Из опыта работы по обучению ребёнка с нарушенным слухом в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (Козлова О.Л.)

04.07.2021

Козлова О. Л., учитель  СКОШИ  №56 г. Екатеринбурга

 В нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности.

Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяются пальцевая азбука (дактилология), а в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей имеет крайне негативные последствия.

В 2011- 2012 году в 3 класс речевой школы  поступил ребенок, имеющий нарушение слуха, а точнее первоначально тотально глухой, после проведённой ему операции кохлеарной имплантации (КИ). До (1,5 года) и после операции ребенок (1,5 года) учился в специализированной школе для глухих  детей, занятия велись индивидуально.

Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом  и явлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.

Кроме того,  возникают трудности восприятия  и понимания обращённой речи педагога и детей, ребёнок не может, в достаточной мере, изложить свою мысль так, чтобы он был понят сверстниками и педагогом.

Для успешного обучения ребёнка с нарушенным слухом в школе для детей с ТНР  необходимо создавать ополнительные условия при обучении, развитии ребёнка, коррекции имеющихся у него     недостатков:

  1. Использовать рекомендации специалистов ентра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» при общении с данным ребёнком: не использовать жесты, дактильную речь,  обращаться с ним на близком расстоянии со стороны КИ, привлекая слуховое и зрительное внимание ребенка, произносить слова более отчетливо, уделять внимание развитию грамматической стороны речи.

2.       Провести адаптацию речевого материала (сжатость, конкретизация, уточнение лексики трудных – незнакомых слов), направленного на развитие слухового восприятия. Это  поможет  узнавать новые слова и общаться с помощью речи, быстрее пойдет процесс накопления запаса обиходных и часто используемых слов и фраз.

3.       Систематизировать и структурировать учебный материал с учётом возможностей ребёнка:  конкретизация инструкций при работе над слуховым математическим диктантом, предварительное ознакомление и  анализ текстов диктантов по грамматике с уточнением лексики незнакомых слов, при изучении литературных произведений, на карточке кратко, в доступной форме описывается биография автора и изучается  с опорой на зрительный анализатор, работа над смысловой стороной произведений и пересказом идёт с опорой на иллюстрации т.д.

4.       Провести разъяснительную работу с педагогами и  учениками класса: прежде чем говорить с ребенком, нужно привлечь его внимание к себе, лучше говорить простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы, говорить голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно, обратить внимание на аккуратность в активных подвижных играх.Хочу такой сайт

5.       Проводить стимуляцию голосовых реакций и  попытки говорить: ребенок должен  повторить произносимые  учителем слова или ответить на вопрос по образцу ответа

6.       Обеспечивать взаимодействие сурдопедагога Центра, учителя (учителя – логопеда), занимающегося с ребенком в школе, родителей ребенка в реабилитационном процессе, что позволит  обеспечить результативность и успех коррекционно-педагогической работы.

7.       Формировать адекватные представления у родителей о темпе развития своего ребенка, о возможностях  интенсификации  реабилитационного процесса.

8.       Формировать толерантное отношение среди  учеников класса.

Обучение в речевой школе по программе для детей с тяжёлым нарушением речи строится с учётом индивидуальных потребностей ребёнка,  отмечаются следующие результаты работы: звукопроизношение сформировано недостаточно, требуется дифференциация всех звуков, самоконтроль за звукопроизношением снижен. Фонематический слух и фонематическое восприятие сформированы недостаточно.  Экспрессивный словарь беден, но постепенно увеличивается. Фраза простая, реже  распространённая  с  аграмматизмами. Речь ребенка громкая, невнятная.

С программой 3 класса речевой школы справляется удовлетворительно. Каллиграфический навык сформирован   хорошо. Списывание  без ошибок. Письмо по слуху с ошибками, орфографического (единичны) и дисграфического  характера. Словарные слова знает и пишет без ошибок (правильно определяет ударный слог и выделяет орфограмму). Изученные орфографические правила знает, на практике применяет.

Чтение целыми словами и послоговое слов со сложной слоговой структурой, с ошибками (по типу оглушения, искажение окончаний). Темп чтения достаточный. Смысл прочитанного текста понимает с трудом (после дополнительного разбора лексики незнакомых слов и использования иллюстраций). Самостоятельного пересказа нет. Стихотворения заучивает с трудом, выразительностью речи владеет плохо.  Усвоение природоведческого материала затруднено. Написание изложений практически невозможно, так как ребёнок не владеет пересказом, ограничен активный словарь,  пока недоступна лексика многих слов и с трудом формируется семантика, синтаксис и т.д.

Знает последовательность чисел натурального ряда в пределах 100 и >, обратный счёт без ошибок. Устные и письменные приёмы вычислений в пределах 100 выполняет  без  ошибок. Операции с именованными числами выполняет c ошибками. Задачи изученных типов  самостоятельно  решает, трудности в оформлении. Математической терминологией владеет плохо. Таблицу умножения знает, операцию деления выполняет. Трудности возникают при овладении умением выполнять математические вычисления на слух, т.к. ребёнку не всегда понятны отвлечённые математические понятия (пр.: во сколько раз 35 больше 7?) возникает потребность в упрощении инструкции или её показ в графическом изображении(35: 7=?). Затруднён  пересказ и свободное высказывание.

Внимание  неустойчиво (т.к. ребёнку сложно ориентироваться в речевом потоке) переключаемость нормальная, работоспособность достаточная, темп выполнения заданий высокий. Объём долговременной памяти  достаточный. Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Отмечается изменение эмоционального фона в связи с успехом или неуспехом при выполнении учебных задач. С удовольствием выполняет задания творческого характера, рисует, вышивает в технике изонить, поёт и т.д.

Ребенок активный, раскрепощённый, стремится общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, это способствует  вливанию его в классный коллектив, а так же ускоряет  речевое развитие. Учащиеся класса приняли ученика хорошо, и тоже стараются делать всё возможное для успешной адаптации его в школе (выслушивают, уточняют произнесённое им, помогают выполнять различного рода задания, контролируют и помогают). Всё это способствует речевому развитию и развитию слухового восприятия ребёнка, он активнее стал использовать речь, фраза становится распространённой, более эмоционально правильно окрашенной и менее аграмматичной, активнее слушает и прислушивается.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».