04.07.2021
М. А. Серебренникова
СКОШИ № 56, г. Екатеринбург
Проектирование коррекционной работы с
использование речевых карт
Общее недоразвитие речи проявляется в позднем её развитии. Опыт речевого
общения у детей с ТНР оказывается намного меньше, чем у детей с нормальным
речевым развитием, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи.
Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты её
деятельности. Одних случаях больше нарушается её звукопроизносительная
сторона, страдает внятность речи – фонетические расстройства; при других –
нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым
составом слов – фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны
трудности в овладении чтения и письма. Речь характеризуется чрезвычайной
бедностью пассивного запаса слов, трудностью в овладении грамматическим строем
языка. Наблюдаются грубые недостатки произношения звуков и слоговой структуры.
Нарушение подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата, затрудняет
правильное овладение произношением звуков. Недоразвитие или нарушение
фонематического восприятия приводит к недостаточной готовности к
овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит к специфическим
(дисграфическим) ошибкам. Разговорная речь оказывается малословной, тесно
связанной с определённой ситуацией. У ребёнка с нарушениями речи при
отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его
интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими,
круг представлений значительно ограничен, темп развития мышления замедляется.
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы
по их преодолению. Для коррекции речи предназначены индивидуальные
занятия. В начале и конце года определяется уровень речевого развития каждого
ребёнка: объём словарного запаса, правильное употребление грамматических форм,
навыки произношения звуков. [1]. Диагностическая работа необходима для
планирования и определения задач коррекционной работы. Логопедическое
воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия
(медикаментозного, психотерапевтического). Показатели речевого развития и
изменения в процессе коррекции фиксируются в речевых картах. Учитывая
симптоматику нарушений, анамнез развития можно использовать дифференцированный
подход. Это помогает правильно определить пути коррекционной работы, оценить
планируемые результаты и внести изменения.
Этапы коррекционного воздействия:
·
Диагностика (обследование речи ребёнка, речевой моторики, анамнез
развития, окружение ребёнка).
·
Планирование результатов логопедической работы.
·
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи.
·
Отсроченная диагностика.
·
Планирование результатов логопедической работы.
Требования к диагностике:
·
Комплексный подход, т.к существует комплексный, системный фактор нарушений
речи. Требуется изучение различных сторон речи.
·
Диагностика и коррекция осуществляются одновременно на всем этапе работы,
что позволяет мобильно использовать различные приёмы.
·
Оценка эффективности коррекционной работы не может ограничиваться только
статистическими показателями. Используются письменные работы учащихся, устные
ответы на уроках.
·
Необходима отсроченная проверка результатов коррекции, т.е. проведение
повторного обследования.
·
Необходимо выбрать параметры, по которым будет проходить обследование и
отслеживание динамики.
Параметры:
·
Анамнез речевого развития (появление речи, первые слова, фраза, речевое
окружение).*
·
Состояние слуха ребёнка.*
·
Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.*
·
Моторика и двигательные функции артикуляционного аппарата (во время
движений и статические состояния).*
·
Обследование звукопроизношения.
·
Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
·
Проверка слоговой структуры слова (для определения характера искажений).
·
Обследование словарного запаса (сущ., гл., прил., наречия, антонимы,
синонимы, понимание фразеологизмов, пространственные представления).
·
Обследование грамматического строя речи (категории рода, числа,
согласование, управление, предлоги, словообразование).
·
Понимание логико-грамматических отношений.
·
Обследование связной речи (составление предложений по отдельным
словам и пересказ в П – 1 кл., составление предложений и текстов во 2 – 4 кл.).
Параметры для речевых карт П – 1 классов отмечены *.
Параметры позволяют отслеживать развитие устной и письменной речи в
динамике по отдельным показателям.
Показатели динамики устной и письменной речи по классам.
Произношение
класс |
ставить |
автоматизировать |
дифф-ть |
примечание |
|
|
|
|
|
Чтение
класс |
способ чтения |
темп |
пересказ |
примечание |
|
|
|
|
|
Письмо
класс |
каллиграфия |
дисграфические ошибки |
примечание |
||||
зв-гл |
тв-мяг |
св-шип |
оптич |
зв-бук анализ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели динамики устной и письменной речи позволяют выявить
характер и виды нарушений чтения и письма, что даёт возможность определить
направления коррекционной работы и осуществить дифференцированный подход.
Литература
·
Залялова, Т. С. Программы для школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(I отделение)//Министерство просвещения СССР, 1982.-5 с.