04.07.2021
М.А. Королева, С.Б.
Пазюкова, СКОШИ № 56, г.ЕкатеринбургЮ, 2014
Игра
- основное и любимое занятие детей, их
работа. В игре часто сложное становится
доступным. Свободное время -
важная социально- педагогическая
проблема охватывающая большой круг вопросов,
связанных с потребностями, творческими возможностями
личности, развитием способностей, организаторских
умений, эмоционально- ценностного отношения к
окружающему миру в целом.
Бессмысленное времяпровождение, пустые, а
порой, и антигуманные забавы наших
детей стали обычным явлением современного
общества. Причин много: отсутствие хорошо
оборудованных площадок, комнат школьника,
недостаточность контроля и руководства досугом
детей со стороны взрослых, неразвитость
интересов, увлечений у ребят и др. Во
дворах, скверах сегодня не часто можно
встретить ребят, увлеченно играющих в «Бояре»,
«Прятки», «Классики». Незаметно стали уходить в
прошлое народные игра, семейные традиции,
дающие ребенку исполненную глубокого смысла
содержательную, духовно богатую жизнь. Компьютеры,
плееры, видео не могут заменить живое, эмоционально
насыщенное общение, экспрессивное самовыражение ребенка
в игре, реализовать природную активность
в движениях.
Начальная школа является очень важным
периодом развития детей. С сожалением
приходится отмечать некоторую тенденцию к
тому, что детей все больше загружают
умственной работой, оставляя все меньше
времени на физическое развитие. А ведь
потом наверстать упущенное бывает практически
невозможно, поэтому не стоит пренебрегать
любой возможностью, чтобы помочь детям проявить
себя, помочь им овладеть новыми умениями и
навыками. Только все это надо делать
весело и интересно, а что может быть
для ребят интереснее, чем игра? Игр
может быть огромное количество: развивающих
разные физические качества, помогающие
расслабиться после трудных уроков, развивающих
силу воли, а главное, игры во многом
помогают укреплять хорошие отношения в классе.
Правильно подобранные и хорошо организованные
игры, способ-ствуют всестороннему,
гармоничному развитию школьников,
содействуют укреплению их здоровья, помогают
выработать необходимые в жизни и учебе
полезные навыки и качества.
Виды игр для детей очень разнообразны.
Длительное наблюдение в процессе
работы с детьми убедительно показали, что
школьники младшего возраста охотно и с
большим интересом обращаются к умственным играм,
задачам, головоломкам. Игры обязательно должны
быть доступны детям.Развивающие игры требуют в
этом отношении особой осторожности.
Содержание
познавательных, дидактических игр помогает
закрепить и расширить
предусмотренные школьной программой знания,
умения и навыки. Сама природа
игры такова, что она предоставляет
возможность и дает право на свободу
поведения, создает атмосферу общей увлеченности. Игровая
ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным
качествам человека, в игре он старается
проявить себя с лучшей стороны, имеет
возможность стать совсем другим, не
таким, каков он в повседневной жизни.
Игра расширяет границы для проявления
творчества, и происходит это легко и
непринужденно, потому что захватывает и сам
процесс игры, и ее результаты.
Разрабатывая всякое дело, необходимо
учитывать следующее:
- Формы
познавательной деятельности;
2.
Формы воспитательной деятельности;
3.
Необходимо соблюдать принцип «от простого
к сложному».
4.
Необходима наглядность.
В
результате у детей проявляется вера в
свои силы, развивается «умственный аппетит»,
который побуждает заниматься свободной познавательной
деятельностью за пределами класса, школы, а
это значит, что самая главная цель таких
игр достигнута.
Игра
всегда была неотъемлимой частью жизни
человека, использовалась с целью воспитания
и развития подрастающего поколения.
Уникальность игры в том, что это и
есть та деятельность, в процессе которой
формируется человеческое развитие личности. Лишить
ребенка игровой практики значит лишить его
главного источника развития: импульсов творчества,
богатства отношений и общения. Ребенок -
существо играющее, в игре как форме
человеческой радости он становится совершенней.
Поэтому по окончанию самоподготовки
необходимо организовать
Игровую деятельность. При работе в одновозрастной
группе рекомендуется широко применять разные
игрушки и игры. Это помогает снять
эмоциональное и психическое напряжение.Н
еобходимые условия для успешной игровой
деятельности:
- естественность,
- теплая забота и принятие,
- сензитивное понимание (полный эмоциональный
контакт).
Организация
игровой деятельности в ГПД планируется на
всю рабочую неделю. При планировании
игровой деятельности учитываются особенности:
- не
дублировать деятельность первой половины дня
(если на уроках была высокая умственная
нагрузка, лучше давать игры на развитие
коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые),
-
играющие не должны мешать тем, кто
еще не закончил подготовку уроков,
- игра
не всегда должна носить только
развлекательный характер,
- игра
должна соответствовать возрасту, психическому и
физическому состоянию ребенка,
-
использовать можно только педагогические игры.
Задачи
воспитательной работы состоят в том, чтобы
дать ряд общеобразовательных и полезных
знаний, умений, навыков. В практике
для успешного обучения в школе используются
различные игры.
Игровое общение оказывается важным
воспитательным средством.
Игра создает возможности для со-творчества,
совместного творческого развития взрослого и
ребенка.
Работая с детьми с ОВЗ применяем
различные игры,
развлечения. Дети участвуют на конкурсах
чтецов (осень, зима, весна, лето, военная
тематика), конкурсы рисунков, внеклассные
школьные мероприятия: различные викторины, спортивные
соревнования в зале и на улице,
открытые мероприятия , сюжетно – ролевые игры
в игровой комнате ( игра по выбору профессий (
продавец, врач, строитель, шофер и др),
шахматный турнир, бильярд, теннис, морской бой и др.
Среди интеллектуально развивающих
игр на поиск логических закономерностей особой
популярностью у детей пользуются игры в
загадки. Младшим школьникам очень нравится
отгадывать загадки. Расширяя кругозор детей,
знакомя их с окружающим миром, явлениями
природы, развивая и обогащая речь, загадки
имеют неоценимое значение в формировании
интеллектуальных компонентов, способности к
творчеству, логического мышления: (загадки о природных
явлениях, о героях книг, сказок и др).
Также во внеклссной работе используются и народные,
которые не менее интересны, чем
рисование, лепка, танцы и т.д. Любимые игры
- это кошки- мышки, прятки, салочки, «Вы на
бал поедете», глухие телефоны, игра в
города и др. Трудно себе представить ребячью
жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с
песнями, считалками, загадками. Одни игры
помогают стать сильными, ловкими, меткими.
Другие развивают сообразительность и
смекалку. Во время самоподготовки тоже
применяются различные игры:
- это
дыхательные упражнения для стимуляции
дыхательных путей;
- это артикуляционная
гимнастика (разминка языка);
- это пальчиковая
гимнастика (мелкая моторика) :игра «Вышла чашка
погулять» и др)
- это повторение
чистоговорок на разные звуки;
- это физкультминутки
:игра «У оленя дом большой»
После этих игр дети с удовольствием
выполняют домашнее задание и не устают.
Во время прогулки используем различные
подвижные игры ( катание на горке,
лепим снежные фигуры, крепости, игра в
хоккей, в футбол и др).
Вечерами дети очень любят играть
в игровых комнатах в сюжетно - ролевые игры «Дочки – матери», сшей
кукле одежду. Строят из конструктора
машинки, самолеты, гаражи для машин, дома
для кукол и др. Замечательный педагог А.
С. Макаренко говорил: «Есть еще один важный метод
- игра. Я думаю, ошибочно считать
игру одним из занятий ребенка. В
детском возрасте игра - это норма, и
ребенок должен всегда играть, даже когда
он делает серьезное дело… Надо только
дать ему время поиграть, надо пропитать
этой игрой всю его жизнь… В каждой
игре есть прежде всего рабочее усилие
и усилие мысли. Игра без
усилия, без активной деятельности всегда
плохая игра… Игра доставляет ребятам радость.
Это будет радость творчества, или радость
победы, или радость эстетическая - радость
качества. Такую же радость приносит хорошая
работа... Некоторые считают, что работа
отличается от игры тем, что в работе
есть ответственность, а в игре ее нет.
Это неправильно. В игре есть такая же
большая ответственность, конечно, в игре
хорошей, правильной».
Литература:
1 Интеллектуально - познавательные игры в школе.
Авторы- составители О.Г.Кондрашова,
А.С.Калинин, К.В. Попова и др. Волгоград:
Учитель, 2007.
2
Мозайка детского отдыха. Автор –составитель А.Ю.
Патрикеев.
3 От игры к знаниям: Развивающие и
познавательные игры мл.
школьников. Просвещение – 1982.
4 Спутник классного руководителя. Автор –
составитель Н.А. Максименко. олгоград: Учитель,
2008.