
контроля,
рефлексии
Творческая работа
«Составление
предложений со
словами культура,
моральный,
этический.»
Назови поступки,
которые вы считаете
морально добрыми.
Часто ли вы сами так
поступаете? Почему
важно бороться со злом?
Обоснуйте свою точку
зрения.
Урок № 2. Вопросы для
закрепления С.15
Расскажи о своих или о
случаях из жизни, где
ты неправильно
общался или случаи из
жизни своих знакомых
6"
Анализируют правила и
требования к общению,
предъявляемые к человеку в
светской культуре и
различных культурных, в
Домашнее задание,
привлечение
родителей
Кто был основателем
науки «Этика»? Что
означает слово
«мораль»? Что помогает
понять светская этика?
Урок №1. Вопросы для
закрепления С.7
ГБ
Жизнь человека.
Уникальность,
неповторимость
жизни. Ценности.
Каждый человек
уникален и интересен
Этикет – 4 ч.
Премудрости
этикета
Этикет. Образец.
Правила этикета.
Красота
этикета
Правила этикета за
столом.
У
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Осуществляют поиск
необходимой информации
для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах:
учатся слушать собеседника
и излагать своё мнение.
Вместе со взрослыми
приведите примеры о
добрых словах и
поступках людей.
Урок №4. Вопросы для
повторения с.23.
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Участвуют в диспутах:
учатся слушать собеседника
и излагать своё мнение
Подготовить рассказ,
чем я могу быть
интересен или полезен
другим. Мои хорошие
качества
Урок № 5. Вопросы для
закрепления с.27
Знакомятся с историей
развития представлений
человечества об этикете
Составить перечень
правил этикета, которые
должен соблюдать
школьник.
Урок № 6
Вопросы для
закрепления с.32-33
СО
7.
Урок №3. Вопросы для
повторения С.19
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
И
Каждый
интересен
том числе религиозных,
традициях
Ш
5.
6.
Как менялись
представления о добре
и зле в ходе истории.
Выписать две- три
пары»
"Е
От добрых
правил –
добрые слова
и поступки
О
4
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Разучивание правил
поведения человека за
столом, импровизация,
демонстрация, сценки
Составить перечень
правил этикета за
столом
Урок № 7
Вопросы для
закрепления с.37
6"
№
тему, работа с
иллюстративным
материалом
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
Чистый
ручеёк нашей
речи
Природа – то, что не
создано руками
человека. Уязвимость
природы. Охрана
природы. Любовь к
природе.
Разучивание правил речевого
этикета в школе, дома, за
столом, в транспорте,
импровизация,
демонстрация, сценки
Составить перечень
правил речевого
этикета, которые
должен соблюдать
школьник.
Урок № 9
Вопросы для
закрепления с.46
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Знакомятся с основными
определениями понятий
этики, культуры, морали.
Знакомятся со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и поведением
людей.
Расспросите родителей,
бабушек дедушек, что
такое доброта души,
добрые поступки на их
взгляд. Сравни со своим
мнением.
Урок №10. Вопросы для
закрепления с.51
Самостоятельная
работа учащихся по
составлению плана
будущей творческой
работы.
Презентации
творческих работ.
Осуществляют поиск
необходимой информации
для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах:
учатся слушать собеседника
и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по
выбранным темам
Используют
мультимедийные
средства Подготовка и
презентация
творческих
проектов на тему
«Охрана природы»
Урок 11. Вопросы для
6"
№
Природа –
волшебные
двери к добру
и доверию
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
И
Что такое душа,
добрые чувства,
добродетель. Что такое
порок. Что такое
добродетель человека.
Составить перечень
правил этикета, которые
должен соблюдать
школьник.
Урок № 8
Вопросы для
закрепления с.41
Ш
Этика
человеческих
отношений –
4 часа.
В развитии
добрых чувств
– творение
души
Разучивание правил
поведения человека в школе
и дома, импровизация,
демонстрация, сценки
"Е
11.
Речевой этикет.
Красивая и чистая
речь. Слова-сорняки.
Речевая культура
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
СО
10.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
Групповая работа,
обсуждение, подготовка
творческой работы,
разработка критериев
оценивания.
У
9.
Правила этикета в
школе и дома.
О
Простые
школьные и
домашние
правила
этикета
ГБ
8.
.
.
Государство.
Гражданин. Мораль.
Патриотизм. Народ.
Что такое духовный
мир человека. Что
такое культурные
традиции и для чего
они существуют.
Этика
отношений в
коллективе –
3 ч.
Чтобы быть
коллективом
Коллектив.
Совместные дела.
Добродетельные
отношения. Дружба.
Коллектив
начинается с
меня
Поступок.
Нравственный
поступок. Мотив. Цель
поступка. Средства
достижения цели.
Действие. Результат.
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Знакомятся с
общественными нормами
нравственности и морали.
Знакомятся с историей
развития представлений
человечества о морали и
нравственности.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Знакомятся с основными
определениями понятий
этики, культуры, морали.
Знакомятся со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и поведением
людей.
"Е
15.
СО
14.
У
О
Излагают своё мнение по
поводу значения этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни
людей, живущих в России
Самостоятельная
работа «Выписать из
пособия пять
компонентов
нравственного
поступка»
Знакомятся с примерами
проявления высокой
нравственности в
повседневной жизни, в
истории, в произведениях
литературы и искусства.
Посоветуйтесь с
родителями и назовите
несколько традиций,
принятых в вашей
семье. Какие ценности
лежат в основе
традиций вашей семьи.
Урок №13. Вопросы для
повторения с.62
Составить и записать
золотые правила
хорошего коллектива
Урок № 14
Вопросы для
повторения с.67
Выбрать и
проанализировать
поступок любимого
героя литературного
произведения
Урок № 15
Вопросы для
повторения с.69
6"
№
Жизнь
протекает
среди людей
Творческая работа
«Составление
предложений со
словами Россия,
Отечество,
патриот, президент,
духовные ценности»
И
13.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
Ш
Чувство
Родины
ГБ
12.
повторения с. 55.
Рассказать членам семьи
и друзьям о государстве
и морали гражданина
Урок № 12
Вопросы для
повторения с. 59.
Ежели
душевны вы и
к этике не
глухи.
Что такое этика.
Светская этика.
Человеческие
ценности
(национальные,
религиозные
ценности)
Простые
нравственные
истины – 4 ч.
Жизнь
священна
Жизнь человека.
Уникальность,
неповторимость
жизни. Ценности.
Каждый человек
уникален и интересен.
Неприкосновенность
жизни
У
Знакомятся с основными
определениями понятий
коллектив, дружба, выручка,
взаимопомощь. Читают
произведения из учебника,
анализируют.
Написать рассказ о
своём друге
Урок № 16
Вопросы для
повторения с.74
Творческая работа
«Составление
предложений со
словами культура,
моральный,
этический.»
Знакомятся с основными
определениями понятий
этики, культуры, морали.
Знакомятся со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и поведением
людей.
Знакомятся с примерами
проявления высокой
нравственности в
повседневной жизни разных
национальностей
Участвуют в диспутах:
учатся слушать собеседника
и излагать своё мнение
Изучение изречений
мыслителей, их
объяснение, анализ.
Урок №17. Вопросы для
закрепления С.80
"Е
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Самостоятельная
работа «Выписать 23 предложения,
которые показались
особенно важными»
Подготовить рассказ,
чем я могу быть «Жизнь
интересна и полна
смысла»
Урок № 18. Вопросы
для закрепления с.85
.
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
разных культурных
Назови поступки,
которые вы считаете
морально добрыми.
Часто ли вы сами так
поступаете? Почему
важно бороться со злом?
6"
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
№
Что такое добро и что
входит в понятие
добра. Что такое зло и
какие есть наиболее
распространённые его
проявления. Почему
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
СО
Человек
рождён для
добра
О
19.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
И
17
18.
Друг. Дружба.
Коллектив. Дружный
коллектив.
Совместные дела.
Взаимопомощь.
Поддержка.
Ш
Мой класс –
мои друзья
ГБ
16.
иллюстративным
материалом, работа со
словарём
Что такое милосердие.
Милость сердца.
Альтруизм. Эгоизм.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём
Самостоятельная
работа. Записать
примеры проявления
милосердия людьми.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
Самостоятельная
работа «Выписать из
пособия золотое
правило
нравственности в
положительной или
отрицательной
формулировке»
ГБ
нужно стремиться к
добру и избегать зла.
Милосердие –
закон жизни
21.
Жить во благо
себе и другим
Благо = добро.
Бережное отношение к
близким людям.
Тактичность.
Нравственное
поведение. Почему
нужно стремиться к
добру и избегать зла.
Душа обязана
трудиться – 4
часа
Следовать
нравственной
установке
Нравственность.
Нравственная
установка. Золотое
правило
нравственности
Достойно
жить среди
людей
Коварство,
беспощадность, зло,
лож, хитрость. В чём
особенности морали.
Добродетель,
У
О
20.
традиций.
Примеры добрых поступков
в русских народных сказках.
Добро побеждает зло
Традиции русской культуры:
дети ухаживают за
родителями. Примеры
профессий людей,
проявляющих милосердие.
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
разных культурных
традиций.
Примеры добрых поступков
в русских народных сказках.
Добро побеждает зло
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
разных культурных
традиций.
И
Ш
"Е
Анализируют важность
соблюдения человеком
нравственных и
нравственных отношений.
Оценить поступок героя
сказки с точки зрения
золотого правила
нравственности
Урок № 22
Вопросы для
закрепления С.103
Подумай и обсудите с
родителями или
друзьями примеры
достойного поведения
людей в сложных или
6"
Самостоятельная
работа «Выписать из
пособия основные
особенности морали
как
№
23.
СО
22.
Самостоятельная
работа «Выписать 23 предложения,
которые показались
особенно важными»
Обоснуйте свою точку
зрения.
Урок № 19. Вопросы
для закрепления С.89
Привести примеры
проявления милосердия
в твоей жизни и жизни
твоей семьи, знакомых.
Поделись с
одноклассниками
своими примерами.
Урок № 20. Вопросы
для закрепления С.93
Назови поступки,
которые вы считаете
добрыми. Часто ли вы
сами так поступаете?
Почему важно бороться
со злом? Обоснуйте
свою точку зрения.
Урок № 21. Вопросы
для закрепления С.97
тему, работа с
иллюстративным
материалом
вида духовнонравственной
культуры»
Сравнивают явления
светской культуры,
искусства и различные
религиозные традиции.
опасных ситуациях.
Урок № 23. Вопросы
для закрепления С.103
Стыд. «Ложный стыд».
Вина. Раскаяние.
Извинение. Прощение.
Толерантность.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
Коллективная
рефлексия,
предусмотренная в
электронном
сопровождении к
уроку
Подготовьте вопросы к
тексту в учебнике
Урок № 24
Вопросы для
закрепления С.115
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
Творческая работа
«Составление
предложений со
словами: Обида.
Стыд. Вина.
Раскаяние.
Извинение.
Прощение.
Справедливый,
добрый, хороший,
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
русской культуры.
Примеры добрых поступков
в русских народных сказках.
Добро побеждает зло
Знакомятся с основными
определениями понятий
этики, культуры, морали.
Знакомятся со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и поведением
людей.
Знакомятся с примерами
проявления высокой
нравственности в
повседневной жизни разных
национальностей
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
русской культуры.
ГБ
бескорыстие,
уважение, гуманность,
доброжелательность
Что такое этика
поступков.
Человеческие
ценности,
нравственный выбор,
толерантность к
другим национальным
ценностям
Посеешь
поступок –
пожнёшь
характер – 4 ч.
Общение и
источники
преодоления
обид
Обида. Стыд. Вина.
Раскаяние. Извинение.
Прощение.
Справедливый,
добрый, хороший,
весёлый,
внимательный
У
СО
"Е
26.
Творческая работа
«Составление
предложений со
словами
Человеческие
ценности,
нравственный выбор,
толерантный,
ценности»
Изучение изречений
мыслителей, их
объяснение, анализ.
Урок №25. Вопросы для
закрепления С.120
Назови поступки,
которые вы считаете
обидными. Часто ли вы
сами так поступаете?
Почему важно бороться
с обидой? Обоснуйте
свою точку зрения.
Урок № 26. Вопросы
для закрепления С.125
6"
№
Простая этика
поступков.
И
25.
Ш
Уметь понять
и простить
О
24.
Ростки
нравственного
опыта
поведения.
ГБ
28
Доброте
сопутствует
терпение
Терпение, терпимость,
толерантность,
понимание. Доброта.
враждебность
29
Действия с
приставкой
со-
Сочувствие,
сопереживание,
сострадание,
соболезнование,
соучастие. СО – значит
вместе
30
Судьба и
Родина едины
– 4 ч.
С чего
начинается
Родина?
Культура России.
Патриот.
Защитник Отечества.
Коллективист.
Нравственность.
Культура.
У
СО
Творческая работа
«Составление
предложений со
словами терпение,
понимание,
толерантный,
добрый,
понимающий»
"Е
Придумать рассказ о
Нравственном
поведении человека
Урок № 27
Вопросы для
закрепления Стр. 129
Учатся толерантному
отношению к друзьям,
близким, знакомым,
коллективу
Придумать рассказ о
толерантном поведении
человека, привести
примеры из жизни
Урок № 28
Вопросы для
закрепления Стр. 133
Анализируют важность
соблюдения человеком
нравственных и
нравственных отношений.
Сравнивают явления
светской культуры,
искусства и различные
религиозные традиции.
Знакомятся с
общественными нормами
нравственности и морали.
Знакомятся с историей
развития представлений
человечества о морали и
нравственности
Приведи примеры, когда
ты проявлял сочувствие,
сопереживание,
сострадание,
соболезнование,
соучастие
Урок №29. Вопросы для
закрепления с.137
Ответить на вопрос
«Кого можно назвать
героями и
защитниками
Отечества?» приведи
примеры из истории
Урок № 30
Вопросы для
закрепления с.143
И
Ш
Анализ текста
учебника и
изречений
мыслителей.
Составление
предложений с
новыми словами
Учатся толерантному
отношению к
представителям разных
мировоззрений и культурных
традиций.
.
Словарный диктант
Культура России.
Патриот.
Защитник Отечества.
Коллективист.
Нравственность.
Культура.
6"
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
О
Нравственность.
Справедливость.
Моральные правила
нравственного
человека.
Нравственные
качества
№
27.
весёлый,
внимательный»
Самостоятельная
работа «Составить
план статьи из
пособия». Пересказ
Патриот. Гражданин.
Россиянин. Защитник
Отечества. Заступник,
хранитель рода.
Гражданственность,
гражданский долг
32.
Человек –
чело века
Человек.
Человечество. Разум.
Смысл жизни.
33
Слово
обращённое к
себе
Подведение итогов.
Древо мудрости.
Гуманность.
Бескорыстие. Этика
поступка.
Нравственные
установки. Терпимость
и т.д.
У
О
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
Чтение и анализ рассказа о
войне, с.146-149. Ответы на
вопросы по содержанию
Творческая работа.
Составление и
задавание вопросов
одноклассникам по
тексту учебника.
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
русской культуры.
Самостоятельная
работа учащихся по
составлению древа
мудрости
Подведение итогов.
Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с нормами
русской культуры.
СО
беседа, самостоятельная
работа с источниками
информации,
комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом, работа со
словарём.
Групповая работа,
обсуждение, подготовка
творческой работы,
разработка критериев
оценивания.
Словарный диктант
Патриот. Отечество.
Отчизна. Родина.
Защитник Отечества.
Заступник, хранитель
мира, добра.
Гражданственность,
гражданский долг
"Е
Ответить на вопрос
«Кого из современников
можно назвать героями
и защитниками
Отечества?» приведи
примеры из
современной жизни
Урок № 31
Вопросы для
закрепления с.149
Изучение изречений
мыслителей, их
объяснение, анализ.
Урок №25. Вопросы для
закрепления С.153
Чтение литературы
летом
И
Ш
В тебе
рождается
патриот и
гражданин
ГБ
31
6"
№
У
О
ГБ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности
младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед
учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно
организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по
курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства
материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую,
контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе
обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор,
музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор,
экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения
наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по
возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды,
мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5
классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 63с.: ил. – ISBN 978-5-09-026774-8. (учебно-методические
комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», комплексная
программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие
правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
СО
И
Ш
"Е
6"
№
У
О
ГБ
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической
помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной
культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам
курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих
целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий,
биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную
информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России
СО
Рекомендательный список литературы к урокам:
"Е
Вырщиков, А. Патриотизм на службе России/ А. Вырщиков. // Воспитание школьников.- 2006. - №3. - С.7-14.
Что такое любовь к Родине? Где начало патриотизма, его источники? Кого считают патриотом?
Каледин, Вячеслав. Растим патриотов В. Каледин.// ОБЖ. - 2007. - №2.- С.19- 23. Воспитание патриотизма.
Ш
Михалков Сергей. Моя Родина-Россия /С.Михалков. - М.: ОЛМА- Пресс, 2006.-96 с.- (Моя страна). Эта книга поведает вам о богатейшей истории России, о
великой культуре и уникальной природе.
Попова,Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала»/Е.В. Попова. //Литература в школе.- 2003. - №7. - С.22-26. Духовные ценности (доброта, милосердие,
прощение, совесть, смирение, честь.)
И
6"
№
Семенова, М.Мы – славяне!/М.Семенова. – СПб.: Азбука-Терра, 1997.-560 с. Читатель совершит увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины,
узнает о жизни своих далеких предков.
Тетушкина, Л. Уроки, воспитывающие патриотизм/Л. Тетушкина. //ОБЖ. - 2006. - №8. - С. 17-20.
Дятлова, Г.Н.Школа вежливых наук: Цикл занятий по этике для младших школьников/Г.Н. Дятлова. //Книжки, нотки…- 2006. - №7.- С.45-5
Что такое этика? Краткая философская энциклопедия.- М.: «Прогресс»-«Энциклопедия, 1994.- С.545.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия/ В.Д. Губин. - М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ- ЛТД», 1997.- 464 с.
Страна Философия (книга для школьников)/ Е.В.Золотухина - Аболина. - Ростов- на- Дону:Феникс,1995.-- С.87, 93, 133, 227,240.
Моральный человек, моральный поступок, моральный долг. Человек в мире культуры, культурная личность.
Что такое мораль, моральный долг? Виды морали, моральность, моральный принцип. Малая энциклопедия современных знаний. - Харьков, 1998.
- С. 125.
У
О
ГБ
Культура и воспитание, мировая культура, субкультура. Энциклопедия для детей. Том 21.Общество.Ч 2.
Культуры мира. - М.: Аванта+,2004.- 640 с. Книга посвящена культурам мира. История культур, культура и религия, культура и человек.
Будникова,В. «Добрым быть совсем не просто». Классный час для уч-ся 4-5 классов.// Воспитание школьников. – 2006. - № 8. – С. 20-25.
«Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности для уч-ся 4-6 классов. // Классный руководитель. – 2009. - № 2. – С. 82-93.
Евстигнеева, М.В.«Основные законы бесконфликтного существования». Классный час для уч-ся 4-5 классов. // Педсовет. – 2006. - № 11. – С. 8-10.
Знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения, понятиями «добро», «зло», воспитание уважительного отношения к людям.
Карданова, М.В. «Золотое кольцо Гига». Сценарий для уч-ся 4-6 классов. // Читаем, учимся, играем. - 2002. - № 8.- С.106-111.Добро и зло на примерах
античных мифов.
Коростелева, С.Побеждать зло добром/ С. Коростелева. // Воспитание школьников.-2007.-№9.- С. 55-56.
Косарева, Т.В.«Добро и зло. Причины наших поступков». Занятие для уч-ся 4-6 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 1. – С. 90-95.
Нефёдова, С.С. «Час доброты». Мероприятие о добре и человечности для уч-ся 4-5 классов.// Педсовет. – 2004. - № 12. – С. 11-13.
Нечаева, О.П.«Добро и зло в противоречии». Сюжетная игра для детей и родителей.// Педсовет. – 2005. - № 8. – С. 14-15.
Петрова, В.И.«Забота старших о младших (заботливость)». Занятие для уч-ся 4-5 классов.// Воспитание школьников. – 2009. - № 9. – С. 43-49.
Полетавкина, Л.Г.«Будьте добрыми и человечными». Сценарий по воспитанию нравственности у уч-ся 4-5 классов.// Педсовет. – 2005. - № 3. – С. 10-13.
Сультеев, Д.Единство разных / Д. Сультеев.// Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С. 3-7. Что такое толерантность. Значение термина в разных языках.
Сухоносова, О.Н.«Если добрый ты – это хорошо!». Часы этики для уч-ся 4-5 классов.// Досуг в школе. – 2008. - № 11. – С. 3-20
Храмова, Р.«Добро не терпит промедления» /Р. Храмова.// Воспитание школьников.-2006.-№1.- С.55-57.Беседа, стихи, пословицы, фразеологизмы о добре.
Чепикова, Л.В.«Доброта». Разработка урока для уч-ся среднего школьного возраста.// Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 18-20.
Краткая философская энциклопедия.- М.: «Прогресс»-«Энциклопедия», 1994.- С. 406.
Петрова, В.И. «Что такое справедливость». Занятие для учащихся 3-5 классов. // Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 42-45.
Человек: Научно-популярное издание для детей. - М.:ЗАО «Росмэн- Пресс», 2007.- С.220.- (Современная школьная энциклопедия). В главе «Человеческая
личность» вы узнаете что такое«альтруизм» и «эгоизм».
Богданова, Н. Крепко- накрепко дружить / Н.Богданова. //Счастливые родители.- 2005.- №9.- С. 82-86.
Первые дружеские чувства между детьми.
Волкова, М.А.«Друг в беде не бросит…» КВН о дружбе и друзьях для уч-ся 4-5 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 4. – С. 73-74.
Гомжина, З.А.«С детства дружбой дорожи». Классный час о дружбе для уч-ся 4-5 классов.// Досуг в школе. – 2008. - № 11. – С. 21-24.
Мазнин, И.Давайте дружить: Стихотворение/И. Мазнин.// Воспитание школьников.- 2009.- №9.- С.45.О дружбе.
Петрова, В. «Твои друзья и ты». Занятие для уч-ся 3-5 классов.// Воспитание школьников. – 2009. - № 3. – С. 31- 35.
Петрова, В.«Умейте дружбой дорожить». Разработка занятия для уч-ся3-5 классов.// Воспитание школьников. – 2009. - № 5. – С. 26-28.
Человек: Научно-популярное издание для детей.- М.:ЗАО «Росмэн- Пресс», 2007.- С.254.- (Современная школьная энциклопедия).
На страницах книги рассказывается о том, что такое дружба, дружеские отношения.Чепикова, Л.В.«Дружба». Разработка урока для уч-ся среднего
школьного возраста.// Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 15-18.
СО
И
Ш
"Е
6"
№