Проектирование коррекционной работы с использование речевых карт (Серебренникова М.А.)

04.07.2021

М. А. Серебренникова

СКОШИ № 56, г. Екатеринбург

Проектирование коррекционной работы с использование речевых карт

Общее недоразвитие речи проявляется в позднем её развитии. Опыт речевого общения у детей с ТНР оказывается намного меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты её деятельности.  Одних случаях больше нарушается её звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи – фонетические расстройства; при других – нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов – фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в овладении чтения и письма. Речь характеризуется чрезвычайной бедностью пассивного запаса слов, трудностью в овладении грамматическим строем языка. Наблюдаются грубые недостатки произношения звуков и слоговой структуры. Нарушение подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата, затрудняет правильное овладение произношением звуков. Недоразвитие или нарушение фонематического восприятия приводит к  недостаточной готовности к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Разговорная речь оказывается малословной, тесно связанной с определённой ситуацией.  У ребёнка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений значительно ограничен, темп развития мышления замедляется.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по  их преодолению. Для коррекции речи предназначены индивидуальные занятия. В начале и конце года определяется уровень речевого развития каждого ребёнка: объём словарного запаса, правильное употребление грамматических форм, навыки произношения звуков. [1]. Диагностическая работа необходима для планирования и определения задач коррекционной работы. Логопедическое воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического). Показатели речевого развития и изменения в процессе коррекции фиксируются в речевых картах. Учитывая симптоматику нарушений, анамнез развития можно использовать дифференцированный подход. Это помогает правильно определить пути коррекционной работы, оценить планируемые результаты и внести изменения.

Этапы коррекционного воздействия:

·         Диагностика  (обследование речи ребёнка, речевой моторики, анамнез развития, окружение ребёнка).

·         Планирование результатов логопедической работы.

·         Логопедическая работа по коррекции нарушений речи.

·         Отсроченная диагностика.

·         Планирование результатов логопедической работы.

Требования к диагностике:

·         Комплексный подход, т.к существует комплексный, системный фактор нарушений речи. Требуется изучение различных сторон речи.

·         Диагностика и коррекция осуществляются одновременно на всем этапе работы, что позволяет мобильно использовать различные приёмы.

·         Оценка эффективности коррекционной работы не может ограничиваться только статистическими показателями. Используются письменные работы учащихся, устные ответы на уроках.

·         Необходима отсроченная проверка результатов коррекции, т.е. проведение повторного обследования.

·         Необходимо выбрать параметры, по которым будет проходить обследование и отслеживание динамики.

 Параметры: 

·         Анамнез речевого развития (появление речи, первые слова, фраза, речевое окружение).*

·         Состояние слуха ребёнка.*

·         Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.*

·         Моторика и двигательные функции артикуляционного аппарата (во время движений и статические состояния).*

·         Обследование звукопроизношения.

·         Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).

·         Проверка слоговой структуры слова (для определения характера искажений).

·         Обследование словарного запаса (сущ., гл., прил., наречия, антонимы, синонимы, понимание фразеологизмов, пространственные представления).

·         Обследование грамматического строя речи (категории рода, числа, согласование, управление, предлоги, словообразование).

·          Понимание логико-грамматических отношений.

·          Обследование связной речи (составление предложений по отдельным словам и пересказ в П – 1 кл., составление предложений и текстов во 2 – 4 кл.).Хочу такой сайт

Параметры для речевых карт П – 1 классов отмечены *. 

Параметры позволяют отслеживать развитие устной и письменной речи в динамике по отдельным показателям. 

Показатели динамики устной и письменной речи по классам. 

Произношение

класс

ставить

автоматизировать

дифф-ть

примечание

         
 

Чтение

класс

способ чтения

темп

пересказ

примечание

         
 

Письмо

класс

каллиграфия

дисграфические ошибки

примечание

зв-гл

 

 тв-мяг

св-шип

 

оптич

 

зв-бук

анализ

               

 Показатели динамики устной и письменной речи позволяют выявить характер и виды нарушений чтения и письма, что даёт возможность определить направления коррекционной работы и осуществить дифференцированный подход.

Литература

·         Залялова, Т. С. Программы для школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (I отделение)//Министерство просвещения СССР, 1982.-5 с. 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».