04.07.2021
Козлова О. Л., учитель СКОШИ
№56 г. Екатеринбурга
В нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет
рассматриваются как автономная социальная группа, имеющая свои особые
социокультурные отличия и требующая особых условий организации
жизнедеятельности.
Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста,
воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных
учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в
качестве обязательного средства обучения применяются пальцевая азбука
(дактилология), а в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и
обучению глухих и слабослышащих детей имеет крайне негативные последствия.
В 2011- 2012 году в 3 класс речевой школы поступил ребенок, имеющий
нарушение слуха, а точнее первоначально тотально глухой, после проведённой ему
операции кохлеарной имплантации (КИ). До (1,5 года) и
после операции ребенок (1,5 года) учился в специализированной школе для
глухих детей, занятия велись индивидуально.
Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия детей после
кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия,
трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и
обозначаемым им предметом и явлением, трудности запоминания значения
слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.
Кроме того, возникают трудности восприятия и понимания
обращённой речи педагога и детей, ребёнок не может, в достаточной мере,
изложить свою мысль так, чтобы он был понят сверстниками и педагогом.
Для успешного обучения ребёнка с нарушенным слухом в школе для детей с ТНР
необходимо создавать ополнительные условия при обучении, развитии
ребёнка, коррекции имеющихся у него недостатков:
- Использовать рекомендации
специалистов ентра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» при
общении с данным ребёнком: не использовать жесты, дактильную речь,
обращаться с ним на близком расстоянии со стороны КИ, привлекая
слуховое и зрительное внимание ребенка, произносить слова более отчетливо,
уделять внимание развитию грамматической стороны речи.
2.
Провести адаптацию речевого материала (сжатость, конкретизация, уточнение
лексики трудных – незнакомых слов), направленного на развитие слухового
восприятия. Это поможет узнавать новые слова и общаться с помощью
речи, быстрее пойдет процесс накопления запаса обиходных и часто используемых
слов и фраз.
3.
Систематизировать и структурировать учебный материал с учётом возможностей
ребёнка: конкретизация инструкций при работе над слуховым математическим
диктантом, предварительное ознакомление и анализ текстов диктантов по
грамматике с уточнением лексики незнакомых слов, при изучении литературных
произведений, на карточке кратко, в доступной форме описывается биография
автора и изучается с опорой на зрительный анализатор, работа над
смысловой стороной произведений и пересказом идёт с опорой на иллюстрации т.д.
4.
Провести разъяснительную работу с педагогами и учениками класса:
прежде чем говорить с ребенком, нужно привлечь его внимание к себе, лучше
говорить простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы, говорить
голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося
слова, но слитно, обратить внимание на аккуратность в активных подвижных играх.
5.
Проводить стимуляцию голосовых реакций и попытки говорить: ребенок
должен повторить произносимые учителем слова или ответить на вопрос
по образцу ответа
6.
Обеспечивать взаимодействие сурдопедагога Центра, учителя (учителя –
логопеда), занимающегося с ребенком в школе, родителей ребенка в
реабилитационном процессе, что позволит обеспечить результативность и
успех коррекционно-педагогической работы.
7.
Формировать адекватные представления у родителей о темпе развития своего
ребенка, о возможностях интенсификации реабилитационного процесса.
8.
Формировать толерантное отношение среди учеников класса.
Обучение в речевой школе по программе для детей с тяжёлым нарушением речи
строится с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, отмечаются
следующие результаты работы: звукопроизношение сформировано недостаточно,
требуется дифференциация всех звуков, самоконтроль за звукопроизношением
снижен. Фонематический слух и фонематическое восприятие сформированы
недостаточно. Экспрессивный словарь беден, но постепенно увеличивается.
Фраза простая, реже распространённая с аграмматизмами. Речь
ребенка громкая, невнятная.
С программой 3 класса речевой школы справляется удовлетворительно.
Каллиграфический навык сформирован хорошо. Списывание без
ошибок. Письмо по слуху с ошибками, орфографического (единичны) и
дисграфического характера. Словарные слова знает и пишет без ошибок
(правильно определяет ударный слог и выделяет орфограмму). Изученные
орфографические правила знает, на практике применяет.
Чтение целыми словами и послоговое слов со сложной слоговой структурой, с
ошибками (по типу оглушения, искажение окончаний). Темп чтения достаточный.
Смысл прочитанного текста понимает с трудом (после дополнительного разбора
лексики незнакомых слов и использования иллюстраций). Самостоятельного
пересказа нет. Стихотворения заучивает с трудом, выразительностью речи владеет
плохо. Усвоение природоведческого материала затруднено. Написание
изложений практически невозможно, так как ребёнок не владеет пересказом,
ограничен активный словарь, пока недоступна лексика многих слов и с трудом
формируется семантика, синтаксис и т.д.
Знает последовательность чисел натурального ряда в пределах 100 и >,
обратный счёт без ошибок. Устные и письменные приёмы вычислений в пределах 100
выполняет без ошибок. Операции с именованными числами выполняет c
ошибками. Задачи изученных типов самостоятельно решает, трудности в
оформлении. Математической терминологией владеет плохо. Таблицу умножения
знает, операцию деления выполняет. Трудности возникают при овладении умением
выполнять математические вычисления на слух, т.к. ребёнку не всегда понятны
отвлечённые математические понятия (пр.: во сколько раз 35 больше 7?) возникает
потребность в упрощении инструкции или её показ в графическом изображении(35:
7=?). Затруднён пересказ и свободное высказывание.
Внимание неустойчиво (т.к. ребёнку сложно ориентироваться в речевом
потоке) переключаемость нормальная, работоспособность достаточная, темп
выполнения заданий высокий. Объём долговременной памяти достаточный.
Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Отмечается изменение
эмоционального фона в связи с успехом или неуспехом при выполнении учебных
задач. С удовольствием выполняет задания творческого характера, рисует,
вышивает в технике изонить, поёт и т.д.
Ребенок активный, раскрепощённый, стремится общаться как со сверстниками,
так и с взрослыми, это способствует вливанию его в классный коллектив, а
так же ускоряет речевое развитие. Учащиеся класса приняли ученика хорошо,
и тоже стараются делать всё возможное для успешной адаптации его в школе (выслушивают,
уточняют произнесённое им, помогают выполнять различного рода задания,
контролируют и помогают). Всё это способствует речевому развитию и развитию
слухового восприятия ребёнка, он активнее стал использовать речь, фраза
становится распространённой, более эмоционально правильно окрашенной и менее
аграмматичной, активнее слушает и прислушивается.