Киноискусство как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях интерната (Ломова В.Ф.)
16.06.2025
Ломова Вера Федосеевна, воспитатель
ГБОУ СО ЕШИ № 6
КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА
В
связи с внедрением в последнее время в систему образования целого ряда новых
технологий, направленных на развитие творчества, активизацию мыслительной
деятельности и адаптацию ребенка, появилась необходимость развивать такого рода
деятельность во внеурочное время. Наиболее оптимальной всегда была и остаётся
форма клубной работы по интересам. Так в нашей школе-интернате появился
киноклуб «Волшебное окно».
Киноискусство
универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму обучающихся в
процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовно-нравственные
основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской
кинематографии. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно
сказывается на развитии эстетического вкуса ребят, на духовно-нравственных
качествах личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать
позитивный зрительский опыт, навыки критического мышления. Идея создания клуба родилась
в связи с появлением в сети Интернет огромного количества любительских фильмов,
снятых на камеры телефонов и пропагандирующих жестокость и насилие. Клуб –
альтернатива этому движению. Ориентация на морально-нравственные предпочтения –
основа программы клуба. Киноклуб — это место для общения людей,
неравнодушных к кино. Просмотр фильмов, обсуждения, беседы и кинолектории.
Киноклуб даёт возможность не только посмотреть художественные фильмы
и документальное кино, посвященные общечеловеческим и
культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти
что-то новое и познавательное.
Кино имеет большой потенциал для
воспитания детей. Киноэкран обладает
огромной убедительной силой: идеи добра и образы, воспринятые при помощи
киноискусства и подкреплённые сценическими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для
развития мировоззрения ребёнка. И всё-таки стоит выделить некоторые аспекты
роли кино в воспитании детей :
·
Прежде всего речь идёт о
формировании навыков восприятия. Дети учатся анализировать
кинопроизведения, развивать способность адекватно понимать экранный текст.
·
Во-вторых, происходит развитие
критического мышления. Художественные фильмы воспроизводят в сознании
детей различные варианты жизненных сценариев, способствующих толерантности и
гуманности.
·
Далее. Формирование нравственных
качеств кино помогает воспитывать в детях любовь к Родине и её истории,
учит их ценить духовные и культурные ценности, а также прививает толерантное
отношение к людям разной национальности и культур.
·
Кроме того, киноискусство способствует
развитию коммуникативных навыков, учит детей ценить дружбу и
взаимопонимание.
Однако важно
контролировать, какие фильмы смотрит ребёнок: если он смотрит много фильмов и
без контроля взрослых за содержанием и эстетической стороной фильма, то такое кино
может принести вред.
В России
существует пять возрастных категорий для просмотра фильмов детьми. В каждой категории
имеются возрастные ограничения, утверждённые Министерством культуры на основе
Закона №436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию».
В современной
педагогической науке существует множество педагогик, направленных на
формирование у ребёнка духовно-нравственных ценностей. Одной из таких методик
является кинопедагогика.
Кинопедагогика -
это медиатор, умеющий строить диалог. Он находит мост между сегодняшним
подростком и героями фильма. Педагог должен подобрать правильные вопросы, чтобы
зацепить, вовлечь, вдохновить юного зрителя Потому что воспитание искусством –
это всегда путь от экрана к сердцу.
Кино – это жанр
полного погружения, воздействующий сразу на несколько чувств зрителя. Оно
влияет на наше восприятие и формирует ценности и отношения к различным
явлениям. Но как использовать киноискусство для воспитания детей? И что
для этого нужно знать?
Современному
человеку реальность заменили знаки реальности, которые он видит на экране
телефона. Пока старшее поколение ратует за книги, новое всё больше погружается
в картинки, и единственно верное решение для педагога-научиться «читать» эти
знаки Сегодня важно понимать, что воспитывать искусством только книгами невозможно, если у ребёнка с рождения
появляется собственный гаджет. Заметим, что кино не отрицает книги. Важно
принять его как «седьмое искусство», равное по значению писательскому
творчеству. Чтобы до конца понять воспитательную силу кино, нужно бороться с
собственными стереотипами. Современная культура изменила понимание нового
поколения.
Эстетика кино
сближает с другими видами искусства, знакомит с творчеством авторов и
становится мостом в мир собственного творчества. Кино может стать
нравственно-ориентированным: кто-то начнёт размышлять о себе, кто-то захочет
снимать. И те, и другие получают свой опыт.
В нашем случае всё
это делается через киноклуб «Волшебное
окно».
Цель киноклуба: развитие
образовательной среды
Задачи:
·
развитие коммуникативной компетенции
·
формирование мотивации к обучению
·
повышение уровня речевой компетенции
·
содействие личностному росту обучающегося
·
развитие индивидуальности
·
воспитание нравственных качеств личности
·
знакомство с творческими профессиями
Деятельность
клуба построена по девяти основным направлениям учебного года, связанных с
народным календарём и политическими праздниками. Первоначально мы пытались
составить годовой репертуар по желанию детей, но очень быстро от этой идеи
отказались, так как школьники называли
,в основном, триллеры и даже фильмы с
сексуальной направленностью. Мы записали свои кинопроизведения и постепенно
приучили детей к советским фильмам, которые учат прежде сего добру , дружбе,
любви к Родине, семье. Вот что у нас получилось: по теме «Школьная страна»
ребята посмотрели такие фильмы, как «Точка, точка, запятая»; «Внимание,
черепаха!» ; «Ох уж эта Настя»; «Учитель пения». Перед каждой демонстрацией или
после неё обязательно проводилась беседа, помогающая детям понять содержание
фильма с советскими привычками и законами. Кроме того, дети нередко получали
задание на внимательность ( запомнить фразу или поступок одного из киногероев,
например и т.п.).
По
теме, связанной с историей нашей страны и её героях, нам удалось посмотреть
приключенческие фильмы, боевики: «Неуловимые мстители»; «Новые приключения
Неуловимых»; «Сын полка»; «Солдатик» «Сказка о Мальчише-Кибальчише» «Кортик»,
«Илья Муромец».
Но
самая любимая тема у детей была «Сказки разных народов»: мы познакомились со
сказками режиссёров Александра Роу, Александра Птушко и другими -
«Морозко», «Сказка о царе Салтане» ,
«Варвара-краса – длинная коса», «Марья -искусница», «Там на неведомых
дорожках», «Королевство кривых зеркал», «Аленький цветочек», «Акмал, Дракон и
принцесса», «Новогодние приключения Маши и Вити». Отрадно, что ребята в
проведённой нами «сказочной» викторине, безошибочно называли известных им
режиссёров и героев киносказок.
Беседуя
на тему о Маме и её нелёгкой работе, мы посмотрели музыкальный фильм «Мама»,
весёлый мультфильм «Озорные обезьянки» и «Мама для мамонтёнка» .
Учебный
год мы всегда заканчиваем весёлыми кинокомедиями, как бы провожая детей на
летние каникулы: «Приключение жёлтого чемонданчика», «Добро пожаловать или
посторонним вход запрешён», «Бетховен» и другие.
Кроме просмотра
фильмов, воспитанникам нравилась ещё одна традиция: мы регулярно проводили
конкурсы рисунков на тему «Любимый кадр». Сейчас в нашей копилке около ста
рисунков.
Наш
клуб имеет профориентационную направленность. Связана она с тем фактом, что воспитанники живут в интернате целую неделю, и родителям
не хватает времени в выходные дни сводить их в кинотеатр или ДК, если таковые вообще
имеются в посёлках и селениях, где они проживают. Для обучающихся, которые
перестали посещать учреждения
культуры, стали недоступными правила
поведения в этих организациях. Они уже не знакомы с такими профессиям как
кассир и контролёр кинотеатра, художник рекламы(афиши). Кроме того, при
обсуждении фильмов мы рассказываем обучающимся о профессиях, помогающих
создавать кинофильмы (режиссёр, сценарист, оператор, артист, каскадёр и др.).
Совсем
недавно круг нашей деятельности расширился: с воспитанниками ГБОУ СО ЕШИ №6 был
проведён первый киноурок в рамках реализации Всероссийской акции «Дни доброго
кино». Ребята не только посмотрели короткометражные фильмы-призёры
Международного фестиваля импакт-кино «Лампа», но и приняли участие в интерактивной
беседе. После просмотра фильма «Изольда», например, они вспомнили своих любимых
питомцев, а потом ещё и нарисовали их. Получилась добрая мини-выставка «Мой
любимец». Все решили продолжить участие во Всероссийской акции «Дни доброго
кино»!