Толерантность - основа формирования детского коллектива в условиях школы-интерната для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи (Зиннурова А.Н.)

04.07.2021

Зиннурова Алия Наиловна,  воспитатель, ГОУ СО  Екатеринбургская школа-интернат №6

Вопросы успешного обучения, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья должны решаться во всех коррекционных школах и, конечно, в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

·         воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре

·         развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем,

·         развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им

·         формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России               

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникает в школьную среду. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Но такие изменения невозможны без усилий самой личности, связанные с процессами самопонимания, самоопределения, самостроительства.

Однако существуют и факторы, препятствующие этому:

Во–первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.

Во–вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающими финансовыми трудностями. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются молодежи и детям.

В–третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого и зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Проблема формирования толерантности у детей в условиях школы – интерната очень актуальна по следующим причинам:

·         В нашу школу поступают дети из различных городов и районов Свердловской области, богатых своими традициями, национальными устоями.

·         Часть детей поступает к нам из семей, прибывших из стран Ближнего Зарубежья. Также в последнее время значительно увеличилось количество детей из смешанных браков.

·         Третья часть детей – из семей, в которых доминирует интолерантная направленность в отношениях с окружающими. У детей из таких семей нарушены навыки социального общения, которые усугубляются логопедическими нарушениями. Отсюда нередко возникают конфликты, т.к. дети считают себя лучшими; они завистливы, высокомерны, нетерпимы к окружающим и к замечаниям в свой адрес.

  Третья группа детей не приемлет нахождение в социуме детей из первых двух групп. Поэтому возникают конфликтные ситуации, проблема проведения каких – либо мероприятий.

Причинами возникновения негативных качеств в поведении детей, на мой взгляд, являются:Хочу такой сайт

социальные (разрушение института семьи у нас в стране, возросшая эмансипация женщин, уничижение роли мужчины; нарушение «советских» традиций дошкольного воспитания детей (см. Программу воспитания и обучения в детском саду), уничтожение сети дошкольных учреждений, в результате чего большая часть детей лишилась возможности посещать детские сады; в связи с развитием рыночных отношений изменилась иерархия человеческих качеств (если раньше положительными считались такие качества личности, как доброта, отзывчивость, сопереживание и т. п., то сейчас доминируют предприимчивость, умение «преподнести     себя», целеустремленность);

исторические (с образованием России как государства, ставшего на  демократический путь развития, из календаря исчезли  праздничные даты (7 Ноября, 1Мая), праздник 9 Мая, как  День Победы, уже не имеет интернациональной значимости, а само значение слова «интернациональность» исчезло из обихода; в связи с последними военными и террористическими событиями  на территории России и стран СНГ в работе СМИ, а также в художественных и документальных фильмах доминирует информация о противостоянии представителей разных национальностей, а не сострадание, сопереживание к людям, живущим на этой территории, а также к беженцам и вынужденным переселенцам.

Отсюда следует: ограниченные знания о культурном наследии народностей, населяющих территорию России (это и устное народное творчество, и изобразительное искусство, и бытовые устои) порождают массу негативных эмоций по отношению к этим людям.

Поэтому ведущим направлением воспитательной работы с детьми выбрано воспитание детей через формирование у них толерантного сознания.

Основными задачами стали: развитие у детей интереса к историческому развитию и людям родного края, воспитание в детях терпимого отношения к неудачам сверстников в группе, уважение к точке зрения другого ребенка, воспитание умения поддерживать добрые, дружеские отношения  с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии (дети с ОВЗ), с детьми низкого социального уровня, с детьми – инвалидами, с  детьми из многодетных семей, с детьми из семей переселенцев, с детьми из так называемых «неблагополучных» семей.

Работа по формированию толерантности  проводится  во внеурочное время с помощью хорошо известных педагогических технологий: тренинг общения (индивидуальный и групповой), специальные психотехнические упражнения (одновременно являются способом диагностики и фактором развития толерантности в группе), ролевые игры.

Хороший эффект по формированию толерантности дают такие апробированные методы, как:

·         чтение и инсценирование сказок («Царевна – лягушка», «Хроменькая уточка», «Гадкий утенок», «Серая Шейка», «Репка» и др.)

·         устные сообщения учащихся

·          тестирование  детей и родителей (при их наличии)

·         анкетирование (как детей, так и родителей)

·         работа в парах, составление и отгадывание кроссвордов, ребусов и т.д. с использованием национальных мотивов (орнамент, традиционные национальные цвета или иллюстрации)

·         разучивание национальных танцев

·          экскурсии в музеи и на выставки декоративно – прикладного творчества

·         разработка сценариев национальных праздников («Масленица», «Сабантуй», «Навруз», «Вайнахт», «Алла – алан» и др.)

·         семинары для родителей

        Всем хорошо известно, что дети учатся не на том, что мы им говорим, а на том, что делаем сами. И пока мы позволяем себе говорить или даже думать: «выселить бы всех этих» или «твоего мнения никто не спрашивает – мал еще!» - до тех пор будут у нас национальные конфликты. В условиях школы – интерната формирование чувств толерантности – основа жизни школьного коллектива. Младшим школьникам пока трудно оценивать национальные особенности своих одноклассников, но воспитание чувств уважения, понимания своего одноклассника является главной задачей любого педагога.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».