Киноискусство как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях интерната (Ломова В.Ф.)

16.06.2025

                       Ломова Вера Федосеевна, воспитатель ГБОУ СО ЕШИ № 6

КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА

 

В связи с внедрением в последнее время в систему образования целого ряда новых технологий, направленных на развитие творчества, активизацию мыслительной деятельности и адаптацию ребенка, появилась необходимость развивать такого рода деятельность во внеурочное время. Наиболее оптимальной всегда была и остаётся форма клубной работы по интересам. Так в нашей школе-интернате появился киноклуб «Волшебное окно».

Киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму обучающихся в процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской кинематографии. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на развитии эстетического вкуса ребят, на духовно-нравственных качествах личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать позитивный зрительский опыт, навыки критического мышления. Идея создания клуба родилась в связи с появлением в сети Интернет огромного количества любительских фильмов, снятых на камеры телефонов и пропагандирующих жестокость и насилие. Клуб – альтернатива этому движению. Ориентация на морально-нравственные предпочтения – основа программы клуба. Киноклуб — это место для общения людей, неравнодушных к кино. Просмотр фильмов, обсуждения, беседы и кинолектории. Киноклуб даёт возможность не только посмотреть художественные фильмы и документальное кино, посвященные общечеловеческим и культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.

         Кино имеет большой потенциал для воспитания детей. Киноэкран  обладает огромной убедительной силой: идеи добра и образы, воспринятые при помощи киноискусства и подкреплённые сценическими эмоциями, усваиваются  глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребёнка. И всё-таки стоит выделить некоторые аспекты роли кино в воспитании детей :

·        Прежде всего речь идёт о формировании навыков восприятия. Дети учатся анализировать кинопроизведения, развивать способность адекватно понимать экранный текст.

·        Во-вторых, происходит развитие критического мышления. Художественные фильмы воспроизводят в сознании детей различные варианты жизненных сценариев, способствующих толерантности и гуманности.

·        Далее. Формирование нравственных качеств кино помогает воспитывать в детях любовь к Родине и её истории, учит их ценить духовные и культурные ценности, а также прививает толерантное отношение к людям разной национальности и культур.

·        Кроме того, киноискусство способствует развитию коммуникативных навыков, учит детей ценить дружбу и взаимопонимание.

Однако важно контролировать, какие фильмы смотрит ребёнок: если он смотрит много фильмов и без контроля взрослых за содержанием и эстетической стороной фильма, то такое кино может принести вред.

В России существует пять возрастных категорий для просмотра фильмов детьми. В каждой категории имеются возрастные ограничения, утверждённые Министерством культуры на основе Закона №436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В современной педагогической науке существует множество педагогик, направленных на формирование у ребёнка духовно-нравственных ценностей. Одной из таких методик является кинопедагогика.

Кинопедагогика - это медиатор, умеющий строить диалог. Он находит мост между сегодняшним подростком и героями фильма. Педагог должен подобрать правильные вопросы, чтобы зацепить, вовлечь, вдохновить юного зрителя Потому что воспитание искусством – это всегда путь от экрана к сердцу.

Кино – это жанр полного погружения, воздействующий сразу на несколько чувств зрителя. Оно влияет на наше восприятие и формирует ценности и отношения к различным явлениям. Но как использовать киноискусство для воспитания детей? И что для этого нужно знать?

Современному человеку реальность заменили знаки реальности, которые он видит на экране телефона. Пока старшее поколение ратует за книги, новое всё больше погружается в картинки, и единственно верное решение для педагога-научиться «читать» эти знаки Сегодня важно понимать, что воспитывать искусством только книгами         невозможно, если у ребёнка с рождения появляется собственный гаджет. Заметим, что кино не отрицает книги. Важно принять его как «седьмое искусство», равное по значению писательскому творчеству. Чтобы до конца понять воспитательную силу кино, нужно бороться с собственными стереотипами. Современная культура изменила понимание нового поколения.

Эстетика кино сближает с другими видами искусства, знакомит с творчеством авторов и становится мостом в мир собственного творчества. Кино может стать нравственно-ориентированным: кто-то начнёт размышлять о себе, кто-то захочет снимать. И те, и другие получают свой опыт.

В нашем случае всё это делается  через киноклуб «Волшебное окно».Хочу такой сайт

Цель киноклуба: развитие образовательной среды
Задачи:

·        развитие коммуникативной компетенции

·        формирование мотивации к обучению

·        повышение уровня речевой компетенции

·        содействие личностному росту обучающегося

·        развитие индивидуальности

·        воспитание нравственных качеств личности

·        знакомство с творческими профессиями

Деятельность клуба построена по девяти основным направлениям учебного года, связанных с народным календарём и политическими праздниками. Первоначально мы пытались составить годовой репертуар по желанию детей, но очень быстро от этой идеи отказались, так как  школьники называли ,в основном, триллеры и  даже фильмы с сексуальной направленностью. Мы записали свои кинопроизведения и постепенно приучили детей к советским фильмам, которые учат прежде сего добру , дружбе, любви к Родине, семье. Вот что у нас получилось: по теме «Школьная страна» ребята посмотрели такие фильмы, как «Точка, точка, запятая»; «Внимание, черепаха!» ; «Ох уж эта Настя»; «Учитель пения». Перед каждой демонстрацией или после неё обязательно проводилась беседа, помогающая детям понять содержание фильма с советскими привычками и законами. Кроме того, дети нередко получали задание на внимательность ( запомнить фразу или поступок одного из киногероев, например и т.п.).

По теме, связанной с историей нашей страны и её героях, нам удалось посмотреть приключенческие фильмы, боевики: «Неуловимые мстители»; «Новые приключения Неуловимых»; «Сын полка»; «Солдатик» «Сказка о Мальчише-Кибальчише» «Кортик», «Илья Муромец».

Но самая любимая тема у детей была «Сказки разных народов»: мы познакомились со сказками режиссёров Александра Роу, Александра Птушко и другими - «Морозко»,  «Сказка о царе Салтане» , «Варвара-краса – длинная коса», «Марья -искусница», «Там на неведомых дорожках», «Королевство кривых зеркал», «Аленький цветочек», «Акмал, Дракон и принцесса», «Новогодние приключения Маши и Вити». Отрадно, что ребята в проведённой нами «сказочной» викторине, безошибочно называли известных им режиссёров и героев киносказок.

Беседуя на тему о Маме и её нелёгкой работе, мы посмотрели музыкальный фильм «Мама», весёлый мультфильм «Озорные обезьянки» и «Мама для мамонтёнка» .

Учебный год мы всегда заканчиваем весёлыми кинокомедиями, как бы провожая детей на летние каникулы: «Приключение жёлтого чемонданчика», «Добро пожаловать или посторонним вход запрешён», «Бетховен» и другие.

Кроме просмотра фильмов, воспитанникам нравилась ещё одна традиция: мы регулярно проводили конкурсы рисунков на тему «Любимый кадр». Сейчас в нашей копилке около ста рисунков.

Наш клуб имеет профориентационную направленность. Связана она  с тем фактом, что воспитанники  живут в интернате целую неделю, и родителям не хватает времени в выходные дни сводить их в кинотеатр или ДК, если таковые вообще имеются в посёлках и селениях, где они проживают. Для обучающихся, которые перестали  посещать учреждения культуры,  стали недоступными правила поведения в этих организациях. Они уже не знакомы с такими профессиям как кассир и контролёр кинотеатра, художник рекламы(афиши). Кроме того, при обсуждении фильмов мы рассказываем обучающимся о профессиях, помогающих создавать кинофильмы (режиссёр, сценарист, оператор, артист, каскадёр и др.).

 

Совсем недавно круг нашей деятельности расширился: с воспитанниками ГБОУ СО ЕШИ №6 был проведён первый киноурок в рамках реализации Всероссийской акции «Дни доброго кино». Ребята не только посмотрели короткометражные фильмы-призёры Международного фестиваля импакт-кино «Лампа», но и приняли участие в интерактивной беседе. После просмотра фильма «Изольда», например, они вспомнили своих любимых питомцев, а потом ещё и нарисовали их. Получилась добрая мини-выставка «Мой любимец». Все решили продолжить участие во Всероссийской акции «Дни доброго кино»!

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».