МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» (ГКОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6») Cогласовано Совет школы протокол № __ от «__»_________ Принято УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор ГКОУ СО протокол № «Екатеринбургская школа – интернат № 6» от «__»_________ _______________И.В. Суставова «_____»__________20 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. №1015 (с изменениями на 17 июля 2015 года); Устава ГКОУ СО «Екатеринбургская школа – интернат « 6» (далее - Учреждение) и определяет порядок разработки, утверждения, внесения изменений в адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования. 1.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. 1.3. АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается Учреждением в соответствии со ФГОС НОО и с учетом примерной АООП НОО с привлечением органов самоуправления Учреждения – Совета школы, педагогического совета. 1.4. АООП НОО для обучающихся с ТНР разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― ФГОС) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО. 2. Структура и содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 2.1. Требования к структуре и содержанию разделов АООП определяются ФГОС НОО. 2.2. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%; не менее 60% и не более 40% от общего объема АООП. 2.3. АООП НОО реализуется учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. 2.4. Структура АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО Учреждением, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: 1) пояснительную записку, которая содержит: цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения АООП НОО; принципы и подходы к формированию АООП НОО; общую характеристику АООП НОО; психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ТНР; описание особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР; 2) планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, которые должны: обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО; являться основой для разработки АООП НОО; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 3) систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования, которая должна: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; описание объекта и содержание оценки; критерии, процедуры и состав инструментария оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения системы оценки; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ТНР и развития их жизненной компетенции; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий оценивать в единстве предметные, метапредметные и личностные результаты его образования. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий; \ программы учебных предметов, факультативных курсов, занятий по выбору, коррекционных курсов; программу духовно-нравственного развития обучающихся с ТНР; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности; программу коррекционной работы с обучающимися с ТНР. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает: 1) учебный план, включающий количество учебных занятий по предметным областям и коррекционно- развивающую область; 2) систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в Учреждении. 2.7. Организация внеурочной деятельности и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регламентируется соответствующими положениями. 3. Порядок разработки и утверждения АООП НОО 3.1. АООП НОО разрабатывается Учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной АООП НОО. 3.2. Порядок разработки АООП НОО определяется приказом директора Учреждения. 3.3. АООП НОО проходит процедуру согласования с Советом школы, рассматривается на заседании педагогического совета и вводится в действие приказом директора Учреждения до 1 сентября текущего учебного года. 3.5. Учреждение может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в АООП НОО в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности Учреждения; 3.6. Организационный раздел АООП НОО ежегодно дополняется учебным планом на текущий учебный год. 3.7. Учреждение обеспечивает реализацию в полном объеме АООП НОО, соответствие качества подготовки учащихся, установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным. психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся. 4. Внесение изменений и дополнений в АООП НОО 4.1. Создание ежегодных изменений и дополнений к АООП НОО продиктовано ежегодным формированием школьного компонента учебного плана в соответствии с запросами участников образовательного процесса. Ежегодные дополнения создаются каждый год, до наступления учебного года, к которому они отнесены. К ежегодным дополнениям относятся: учебный план и его учебно-методическое обеспечение на новый учебный год; режим работы Учреждения на новый учебный год, в том числе календарный учебный график; перечень рабочих программ. 4.2. В случае необходимости создания программ, обеспечивающих развитие, воспитание и социализацию, не имеющих аналога в АООП НОО Учреждения, такие программы создаются и утверждаются в порядке дополнения при условии, если они не требуют изменений учебного плана, не выходят за рамки режимных ограничений. 4.3. Изменения в АООП вносятся в следующих случаях: по причине перенесения предмета из одной образовательной области в другую (на федеральном и региональном уровнях); в случае исключения одного предмета и замены его другим в рамках одной образовательной области; появления рекомендаций федерального и регионального уровня, требующих изменения содержания по тем или иным предметам (например, внесение краеведческого материала). 4.4. Все изменения и дополнения к АООП (в том числе и ежегодные) доводятся до сведения участников образовательного процесса, размещаются на сайте Учреждения. 5. Требования к порядку внесения изменений и дополнений к АООП 5.1. Порядок внесения дополнений к АООП аналогичен порядку утверждения АООП: составление проекта дополнений (в том числе и ежегодных) рабочей группой; согласование проекта дополнений (в том числе и ежегодных) с Советом школы; принятие проекта дополнений (в том числе и ежегодных) педагогическим советом; утверждение проекта дополнений (в том числе и ежегодных) директором Учреждения (издание приказа). 5.2. Структура ежегодных дополнений к АООП: 1. Режим работы школы: Количество классов-комплектов на каждой ступени; Продолжительность учебной четверти, полугодия; Продолжительность учебного года; Сроки каникул. 2. Учебный план: перечень курсов и дисциплин с указанием количества часов на каждой ступени обучения; обоснование введения данных курсов и дисциплин; содержание курсов и дисциплин; перечень УМК, обеспечивающих реализацию учебных курсов и дисциплин. 3. Перечень рабочих программ: наименование курса; класс, автор. 6. Основные права и обязанности участников реализации АООП 6.1. Педагоги Учреждения: участвуют в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов АООП (рабочих учебных программ курсов, модулей); участвуют в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам; участвуют в оценке выполнения и коррекции Программы. 6.2. Предметное методическое объединение: разрабатывает основное содержание АООП Учреждения: рассматривает и обсуждает рабочие программы учебных предметов, курсов; участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в Программу на очередной учебный год; разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами образования; разрабатывает методические рекомендации для учащихся и родителей (законных представителей) по эффективному усвоению рабочих программ. 6.3. Совет школы: рассматривает и обсуждает основные положения и разделы АООП; выносит текст Программы на педагогический совет Учреждения. 6.4. Педагогический совет: рассматривает и обсуждает основные положения и разделы АООП; выносит текст Программы на утверждение директору Учреждения. 6.5. Администрация Учреждения: организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения АООП; участвует в разработке и обсуждении Программы; осуществляет контроль выполнения Программы и производит оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; организует проведение промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения АООП; обеспечивает условия для реализации Программы. 6.6. Родители (законные представители): формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава внеурочной деятельности; участвуют в оценке выполнения Программы. 7. Заключительные положения 7.1. Данное Положение является локальным правовым актом Учреждения. 7.2. Настоящее Положение действует до внесения изменений и дополнений в законодательство РФ в области образования. .