04.07.2021
Королева М.А., воспитатель СКОШИ №56 г. Екатеринбург
Начинать работу по развитию
мелкой моторики руки нужно с раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать пальчики,
воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем
и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным
текстом и не забывать о развитии
элементарных навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
В
старшем дошкольном возрасте работа по развитию
мелкой моторики рук должна стать важной
частью подготовки к школе, в том числе,
письму.
В
настоящее время все чаще встречаются дети
с тяжелыми нарушениями речи, поэтому развивать
мелкую моторику детей нужно продолжать и в
начальных классах.
Мелкая моторика рук и уровень
развития речи находятся в прямой
зависимости
друг от друга. Мелкая моторика влияет на
многие важные процессы в развитии ребенка:
речевые способности, внимание, мышление, координацию
в пространстве, наблюдательность, память и
воображение.
Обычно ребенок , имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У
него достаточно хорошо развиты память, мышление,
внимание, связная речь. Поэтому в группе
продленного дня на внеклассных занятиях мы
много занимаемся декоративно - прикладным искусством.
Лепка пластилином и выкладывание на нем
рисунка из природного материала. Это
различные виды круп, семян, косточек.
Работа с поделками - одно из любимых
занятий детей. Кроме очевидного творческого
самовыражения ребенок развивает гибкость и подвижность
пальцев, точность и координацию движений,
что способствует улучшению речи ,развивает мелкую
моторику рук, воображение, формируются и
развиваются навыки ручного труда.
Мои занятия помогут ребенку научится
воплотить свои идей в реальность, работать
аккуратно и внимательно, кроме того,
ребенок учится планировать свою работу и
доводить ее до конца. Эти поделки
станут оригинальным подарком учителю, другу, своим
домашним.
Влияние занятий декоративно- прикладного
искусства на ребенка широко. Оно отражается
на особенностях развития личности ребенка, его
познавательной сферы и деятельности:
-
расширение кругозора,
-
развитие мелкой моторики,
-
создание целостного образа.
-
развитие ценностного отношения к человеку,
его культуре, труду,
-
расширение словарного запаса,
-
развитие познавательных процессов,
- активное
влияние на психическое и физическое
здоровье.
Таким
образом, занятия способствуют всестороннему
развитию личности.
Работа
над поделками проходит в несколько этапов.
1.Сначала мы подбираем соответствующий рисунок
к данной теме (это самые разные представления детей об
окружающем мире):
«Осенний букет», «Новый год шагает по
планете»,
«День
космонавтики», «День Победы», «Сказочные герои»,
«Рождественская елка», «Символ года», «Подарок
маме» и др.
2.Затем на картон наносим рисунок и
покрываем его пластилином разных цветов.
3.
После этого подбираем соответствующие материалы-
семечки, крупы. Если маленькая деталь, -то мелкие
крупы, если большая ,- то семечки покрупней.
4.
Выложив картину, раскрашиваем гуашью, а
после того как краска высохла, покрываем
лаком. Так получается готовая картина.
При работе над поделкой нужно
большое терпение, внимание и усидчивость,
так как работа очень
кропотливая и долгая. Это приучает ученика младших
классов доводить начатое дело до конца, убирать свое рабочее место, радоваться
своему успеху и успеху товарища. Такая работа способствует сплочению
детей в коллектив единомышленников в условиях школы-интерната в
момент создания поделки декоративно-прикладного искусства .Такие
внеклассные занятия обогащают речь ученика, способствуют формированию связной
устной речи, что очень важно для развития личностных качеств ребенка с тяжелыми
нарушениями речи.