04.07.2021
Основные проблемы детей с расстройствами аутистического спектра:
·
Особенности тонических процессов. Тонус недостаточен
(пресыщение развивается очень быстро), либо искажённый вариант, когда тонус
жёстко фиксирован, переключить ребёнка на другой вид деятельности невозможно.
Таким образом, при работе с детьми с аутизмом нужно учитывать особенности
тонических процессов. Необходимо остановиться чуть раньше, чем наступит
пресыщение, потому что за пресыщением легко наступает негативизм.
·
Искажение процесса развития сенсорных систем. При аутизме
гиперсензитивность по одному из сенсорных каналов вовсе не обязательно
сочетается с гиперсензитивностью по другому каналу. Для детей с расстройствами
аутистического спектра характерны фрагментарность восприятия,
гиперсензитивность восприятия, симультанность восприятия (воспринимает
окружающее как целое, любые изменения замечает, но им противится; если
постоянно комментировать его работу, то потом он самостоятельно не сможет
работать – он воспринимает комментарии как часть образа). Характерно
своеобразие сукцессивно организованных процессов, то есть последовательно
организованных процессов. Например, ребёнок с аутизмом знает, что такое
одежда, но не может одеться самостоятельно, у него нет плана последовательных
действий, и сделать этот план довольно тяжело. Он также не может использовать
прошлый опыт; очень хорошо запоминает, но мало что может использовать. Речь –
это тоже сукцессивно организованный процесс, поэтому у ребёнка с аутизмом
имеются проблемы с речью.
Особенности сквозных психических процессов.
Память. У аутичных детей, как правило, лучше
развита механическая память.
Внимание. Тонические процессы очень тесно
связаны. Иногда практически не удаётся привлечь внимание ничем. Иногда
фиксирует на чём-то, но так жёстко, что переключить на что-то другое
невозможно. Решение проблемы внимания при аутизме – это решение проблемы
тонуса.
Непроизвольное внимание и память при аутизме относительно сохранны. Эти
функции могут использоваться как основа как основа для формирования новых
достижений в развитии.
Восприятие фрагментарно (видя одну точку, не
могут перейти в другую). Самое доступное – зрительное восприятие, то есть при
обучении необходима максимальная визуализация всего, что возможно.
Речевые нарушения.
При аутизме нарушения речи есть всегда. Страдает речевая коммуникация
(нарушена коммуникативная функция речи). Внешние проявления: мутизм, эхолалии,
фразы-штампы, автономность речи, отсутствие обращений, нарушения
звукопроизношения, грамматического строя речи, просодики, связности
высказывания. Эхолалии для аутизма очень
характерны. Бывают не только немедленные, могут быть отсроченные по времени –
через несколько минут и более продолжительное время. При аутизме чаще
встречаются смягчённые эхолалии – материал воспроизводится не совсем так.
Например, могут убрать какие-то слова, прибавить, переставить, изменить
грамматическую категорию. Если такое наблюдается – это очень благоприятный
знак. Чем менее понятен материал, тем больше эхолалий в речи ребёнка. Прежде
чем начинать работать с эхолалиями, нужно понять, после чего она возникает.
Проблема речевого развития – когда возникает речевой замысел, он не
структурирован. Последовательность слов – сукцессивно организованный процесс,
для аутичного ребёнка это невозможно. Выход из этого – стереотип, стереотипный
набор понятий, но при аутизме нет гибкости формирования понятий.
Нарушения звукопроизношения. Чем глубже аутизм,
тем более выражено нарушение звукопроизношения. Работу начинать со звуковки
нельзя, это неэффективно, так как ребёнок не мотивирован, не умеет подражать.
Также нежелательно начинать работу с игровых моментов, потому что аутичный
ребёнок не может поставить себя на место другого. Поначалу зеркало лучше
занавешивать. Если есть потребность в речевой коммуникации, есть мотивация быть
понятым, можно использовать традиционный логопедический подход.
Аграмматизм. Чем грубее аутизм, тем больше
аграмматизмов. Эту работу лучше на некоторое время отложить. Пока не появится
необходимость говорить правильно, он на замечания реагировать не будет. В
работе с аутичным ребёнком не должно звучать «Неправильно. Не так.». Необходимо
просто давать правильный образец.
Спонтанность высказывания и просодика – те нарушения, преодолеть которые
практически не удаётся. Но в комфортной ситуации проявление речевых нарушений
сглаживается.
Обучение чтению и письму.
У аутичных детей зрительное восприятие – достаточно сильная сторона их
психики, поэтому легче овладевают чтением.
Не нужно давать аутичным детям задания на перепечатку слов. В результате
этого ребёнок обучается побуквенному чтению. Перед обучением чтению слогов
ребёнок должен знать буквы. Если ребёнок очень стереотипный, нельзя его обучать
буквам одноцветным и использовать буквы, к которым прилагается картинка, т. к.
они будут привязаны к тому предмету, который нарисован с этой буквой.
У аутичных детей нарушена просодика. Они не учитывают пунктуационные
знаки. Даже интеллектуальные дети не вникают в прочитанный текст. Тексты нужно
подбирать понятные для детей, ничего абстрактного. Книга с иллюстрациями –
закрываем рисунок, просим прочитать. Потом просим ответить на вопросы, потом –
рассматриваем рисунок. Лучше использовать тексты, которые касаются жизни.
Дети с аутизмом не любят графическую деятельность. Для письма необходимо
преодолеть негативизм. Сначала простые виды деятельности, пунктирные обводки.
Ребёнку даётся очень простое изображение (например, квадрат). Желательно давать
побольше заданий на непрерывное обведение (волны, круги), рисовать круги против
часовой стрелки, чтобы потом присоединять другие буквы. Начинать с узкой строки
в косую линейку.
Когда негативизм преодолён, есть целенаправленное поведение – можно
переходить к прописям. Необходимо помнить о том, что детям с аутизмом очень
трудно даётся нижнее соединение!
Математика.
Понимание количества и соотнесение с цифрой нарушено, этому нужно учить.
Если не знает цифр – начинать с обучения количеству. Говорить не +, -, а
прибавить, сложить (смысловые понятия). Становится доступнее понятие
«слагаемое». Начинать нужно с элементарных математических понятий (один –
много, длинный – короткий, толще – тоньше и др.). Если не понимает
«один-много», не учим складывать.
Всегда очень трудно понимание задачи, даже если формально интеллект
высокий. Очень важна наглядность.
Трудно понимают – на …больше, на …меньше, одинаково, столько же. Нужно
сравнивать – где больше, где меньше, почему и тогда уже на сколько.