Развитие мелкой моторики у учащихся с ТНР на на внеклассных коррекционно-развивающих занятиях (Королёва М.А.)

04.07.2021

Королева М.А., воспитатель СКОШИ №56 г. Екатеринбург 

       Начинать  работу  по  развитию мелкой  моторики руки  нужно  с  раннего возраста. Уже  грудному  младенцу  можно  массировать  пальчики, воздействуя  тем  самым  на активные  точки,  связанные  с  корой  головного мозга.  В  раннем  и  младшем  дошкольном  возрасте нужно  выполнять  простые  упражнения,  сопровождаемые  стихотворным  текстом  и  не забывать  о  развитии  элементарных  навыков  самообслуживания:  застегивать  и  расстегивать  пуговицы,  завязывать шнурки  и т.д.

   В  старшем  дошкольном  возрасте  работа  по развитию  мелкой  моторики рук  должна  стать  важной  частью  подготовки  к  школе,  в том  числе, письму.

   В  настоящее  время  все  чаще  встречаются  дети  с тяжелыми нарушениями  речи,  поэтому  развивать  мелкую  моторику  детей  нужно продолжать  и  в  начальных  классах.

      Мелкая  моторика  рук  и  уровень  развития  речи  находятся  в  прямой

зависимости   друг  от  друга.  Мелкая  моторика  влияет  на  многие  важные процессы  в  развитии  ребенка:  речевые  способности,  внимание, мышление,  координацию  в  пространстве,  наблюдательность,  память  и  воображение.

   Обычно  ребенок , имеющий   высокий  уровень  развития  мелкой моторики,  умеет  логически  рассуждать.  У  него  достаточно  хорошо развиты  память,  мышление,  внимание,  связная  речь.  Поэтому  в  группе продленного  дня  на  внеклассных   занятиях  мы  много  занимаемся  декоративно - прикладным  искусством.  Лепка  пластилином  и выкладывание  на  нем  рисунка  из  природного   материала. Это  различные виды  круп,  семян,   косточек.   Работа  с поделками  - одно  из  любимых занятий  детей.  Кроме  очевидного  творческого  самовыражения  ребенок развивает гибкость  и  подвижность  пальцев,  точность   и  координацию  движений,  что  способствует  улучшению  речи ,развивает  мелкую  моторику  рук,  воображение,  формируются и  развиваются  навыки  ручного  труда.

    Мои  занятия  помогут  ребенку  научится  воплотить  свои  идей  в реальность,  работать  аккуратно  и  внимательно,  кроме  того,  ребенок  учится  планировать  свою  работу  и  доводить  ее  до  конца.  Эти  поделки  станут  оригинальным  подарком учителю, другу, своим  домашним.

    Влияние   занятий   декоративно- прикладного  искусства  на  ребенка  широко. Оно  отражается  на  особенностях развития  личности  ребенка,  его  познавательной  сферы    и  деятельности:

  - расширение  кругозора,

  - развитие  мелкой  моторики,

  - создание  целостного  образа.

  - развитие  ценностного  отношения  к  человеку,  его  культуре,  труду,Хочу такой сайт

  - расширение  словарного  запаса,

  - развитие  познавательных  процессов,

  - активное   влияние  на  психическое  и  физическое  здоровье.  

Таким  образом,  занятия  способствуют  всестороннему  развитию  личности.

Работа  над  поделками  проходит  в  несколько  этапов. 

    1.Сначала  мы  подбираем  соответствующий  рисунок  к  данной  теме  (это самые разные представления детей об окружающем мире):

  «Осенний  букет»,  «Новый  год  шагает  по  планете»,

«День  космонавтики»,  «День  Победы»,  «Сказочные  герои»,  «Рождественская елка»,  «Символ  года»,  «Подарок  маме»  и  др.    

    2.Затем  на  картон  наносим  рисунок  и  покрываем  его  пластилином  разных  цветов.

   3. После  этого  подбираем  соответствующие материалы-  семечки,  крупы.  Если  маленькая  деталь, -то мелкие  крупы,  если  большая ,- то  семечки  покрупней.

   4. Выложив  картину,  раскрашиваем  гуашью,  а  после  того  как  краска  высохла,  покрываем  лаком.  Так получается готовая  картина.

        При  работе  над  поделкой  нужно большое  терпение,  внимание  и  усидчивость,  так  как   работа   очень   кропотливая   и  долгая. Это приучает  ученика младших классов доводить начатое дело до конца, убирать свое рабочее место, радоваться своему успеху и успеху товарища. Такая работа способствует сплочению детей  в коллектив единомышленников  в условиях школы-интерната в момент создания  поделки декоративно-прикладного искусства .Такие внеклассные занятия обогащают речь ученика, способствуют формированию связной устной речи, что очень важно для развития личностных качеств ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».