04.07.2021
Зиннурова Алия Наиловна, воспитатель, ГОУ СО Екатеринбургская школа-интернат №6
Вопросы успешного обучения, реабилитации и социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья должны решаться во всех коррекционных
школах и, конечно, в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России определяет, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
должно обеспечить:
·
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре
·
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем,
·
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других
людей и сопереживания им
·
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения
к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
представителей народов
России
Сегодня все большее распространение в детской среде получают
недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная
нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное
окружение детей, семью все чаще проникает в школьную среду. Поэтому
активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в
духе толерантности, уважения прав и
свобод других, не похожих на тебя, людей. Но такие изменения невозможны без
усилий самой личности, связанные с процессами самопонимания, самоопределения, самостроительства.
Однако существуют и факторы, препятствующие этому:
Во–первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.
Во–вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального
унижения», связанного с распадом СССР, нарастающими финансовыми трудностями.
Следствием этого является рост националистических настроений и популярность
экстремистских идей, которые передаются молодежи и детям.
В–третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные
установки сознания. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а
отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого и зачастую
пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Проблема формирования толерантности у детей в условиях школы – интерната
очень актуальна по следующим причинам:
·
В нашу школу поступают дети из различных городов и районов Свердловской
области, богатых своими традициями, национальными устоями.
·
Часть детей поступает к нам из семей, прибывших из стран Ближнего
Зарубежья. Также в последнее время значительно увеличилось количество детей из
смешанных браков.
·
Третья часть детей – из семей, в которых доминирует интолерантная
направленность в отношениях с окружающими. У детей из таких семей нарушены
навыки социального общения, которые усугубляются логопедическими нарушениями.
Отсюда нередко возникают конфликты, т.к. дети считают себя лучшими; они
завистливы, высокомерны, нетерпимы к окружающим и к замечаниям в свой адрес.
Третья группа детей не приемлет нахождение в социуме детей из первых
двух групп. Поэтому возникают конфликтные ситуации, проблема проведения каких –
либо мероприятий.
Причинами возникновения негативных качеств в поведении детей, на мой
взгляд, являются:
социальные (разрушение института
семьи у нас в стране, возросшая эмансипация женщин, уничижение роли мужчины;
нарушение «советских» традиций дошкольного воспитания детей (см. Программу
воспитания и обучения в детском саду), уничтожение сети дошкольных учреждений,
в результате чего большая часть детей лишилась возможности посещать детские
сады; в связи с развитием рыночных отношений изменилась иерархия человеческих
качеств (если раньше положительными считались такие качества личности, как
доброта, отзывчивость, сопереживание и т. п., то сейчас доминируют
предприимчивость, умение «преподнести себя»,
целеустремленность);
исторические (с образованием России
как государства, ставшего на демократический путь развития, из календаря
исчезли праздничные даты (7 Ноября, 1Мая), праздник 9 Мая, как День
Победы, уже не имеет интернациональной значимости, а само значение слова «интернациональность»
исчезло из обихода; в связи с последними военными и террористическими
событиями на территории России и стран СНГ в работе СМИ, а также в
художественных и документальных фильмах доминирует информация о противостоянии
представителей разных национальностей, а не сострадание, сопереживание к людям,
живущим на этой территории, а также к беженцам и вынужденным переселенцам.
Отсюда следует: ограниченные знания о культурном наследии народностей,
населяющих территорию России (это и устное народное творчество, и
изобразительное искусство, и бытовые устои) порождают массу негативных эмоций
по отношению к этим людям.
Поэтому ведущим направлением воспитательной работы с детьми выбрано
воспитание детей через формирование у них толерантного сознания.
Основными задачами стали: развитие у детей
интереса к историческому развитию и людям родного края, воспитание в детях
терпимого отношения к неудачам сверстников в группе, уважение к точке зрения
другого ребенка, воспитание умения поддерживать добрые, дружеские
отношения с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии (дети с
ОВЗ), с детьми низкого социального уровня, с детьми – инвалидами, с
детьми из многодетных семей, с детьми из семей переселенцев, с детьми из так
называемых «неблагополучных» семей.
Работа по формированию толерантности проводится во внеурочное
время с помощью хорошо известных педагогических технологий: тренинг общения
(индивидуальный и групповой), специальные психотехнические упражнения
(одновременно являются способом диагностики и фактором развития толерантности в
группе), ролевые игры.
Хороший эффект по формированию толерантности дают такие апробированные
методы, как:
·
чтение и инсценирование сказок («Царевна – лягушка», «Хроменькая уточка»,
«Гадкий утенок», «Серая Шейка», «Репка» и др.)
·
устные сообщения учащихся
·
тестирование детей и родителей (при их наличии)
·
анкетирование (как детей, так и родителей)
·
работа в парах, составление и отгадывание кроссвордов, ребусов и т.д. с
использованием национальных мотивов (орнамент, традиционные национальные цвета
или иллюстрации)
·
разучивание национальных танцев
·
экскурсии в музеи и на выставки декоративно – прикладного творчества
·
разработка сценариев национальных праздников («Масленица», «Сабантуй»,
«Навруз», «Вайнахт», «Алла – алан» и др.)
·
семинары для родителей
Всем хорошо известно, что дети
учатся не на том, что мы им говорим, а на том, что делаем сами. И пока мы
позволяем себе говорить или даже думать: «выселить бы всех этих» или «твоего
мнения никто не спрашивает – мал еще!» - до тех пор будут у нас национальные
конфликты. В условиях школы – интерната формирование чувств толерантности –
основа жизни школьного коллектива. Младшим школьникам пока трудно оценивать
национальные особенности своих одноклассников, но воспитание чувств уважения,
понимания своего одноклассника является главной задачей любого педагога.