04.07.2021
Зелик Л.А., учитель СКОШИ №56, г. Екатеринбург
В данной статье речь пойдёт о психолого-педагогическом
сопровождении детей с психопатоподобным поведением и детей с синдромом
гиперактивности.
Статистические данные врачей-педиатров, детских неврологов и
педагогов-психологов свидетельствуют о том, что наметилась тенденция резкого
увеличения количества гиперактивных детей и детей с психопатоподобным
поведением, а также другими психическими особенностями. Учителя уже столкнулись
с этой проблемой, т.к. в каждом классе уже есть дети с отклонениями в
психическом развитии, а зачастую и несколько. Очень часто педагоги не в
силах справиться с такими детьми, т.к. в первую очередь у них страдает
поведение.
Поведение определяется как
психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов,
установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. Всякого рода
устойчивые отклонения от этих стандартов расцениваются как нарушения поведения.
Возникновение патологических черт в поведении большинства детей
обусловлено, с одной стороны, влиянием различных вредностей во внутриутробном,
родовом и раннем послеродовом периодах развития (токсикоз беременности, родовая
травма с асфиксией плода, тяжело протекающие дистрофические и инфекционные
заболевания первых лет жизни) и, с другой - неблагоприятными условиями
воспитания (безнадзорность, развод родителей, алкоголизм в семье, частые
внутрисемейные конфликты, чрезмерная занятость родителей, рассогласованность в
действиях родителей и учителей и пр.).
Гиперактивные дети.
Проявления синдрома гиперактивности:
·
Дефицит внимания. Ребенок не может
длительное время концентрировать свое внимание на каком-либо одном занятии.
Из-за дефицита внимания дети с синдромом гиперактивности зачастую испытывают
затруднения с обучением.
·
Излишняя импульсивность ребенка. Дети часто теряют
контроль над своими эмоциям.
·
Повышенная двигательная активность
ребенка. Дети не просто подвижны, они просто сверхактивны. Ребёнка практически
невозможно увидеть в спокойном состоянии – он постоянно находится в движении.
Либо он бегает, либо прыгает, либо приплясывает на месте, если уж его и
заставили посидеть. Все в этом ребенке выдает эту самую гиперактивность –
постоянно находящиеся в движении кисти рук, бегающие глаза, выражение лица,
мимика.
Врачи – невропатологи и детские психологи считают, что синдром
гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Лечение необходимо
начинать как можно раньше. Повышенная энергичность ребенка при синдроме
гиперактивности свидетельствует о нарушении нормального функционирования
центральной нервной системы.
Специфика обучения так или иначе требует усидчивости и внимания. А ребенок
с синдромом гиперактивности не сможет сам воспринимать и запоминать информацию,
а еще будет постоянно крутиться и вертеться, отвлекая тем самым всех остальных
детей. Из-за этого у таких детей очень часто наблюдаются систематические
конфликты с учителями, родители зачастую выслушивают массу нелестных
отзывов о поведении их ребёнка. Занятия с гиперактивными детьми требуют
определенных навыков, которыми в обычной школе обладают далеко не все педагоги.
Очень часто родители не хотят тратить время на лечение, ошибочно полагая,
что с возрастом проблема синдрома гиперактивности исчезнет по мере взросления.
Однако единственное появление нарушения, которое пройдет к подростковому
возрасту, это повышенная двигательная активность. Зато импульсивность и дефицит
внимания, напротив, в значительной степени и достаточно быстро прогрессируют,
делая процесс обучения крайне затруднительным.
Рекомендации в работе с гиперактивными детьми:
1. Для начала нужно принять их такими, какими они есть. Гиперактивный
ребёнок нарушает дисциплину не потому, что он хочет досадить родителям или
учителям. Его эмоции и двигательная активность не подчиняются ему самому. Это
особенности его нервной системы.
Первичные поведенческие нарушения, делающие ребенка неприспособленным к
общепринятым стандартам социальных требований и воспитательных подходов, служат
источником непонимания, неприятия и недовольства со стороны окружающих. Отсюда
многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические
наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу, ибо
бесполезно требовать от человека того, что он не в состоянии выполнить. Жизнь
такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, не только не
способствующих улучшению поведения, но еще более ухудшающих его за счет
вторичных адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции, гиперкомпенсации и
др. Это в конечном счете может привести к патохарактерологическому формированию
личности, «нажитой» психопатии.
2. Постоянно наблюдать за таким ребёнком. Для кого-то «ежовые рукавицы»,
жёсткое воспитание является единственной правильной тактикой поведения. Для
других – спокойная атмосфера дома и в школе, а любое строгое замечание –
вызывает бурную реакцию, огромные эмоциональные и временные потери. Для
третьих – постоянная смена видов деятельности, насыщенный, интересный урок, на
котором ребёнку некогда вертеться и крутиться. Необходимо подбирать «ключик» к
таким детям методом проб и ошибок на протяжении длительного времени.
3. Если «ключик» всё-таки подобрать не удалось, то необходимо обратиться за
помощью к специалистам – прежде всего, к психологу.
4. Если занятия с психологом не дают результатов, необходимо посоветовать
родителям посетить врача-невролога. И помните: ребёнка должен лечить только
врач-специалист. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие
лекарства и начинают давать их ребенку. Необходимо предупредить их о том, что
неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени
усугубить течение заболевания.
Несмотря на то, что каждый гиперактивный ребенок нуждается в индивидуальном
подходе, психологи дают некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание
гиперактивного ребенка:
·
Постановка задачи. Логическое и абстрактное
мышление у гиперактивных детей развиты намного хуже, спокойных
сверстников. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко
обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими
никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.
·
Последовательность указаний. Крайне не рекомендуется
давать ребенку сразу несколько заданий, например: «приберись на парте, вымой
руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно
сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на
что-нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания в логической
последовательности.
·
Очерчивайте временные рамки. У таких детей очень
смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем,
отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Если вы хотите отвлечь
ребёнка от игры или дать другое задание, то предупреждайте его хотя бы за 5 мин
до этого. Это касается не только гиперактивных детей, но и всех
остальных.
·
Правильно говорите “нет”. Как раз слово «нет»
употреблять и нельзя. Запрещая что-либо, стройте свои предложения таким
образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите,
чтобы ребенок не бегал по коридору, не стоит говорить ему: «Не бегай по
коридору!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Сядь за парту,
порисуй». При этом, во всех, даже конфликтных, ситуациях вы должны
сохранять спокойствие.
·
Как успокоить гиперактивного ребенка. Если ребёнок чрезмерно
перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например,
уведите ребенка в сторону, предложите ему воды, спокойно поговорите с ним на
любую отвлеченную тему.
·
В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин
гиперактивности может стать неправильное питание
ребенка. Достаточно проанализировать продукты, которые сегодня дают ребенку. В
большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы,
искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на
нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство -
все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того,
опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у
ребенка.
В системе лечения гиперактивного ребёнка могут
быть также рекомендации по правильному питанию, которые даёт также
врач-специалист.
Частой ошибкой родителей и педагогов при воспитании ребенка с синдромом
гиперактивности, основными характеристиками которого являются дефицит внимания,
двигательная расторможенность и импульсивность, является то, что они
одновременно требуют от него сосредоточенного внимания, усидчивости и
сдержанности, т.е. возлагают на ребенка триединую задачу, с которой не всякий
взрослый может справиться. Организация коррекционно-педагогической работы
с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:
1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в
эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость
предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому условию
удовлетворяет игровая форма психокоррекционных приемов.
2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной
функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие
дефицитные способности, ибо известно, что параллельное соблюдение двух, а тем
более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а
порой просто невыполнимо. Даже при всем желании гиперактивный ребенок не в
состоянии выполнить правил поведения на уроке, требующих того, чтобы он сидел
спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно
длительного времени.
Отсюда основное правило развития необходимых качеств у этих детей –
предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и
произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на
самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая
усидчивость не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять
импульсивность. Контроль за собственной импульсивностью не должен
сопровождаться ограничением возможности получать мышечную радость и может
допускать определенную долю рассеянности внимания.
Психопатии, психопатоподобное
поведение у детей.
Дети с психопатоподобным поведением представляют гораздо более серьёзную
проблему для родителей и учителей, чем дети просто с гиперактивностью. Эти дети
часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они
могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость,
не испытывая при этом чувства вины. Таким детям не стыдно, слезы их часто не от
раскаяния, а от злобы. Они эгоистичны, им чуждо сопереживание, они могут проявить
жестокость.
Когда такой ребенок воспитывается в асоциальной обстановке, его
патологические наклонности усиливаются. Однако и хорошие условия в семье далеко
не всегда обеспечивают оптимистический прогноз развития и социальной адаптации
такого ребёнка.
Но врачи не могут вылечить психопатию. Лечение может быть только
симптоматично. Врач может назначить успокоительные средства,
и на время состояние больного улучшится. Но если ребенок не будет иметь
адекватных условий воспитания и обучения, вскоре все может вернуться на свои
места.
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической
запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей
школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.
Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания.
Это методы убеждения и переубеждения; поощрение и наказание; организация
деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции,
получившее широкое распространение за последние годы.
Направления работы:
1. Постоянное наблюдение за таким ребёнком. Наблюдательный учитель всегда
увидит какие-либо предпосылки бурной реакции, взрыва эмоций у такого ребёнка и
может купировать эту реакцию в самом зародыше, переключив внимание ребёнка на
что-то необычное и интересное (в арсенале учителя всегда должны быть в запасе
такие уловки). Внимание он должен переключать как бы невзначай.
2. Работа с остальным коллективом детей. Зачастую дети в классе сами
провоцируют такого ребёнка на проявление агрессии или эмоциональный всплеск
неосторожным словом или поступком. Работа с детьми и родителями класса
должна проходить в отсутствие ребёнка с психопатоподобным поведением. Работа
должна быть разъяснительной, дети и родители должны быть предупреждены об
некоей ответственности за своё поведение в отношении больного ребёнка. «Сам
виноват», если вывел его из состояния равновесия, «тебе было сказано, а ты не
послушался». «Он не может себя контролировать, а ты можешь!»
3. Метод разговорной психотерапии – логотерапия – это разговор с ребенком, направленный на вербализацию
эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто
разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности
личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения
словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к
самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах,
желаниях. Должна проходить один на один с ребёнком.
4. Во время проявления всплеска агрессии, эмоций ребёнок не видит и
не слышит ничего вокруг себя и любое замечание в его адрес, только подпитывает
его агрессию. Поэтому необходимо дождаться полного успокоения ребёнка, и только
потом один на один обсудить его поступки, наказать, если это необходимо,
поговорить с родителями, но ни в коем случае, не делать этого в присутствии
других детей, т.к. это приведёт к усугублению бурной реакции. Чаще всего такого
ребёнка необходимо на время оставить в покое.
5. Одним из советов психологов является также и то, что такого ребёнка
нельзя оставлять без присмотра взрослых, т.к. произойти может всё что угодно.
Иногда такие дети представляют угрозу для себя и окружающих.
6. Необходима работа с семьёй такого
ребёнка. Анализ стимулов, направляющих поведение ребенка по определенному
пути. Например, если ребенок проявляет гневливость и непослушание в ответ на
команды матери и не допускает этого после команд отца или учителя, это
означает, что форма поведения находится под стимульным контролем материнских
команд и именно она должна искать более адекватные формы взаимодействия с ним.
7. Необходимо продумать действенные виды поощрения и наказания для ребёнка,
значимые для него. Для каждого ребёнка они индивидуальны. Они должны
соответствовать одному принципиальному требованию – возможности их
немедленного предъявления вслед за актуальным поведением ребенка. Поощрением
могут быть похвала, заинтересованность взрослого, ласка, совместная игра,
демонстрация уважения и гордости за ребёнка, чтение книги, прогулка, разрешение
развлечься по своему усмотрению, а также все, что может удовлетворить
актуальные потребности ребенка и закрепить в его сознании эмоционально
положительные последствия того или иного поступка. Наказанием за нежелательное
поведение служат такие последействия, как порицание, реальная угроза (например,
рассказать всё родителям), осуждение, строгий взгляд, насмешка, запрет,
прекращение игры или исключение из игры, оставление в одиночестве и т.д.
8. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе
может использовать различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию,
музыкотерапию, игротерапию, логотерапию.
Необходимо также не забывать о лечении такого ребёнка, постоянном
наблюдении у врачей-специалистов.
Строго продуманная система воспитания, систематическое лечение, налаженный
контакт с родителями рано или поздно приведут к положительному результату в
обучении ребёнка с синдромом гиперактивности и ребёнка с психопатоподобным
поведением, позволят им успешно адаптироваться и социализироваться в среде
своих сверстников.