Формирование УУД в 1 классе на уроках обучения грамоте и письма у детей с тяжёлой речевой патологией с агрессивным поведением (Неустроева Е.Г.)

04.07.2021

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Учащиеся речевой школы, изучая разные предметы, на уровне возможностей своего возраста должны освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовыми к продолжению образования в 5 классе общеобразовательной школы.

Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как  процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать «Как учить?».

Учебные предметы «Обучение грамоте», «Письмо» обеспечивают формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Уже на первых уроках обучения грамоте перед ребёнком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твёрдый, звонкий, глухой), обозначить каждый звук соответствующей цветной моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдёт немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что ребёнок, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по - другому.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей. Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука-буквой), моделирования (например, видоизменения слова).

В речевой школе предметы «Обучения грамоте», «Письмо» занимают ведущее место, поскольку успехи в изучении этих предметов во многом определяют результаты обучения учеников по другим школьным предметам.

На этих уроках формируются следующие виды УУД:

Личностные УУД:

-  Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ.

- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

- Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Коммуникативные УУД:

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

Ученик научится :

- Отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

- Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;        

- Выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- Разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- Делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

- Определять главную мысль предложения;

- Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Ученик получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

- Осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- Выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;Хочу такой сайт

- Определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- Артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- Понимать смысловое значение интонации.

Ученик научится:

- Обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

- Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков

Ученик  познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится  письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык  письма с наклоном.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Я считаю, что основная цель начального обучения - помочь ребёнку побудить все заложенные в нём задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя. Решающая роль принадлежит учителю. Большие трудности в формировании УУД испытывают дети с отклонениями в поведении. В данное время всё больше и больше встречается детей (особенно в 1 классе) с такими проблемами.

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

 Работа с гневом

 От гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Ребёнку  можно позволить подписать рисунок так, как он хочет.  Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время урока. После урока дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

 Но каждый ученик может завести, например, «Листок гнева» (см. рис. 1). Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний (см. рис. 2).

В  классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

В этом очень помогают уроки «Обучения грамоте», где дети знакомятся с художественными произведениями, разбирают поступки героев, могут инсценировать отрывки из литературных произведений, тем самым встать на место литературных героев и дать оценку их поступкам.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».