04.07.2021
Смирнова К.Г.,педагог дополнительного
образования СКОШИ №56 г. Екатеринбурга
Основное
направление работы речевой школы – ранняя реабилитация, адаптация и
социализация детей с речевой патологией, развитие коммуникативных умений и
навыков.
93 % учащихся речевой школы имеют диагноз «дизартрия». Особенность
дизартрии у детей в том, что часто она имеет смешанный характер с сочетанием
различных нарушений. Это связано с тем, что воздействие вредоносного фактора на
развивающийся мозг зачастую носит не локальный характер. Детская
дизартрия сопровождается двигательными нарушениями различного характера и
степени выраженности. У учащихся речевой школы наблюдается общая
моторная неловкость. Ребёнок с дизартрией затрудняется в выполнении
многих физических упражнений доступных для детей, не имеющих нарушений (прыжки
на одной ноге, удержание заданной позы и т. д.).
Для многих таких детей характерно замедленное формирование и
пространственно-временных представлений, оптико-пространственного
гнозиса. Обучение ребенка в школе проводится по разным направлениям:
исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны
и грамматического строя речи, совершенствование дикции, развитие моторики
(общей, мелкой, артикуляционной). Чтобы у ребенка выработались прочные
навыки во всей двигательной сфере требуется длительное время и использование
разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов
работа проводиться совместно с логопедом, врачом-психоневрологом,
педиатром и специалистом по лечебной физкультуре.
Цели проведения занятий ЛФК в речевой школе:
·
Активизация защитных сил организма детей.
·
Выработка правильной устойчивой осанки, укрепление гибкости позвоночника.
·
Укрепление мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного
аппарата.
·
Развитие пространственной ориентации и координации детей..
·
Развитие коммуникативных навыков учащихся.
·
Развитие общей организованности, внимания.
По медицинским показаниям в школе рекомендованы занятия ЛФК – 60 учащимся.
Выявлено, что наиболее частые нарушения - это нарушения осанки -
имеют 30 человек - 50% детей, плоскостопие у 24 человек
- 40%, сколиоз – у 5 человек - 8,3%.
Для проведения занятий лечебной физкультурой выделено 9 часов в
неделю. Сформировано 5 групп по 12 человек (1 группа – подготовительные классы;
2,3 группа- 1 классы; 4 группа -2 классы; 5 группа -3,4 классы). Каждая группа
делится на подгруппы в зависимости от ведущего диагноза - (нарушение осанки,
плоскостопие). Учащиеся П-2 классов занимаются 2 раза в неделю, 3-4
классы – 1раз в неделю по 40 минут.
Структура занятий: 10 минут - подготовительная часть (разминка,
общеукрепляющие упражнения), 20 минут – основная часть (каждой подгруппе
даются задания на развитие, корректирование работы определённых групп
мышц), 10 минут - заключительная часть (подвижная игра).
В разминочной части проводятся упражнения с различными предметами (набивные
и резиновые мячи, мешочки с песком, обручи, палки и т.п.) , направленные на
укрепление мышц плечевого пояса, равновесие: («Замочек», «Дощечка»,
«Пчёлка», «Мельница», «Пловец», «Аист», «Петушок»,
«Ласточка» и др.).
В основной части используются упражнения:
·
Для подгрупп с нарушением осанки направленные на укрепление мышц спины,
брюшного пресса:
·
путём прогиба назад («Кораблик», «Змея», «Кошечка»,
«Лодочка», «Колечко», «Мостик»);
·
путём наклона вперёд («Книжка», «Птица», «Страус»,
«Летучая мышь», «Носорог», «Улитка», «Горка») ;
·
путём поворота туловища и наклона его в сторону (« Маятник», «Морская
звезда», «Лисичка», «Месяц», «Орешек», «Муравей»,
«Стрекоза»).
·
Основные виды упражнений для развития стоп: «Ходьба», «Лошадка»,
«Гусеница», «Медвежонок», «Лягушонок».
Э.В.Пласкунова рекомендует у детей с нарушениями речи в начале обучения
совершенствовать самые простые движения, осуществляя контроль над качеством их
выполнения. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного
усвоения сходного с ним, но более простого. Разучивать движения нужно в
медленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и своевременно
их устранять.
При проведении заключительной части занятия используются подвижные,
танцевальные игры («Утята», «Стирка», «Полька», «Кузнечик», «Найди свой
домик», «Качели», «Кто лишний?» и др.) , способствующие
расслаблению, развитию навыков общения, раскованного движения, ориентировки в пространстве.
При работе с детьми целесообразно включать эмоциональные и веселые
подвижные игры, помогающие каждому ребенку проявить имеющиеся у него
двигательные возможности. При этом нельзя как необоснованно слишком усложнять,
так и неоправданно упрощать содержание упражнений и требований к качеству их
выполнения; нужно учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных
умений и навыков, но и какой ценой это достигнуто.
В программе по ЛФК для учащихся с ТНР учтены особенности физического
состояния и функциональных возможностей организма этих детей. Эти особенности
диктуют необходимость включения речевых элементов в процесс выполнения
физических упражнений и подвижных игр. Подвижные игры с речевым сопровождением
позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в
координации слова и движения. Активное использование их в процессе занятий
создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в
двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений,
активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей,
развивает ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Закончи
фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным
звуком». Также вводятся логопедические минутки, позволяющие четко отделить одну
часть занятия от другой за счет смены характера деятельности ребенка (с
выполнения физических упражнений на развитие речи: разучивание новых
слов, видов спорта, инвентаря, названий игр, которые используются на данном
занятии; на упражнения направленные на развитие дыхания, силы голоса и т.п.).
Установлено, что направленное физическое воспитание школьников младших
классов с тяжелыми нарушениями речи в комплексе с логопедическими упражнениями,
выполняемыми на уроках физкультуры, в 34,3% случаев ускоряет процесс
физического развития и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной
систем.
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития
учащихся проводятся мониторинговые исследования: методами педагогического
наблюдения, тестирования, медицинского контроля.
Тестирование проходит в начале и конце года (при необходимости, возможно
определять и промежуточные результаты). Результативность представлена в
балловой системе. В перспективе планируется оформление карт здоровья, в
которых фиксируются все достижения учащихся, рекомендации врачей,
логопеда и специалиста по ЛФК.