04.07.2021
Л.А.Андорная, учитель, педагог дополнительного
образования СКОШИ №56 г. Екатеринбурга
Основное
направление работы школы - интерната №56 – ранняя реабилитация,
адаптация и социализация детей с речевой патологией, развитие коммуникативных
умений и навыков. Большую работу по данному направлению проводит
педагог дополнительного образования через реализацию различных программ.
Дополнительное образование, как и
остальной учебный процесс, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно
вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное
развитие учащихся.
Правильно организованное дополнительное образование приучает работать не
только руками, но и головой. Учащиеся мыслят, наблюдают, сравнивают,
сопоставляют. Развивается память (слуховая, зрительная, двигательная).
Непосредственный контакт с различными предметами (материалами, инструментами,
приспособлениями) при выполнении разнообразных операций активизирует
мыслительную деятельность учащихся. Иными словами деятельность на занятиях в
системе дополнительного образования стимулирует развитие речевых процессов. У
учащихся возникает потребность выразить свои мысли, догадки, предложения,
задать вопросы.
Мною была разработана программа по дополнительному образованию «Мягкая игрушка
и сувенир», которая реализуется во внеурочное время.
Занятия в кружке являются весьма необходимыми для формирования и активизации
навыков речевого общения, в процессе которого закрепляется и расширяется
словарь, воспитывается умение подбирать и употреблять слова и выражения, необходимых
для осуществления общения. Использование специальных приемов коррекции речи
является чрезвычайно важным и их выполнение в процессе трудовой деятельности
должно быть таким же обязательным, как и усвоение программы по дополнительному
образованию.
На
занятиях кружка происходит:
* Обучение детей
созданию объемного образа через развитие скоординированности и согласованности
микро - и макродвижений обеих рук. На этой основе, развитие пространственного
представления о взаимоотношениях объектов, объемности предметов и соотношения
их частей, развития у детей наблюдательности, зрительной памяти, структурного
мышления, фантазии.
* Развитие
самооценки и стремления к самосовершенствованию через познание процесса
творческого поиска.
*Формирование у
детей интереса и потребности к творческой деятельности.
*Художественно -
эстетическое воспитание детей, воспитание любви к природе и экологического
сознания через передачу в изготовлении живых и неживых объектов
окружающей действительности.
Программа кружка включает в себя четыре основных отдела:
I «Игрушка»
(материалы и инструменты, игрушка – сувенир, мини – игрушка (по одной основе),
народная игрушка, кукольная перчаточная игрушка, игрушка с проволочным
каркасом на 4-х лапках, шариковая игрушка, полунабивная игрушка, новогодняя
игрушка из готовых форм, игрушка каркасная на двух конечностях).
II «Сувенир –
полезные вещи» (материалы и инструменты, игольница, футляр, карандашница,
карман, прихватка, кошелек и косметичка, забавная подушка).
III « Сувенир - из
бумаги» (материалы и инструменты, новогоднее украшение, маска, открытка).
IV
«Сувенир-украшение» (материалы и инструменты, брошь, кулон, бижутерия, коллаж).
Занятия с детьми по предложенной программе способствуют:
*Адаптации ребенка
к жизни в лично – значимой сфере социально - экономической, социально -
политической, культурной через приобщение его к художественно –
творческой деятельности.
*Организации
содержательного досуга.
*Созданию
комплекса условий для личностного развития ребенка и подготовки его к будущему
на основе развития общечеловеческих качеств, которые всегда и в любой
ситуации создают основу для решения всех жизненных проблем и конфликтов.
*Развитию в каждом
ребенке его творческого начала, эстетическому воспитанию.
Организация и проведение систематических занятий по декоративно-прикладному
творчеству с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлены не только на
изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства
прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в
изображении предметов и явлений окружающей действительности, а также на
развитие навыков моделирования, макетирования, умения работать с инструментами.
Коррекционная
работа с детьми с нарушениями речи проводится в виде индивидуальных и групповых
занятий. При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не
сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех
или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей
личности.
Декоративно
– прикладное творчество помогает детям изучить традиции народных умельцев,
осмыслить нравственное и духовное начало изделий народных мастеров, развивает
дизайнерские качества и умение создавать предметы быта, отвечающих как
практическим, так и эстетическим потребностям и запросам.
Через
занятия декоративно-прикладными дисциплинами развивается творческое
мышление детей, наблюдательность, память, расширяться их кругозор. Кроме того,
занятия в группе призваны воспитывать характер, целеустремленность,
настойчивость, учить взаимопомощи. Не исключено, что кто-то из детей найдет
свое признание, овладеет своей будущей профессией
Кружок
декоративно-прикладного искусства способствует развитию воображения. В работе
используются возможности шитья – от изготовления плоскостных изделий до
объемных форм. Работа с текстильными материалами дает представление о
скрепляющих свойствах нитки и ткани. Дети изготавливают куклы и игрушки,
сочетая свойства различных материалов.
На занятиях кружка дети и подростки
не только знакомятся с цветовыми ощущениями, но и учатся навыкам художественной
композиции.
Любая активность, самостоятельность,
малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вся учебная
деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих
силах. Девиз занятий: «Ты такой, как все, ты все можешь!». Вместе с тем от
воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали
определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли,
дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Учащиеся с охотой
посещают занятия кружка, заинтересованы в создании и презентации своих работ, с
любовью относятся к занятиям трудовой деятельностью.