Игра в школе 1 ступени как основной вид внеурочной деятельности для учащихся с ТНР (Пазюкова С.Б., Королёва М.А.)

04.07.2021

М.А. Королева, С.Б.  Пазюкова, СКОШИ № 56, г.ЕкатеринбургЮ, 2014                           

                Игра  - основное  и  любимое занятие  детей,  их  работа.  В  игре  часто  сложное  становится  доступнымСвободное  время  -  важная  социально-  педагогическая   проблема охватывающая  большой  круг  вопросов,  связанных  с  потребностями, творческими  возможностями  личности,  развитием  способностей,  организаторских  умений,  эмоционально- ценностного  отношения к  окружающему  миру  в  целом.

Бессмысленное  времяпровождение,  пустые,  а  порой,  и  антигуманные забавы  наших  детей  стали  обычным   явлением  современного  общества.  Причин  много:  отсутствие  хорошо  оборудованных  площадок,  комнат  школьника,  недостаточность  контроля  и  руководства  досугом  детей  со  стороны  взрослых,  неразвитость  интересов,  увлечений  у  ребят  и  др.  Во  дворах,  скверах  сегодня  не  часто  можно  встретить  ребят,  увлеченно  играющих  в  «Бояре»,  «Прятки»,  «Классики». Незаметно  стали  уходить  в  прошлое  народные  игра,  семейные  традиции,  дающие  ребенку  исполненную  глубокого  смысла   содержательную,  духовно богатую  жизнь.  Компьютеры,  плееры,  видео не  могут  заменить  живое,  эмоционально  насыщенное  общение,  экспрессивное  самовыражение  ребенка в  игре,  реализовать  природную  активность   в  движениях.

Начальная  школа  является  очень  важным  периодом  развития  детей. С  сожалением  приходится  отмечать  некоторую  тенденцию  к  тому,  что  детей  все  больше  загружают  умственной  работой,  оставляя  все  меньше  времени  на  физическое  развитие.  А  ведь  потом  наверстать  упущенное  бывает  практически  невозможно,   поэтому  не  стоит пренебрегать  любой  возможностью,  чтобы помочь  детям  проявить  себя,  помочь  им  овладеть новыми  умениями и  навыками.  Только  все  это  надо  делать  весело  и  интересно,  а  что  может  быть  для  ребят  интереснее,  чем  игра?  Игр  может  быть  огромное  количество:  развивающих  разные  физические  качества,  помогающие  расслабиться  после  трудных  уроков,  развивающих  силу  воли,  а  главное,  игры  во  многом  помогают  укреплять  хорошие  отношения  в классе.

Правильно  подобранные  и  хорошо  организованные  игры,  способ-ствуют  всестороннему,  гармоничному  развитию  школьников,  содействуют укреплению  их  здоровья,  помогают  выработать  необходимые  в  жизни  и  учебе  полезные  навыки  и  качества.

Виды  игр  для  детей  очень  разнообразны.  Длительное   наблюдение  в процессе   работы  с  детьми  убедительно  показали,  что  школьники  младшего  возраста  охотно  и  с  большим  интересом  обращаются  к  умственным  играм,  задачам,  головоломкам.  Игры  обязательно  должны  быть  доступны  детям.Развивающие  игры  требуют  в этом  отношении  особой  осторожности.

          Содержание  познавательных,  дидактических  игр  помогает  закрепить      и расширить  предусмотренные  школьной  программой  знания,  умения  и  навыки. Сама  природа  игры  такова,  что  она  предоставляет  возможность  и дает  право  на  свободу  поведения, создает  атмосферу  общей  увлеченности. Игровая ситуация  позволяет  раскрыться самым  неожиданным  качествам человека,  в  игре  он  старается  проявить  себя  с  лучшей  стороны,  имеет 

возможность  стать  совсем  другим,  не  таким,  каков  он  в  повседневной  жизни.  Игра  расширяет  границы  для  проявления  творчества,  и  происходит  это  легко  и  непринужденно,  потому  что  захватывает  и  сам  процесс игры,  и  ее  результаты.

Разрабатывая  всякое  дело,  необходимо  учитывать  следующее:

  1. Формы  познавательной  деятельности;

2.       Формы  воспитательной  деятельности;

3.       Необходимо  соблюдать  принцип  «от  простого  к  сложному».

4.       Необходима  наглядность.          

           В  результате  у  детей  проявляется  вера  в  свои  силы,  развивается  «умственный  аппетит»,  который  побуждает заниматься  свободной  познавательной  деятельностью  за  пределами  класса,  школы,  а  это  значит,  что  самая  главная  цель  таких игр  достигнута.

          Игра  всегда  была  неотъемлимой   частью  жизни  человека,  использовалась  с  целью  воспитания  и  развития  подрастающего  поколения.

Уникальность  игры  в том,  что  это  и  есть  та  деятельность,  в  процессе  которой формируется человеческое  развитие  личности.  Лишить  ребенка  игровой  практики  значит  лишить  его  главного  источника  развития:  импульсов  творчества,  богатства  отношений  и  общения.  Ребенок  -  существо  играющее,  в  игре  как  форме  человеческой  радости  он  становится  совершенней.

Поэтому  по  окончанию  самоподготовки  необходимо  организовать 

Игровую деятельность.  При  работе  в  одновозрастной  группе  рекомендуется  широко  применять  разные  игрушки  и  игры.  Это  помогает  снять  эмоциональное  и  психическое  напряжение.Н

еобходимые  условия  для  успешной  игровой  деятельности:

- естественность,

- теплая  забота   и  принятие,

- сензитивное  понимание  (полный  эмоциональный  контакт). 

          Организация  игровой  деятельности  в  ГПД  планируется  на  всю  рабочую  неделю.  При  планировании  игровой  деятельности учитываются  особенности:

          -  не  дублировать  деятельность  первой  половины  дня  (если  на  уроках  была  высокая  умственная  нагрузка,  лучше  давать  игры  на  развитие  коммуникативных  навыков  или  сюжетно-ролевые),Хочу такой сайт

           - играющие   не  должны  мешать  тем,  кто еще  не  закончил  подготовку  уроков,

           - игра  не  всегда  должна  носить  только  развлекательный  характер,

           - игра  должна  соответствовать  возрасту,  психическому  и  физическому  состоянию  ребенка,

           - использовать  можно  только  педагогические  игры.

           Задачи  воспитательной  работы  состоят  в  том,  чтобы  дать  ряд  общеобразовательных  и  полезных  знаний,  умений,  навыков.  В    практике  для  успешного  обучения в  школе  используются   различные   игры.

Игровое  общение  оказывается  важным  воспитательным  средством.

Игра  создает  возможности  для  со-творчества,  совместного  творческого  развития  взрослого  и  ребенка.

  Работая  с  детьми  с  ОВЗ  применяем   различные  игры,  развлечения.  Дети  участвуют  на  конкурсах  чтецов  (осень,  зима,  весна,  лето, военная  тематика),  конкурсы   рисунков,  внеклассные  школьные  мероприятия:  различные  викторины,  спортивные  соревнования  в  зале  и  на  улице,  открытые  мероприятия  ,  сюжетно – ролевые  игры  в  игровой   комнате  ( игра  по выбору профессий ( продавец,  врач,  строитель,  шофер  и  др),  шахматный турнир,  бильярд,  теннис,  морской  бой  и  др.      Среди  интеллектуально  развивающих  игр  на  поиск  логических  закономерностей  особой  популярностью  у  детей  пользуются  игры  в  загадки. Младшим  школьникам   очень  нравится   отгадывать  загадки.  Расширяя  кругозор  детей,  знакомя  их  с  окружающим  миром,  явлениями  природы,  развивая  и  обогащая  речь,  загадки  имеют  неоценимое  значение  в формировании  интеллектуальных  компонентов,  способности  к  творчеству,  логического  мышления: (загадки о  природных  явлениях,  о  героях  книг,  сказок  и  др).                                

  Также во внеклссной работе используются и народные, которые    не  менее  интересны,  чем  рисование,  лепка,  танцы и т.д.    Любимые  игры - это  кошки- мышки,  прятки,  салочки,  «Вы  на  бал  поедете»,  глухие  телефоны,  игра  в  города  и др. Трудно  себе  представить  ребячью  жизнь без  игр,  веселых,  шумных,  нередко  с  песнями,  считалками,  загадками. Одни  игры  помогают  стать  сильными,  ловкими,  меткими.  Другие  развивают  сообразительность  и  смекалку. Во  время  самоподготовки  тоже  применяются  различные  игры:      

    -    это     дыхательные  упражнения   для  стимуляции  дыхательных  путей;

    -    это  артикуляционная  гимнастика  (разминка  языка);

    -    это  пальчиковая  гимнастика  (мелкая  моторика) :игра «Вышла  чашка 

        погулять»  и др)

    -    это  повторение  чистоговорок  на  разные  звуки;

    -    это  физкультминутки  :игра  «У  оленя  дом  большой» 

После  этих  игр  дети  с  удовольствием  выполняют  домашнее  задание  и  не  устают.

Во  время  прогулки  используем  различные  подвижные  игры  ( катание на  горке,  лепим  снежные  фигуры,  крепости,  игра  в  хоккей,  в  футбол  и др).

Вечерами  дети   очень  любят  играть  в  игровых  комнатах  в  сюжетно - ролевые  игры  «Дочки – матери»,  сшей  кукле  одежду.  Строят  из   конструктора  машинки,  самолеты,  гаражи  для  машин,  дома  для  кукол  и др.       Замечательный педагог  А. С. Макаренко  говорил:  «Есть  еще  один важный  метод -  игра.   Я  думаю,  ошибочно  считать  игру  одним  из  занятий ребенка.  В  детском  возрасте  игра  -  это  норма,  и  ребенок  должен  всегда  играть,  даже  когда  он  делает  серьезное  дело…  Надо  только  дать  ему  время  поиграть,  надо  пропитать  этой  игрой  всю  его  жизнь…  В  каждой  игре  есть  прежде  всего  рабочее  усилие  и  усилие  мысли.    Игра  без  усилия,  без  активной  деятельности  всегда  плохая  игра… Игра  доставляет  ребятам  радость.  Это  будет  радость  творчества,  или  радость  победы,  или  радость  эстетическая  - радость  качества.  Такую  же  радость  приносит  хорошая  работа...  Некоторые  считают,  что  работа  отличается  от  игры  тем,  что  в  работе  есть  ответственность,  а  в  игре ее  нет.  Это  неправильно.  В  игре  есть  такая  же  большая  ответственность,  конечно,  в  игре  хорошей,  правильной».          

                                     Литература: 

1 Интеллектуально  - познавательные  игры  в  школе. Авторы- составители    О.Г.Кондрашова,  А.С.Калинин,  К.В. Попова  и  др.  Волгоград:  Учитель,    2007.

2 Мозайка  детского  отдыха.  Автор –составитель  А.Ю. Патрикеев.

3 От  игры  к  знаниям:  Развивающие  и  познавательные  игры  мл.      школьников.  Просвещение – 1982.

4 Спутник  классного  руководителя.  Автор – составитель  Н.А. Максименко. олгоград:  Учитель,  2008.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».