ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
Принято решением
Совета учреждения
протокол № 1 от 29.08.2025
___________________
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
_______________Е.Е.Сидлярчук
Пр. № 291-од от 29.08.2025
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
1. Общие положения
1.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее –
Положение, Организация) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжения Минпросвещения РФ от 09.09.2019
№ Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации», приказом Минпросвещения РФ от 01.11.2024г № 763 «Об
утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении ФГОС
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.2. Данное Положение определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк), а также его структуру и режим деятельности, описывает алгоритм
проведения обследования и содержание рекомендаций консилиума по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся, устанавливает права и обязанности участников
консилиума,
перечень
документации
психолого-педагогического
консилиума
в
общеобразовательной организации.
1.3. Психолого-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется
Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской Федерации,
рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом
организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другими нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
общеобразовательных организаций.
1.4. Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия
руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных условий обучения, развития,
социализации и адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи посредством психологопедагогического сопровождения.
1.2. Задачами ППк являются:
1.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее
ТНР) для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического
сопровождения;
1.2.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ТНР;
1.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им
психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
1.2.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2. Организация деятельности ППк
2.1. ППк создается на базе Организации приказом руководителя Организации.
Для организации деятельности ППк оформляются:
- приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;
- положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.
2.2. В ППк ведется документация согласно Приложению № 1. Журнал учета заседаний ППк
и обучающихся, прошедших ППк, Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк, Журнал
направлений обучающихся на ПМПК пронумеровываются и заверяются подписью директора
Организации. Каждый календарный год начинается с записи № 1.
Все записи в обязательных документах ППк ведутся четко и разборчиво. Следует избегать
зачеркиваний и исправлений.
2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации.
2.4. Состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации, заместитель
председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), врач-психиатр,
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь ППк
(определенный из числа членов ППк).
2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности.
2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2).
Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и
подписывается всеми участниками заседания ППк.
2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения
заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые
являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным
заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе
заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному
образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее
- ПМПК) оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение 2).
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям
(законным представителям) под личную подпись.
3. Режим деятельности ППк
3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике
проведения заседаний.
3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже
одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся.
3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,
нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной)
динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств,
влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей
(законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников
Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ТНР, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации
обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний
ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию
комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой
определяется Организацией самостоятельно.
4. Проведение обследования
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого обучающегося.
4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия
родителей (законных представителей) (приложение 5).
4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует
членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк.
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся
назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой
специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой
повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания адаптированной основной общеобразовательной программы для
детей с ТНР, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации
обучающегося.
5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ТНР конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том
числе:
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся
необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на
период адаптации обучающегося в Организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на
постоянной основе.
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения,
воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану,
учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
дополнительный выходной день;
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение
двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении АООП НОО для обучающихся с ТНР,
развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей)
(приложение 3)
Приложение 1
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
2. Положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме: N, Дата, Тематика
заседания (утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению
обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного
обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение
результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся;
зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК;
составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме
определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных
образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционноразвивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик)
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума
по форме:
N п/п
ФИО обучающегося, класс/группа
Дата рождения
Инициатор обращения
Повод обращения в ППк
Коллегиальное заключение
Результат обращения
6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В
карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или
педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии
направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в
классе/группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами
психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума
и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с
обучающимся).
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
N п/п
ФИО обучающегося, класс/группа
Дата рождения
Цель направления
Причина направления
Отметка о получении направления родителями
Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям)
Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а).
"__" ____________ 20__ г.
Подпись: _________________ / _______________________ (расшифровка)
9. Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
Шапка/официальный бланк ОО
N ____ от "__" __________ 20__ г.
Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия
(мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:
1. ...
2. ...
Ход заседания ППк:
1. ...
2. ...
Решение ППк:
1. ...
2. ...
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты
продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных
и проверочных работ и другие необходимые материалы):
1. ...
2. ...
Председатель ППк ______________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк: ФИО, подпись
10. Коллегиальное заключение психолого-педагогического
консилиума (наименование образовательной организации)
Дата "__" _____________ 20__ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Класс/группа:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении,
адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих
трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической
помощи.
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный
маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк _________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: _____________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________/____________________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
Приложение 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ
АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную
деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося)
Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
1. Общие сведения.
1.1. Группа или класс обучения на день подготовки
представления:
1.2. Дата зачисления в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность:
1.3. Наименование и вариант (при наличии) образовательной
программы, по которой организовано образование
обучающегося:
1.4. Форма получения образования (выбрать нужное):
в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в группе комбинированной направленности,
в группе компенсирующей направленности, в группе общеразвивающей направленности, в группе
оздоровительной направленности, в общеобразовательном классе, в инклюзивном классе, в отдельном
(коррекционном) классе для обучающихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья), на дому, в медицинской организации, в иной группе или классе (указать, какой)
(выбрать нужное);
вне организации, осуществляющей образовательную деятельность (в форме семейного образования, в форме
самообразования (выбрать нужное).
1.5. Использование при реализации образовательной программы электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий (выбрать нужное):
да;
нет.
1.6. Использование сетевой формы реализации образовательной программы (выбрать нужное):
да;
нет.
1.7. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость обучающегося (в образовательной организации):
переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (указать причину), перевод
в другой класс, замена учителя начальных классов (однократная, повторная (выбрать нужное), межличностные
конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией; обучение на основе
индивидуального учебного плана; обучение на дому; повторное обучение в классе; наличие частых и (или)
хронических заболеваний; частые пропуски учебных занятий; иное (указать) (выбрать нужное).
1.8. Состав семьи (указать, с кем проживает обучающийся, родственные связи, наличие братьев и (или) сестер).
1.9. Трудности, переживаемые в семье: материальные; в связи с бракоразводным процессом; в связи с переездом в
другой город или страну; плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи; низкий уровень
образования одного или нескольких членов семьи; проживание с одним или несколькими членами семьи с
антисоциальным поведением и (или) психическими расстройствами (выбрать нужное);
2. Сведения об условиях и результатах обучения:
2.1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного и личностного развития
обучающегося на момент поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (указать в
соотношении с возрастными нормами развития).
2.2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного и личностного развития
обучающегося на момент подготовки представления (указать в соотношении с возрастными нормами развития).
2.3. Характеристика динамики познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного и личностного
развития обучающегося за __________ (указать период).
2.4. Характеристика динамики деятельности (практической, игровой, продуктивной) обучающегося за ___________
(указать период).
2.5. Характеристика динамики освоения образовательной программы обучающегося (указать соответствие объема
знаний, умений и навыков требованиям федеральной основной образовательной программы, в том числе
адаптированной, или, для обучающегося по программе дошкольного образования - достижение целевых ориентиров
(в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного общего образования, среднего
общего образования, профессионального образования - достижение образовательных результатов в соответствии с
годом обучения в отдельных образовательных областях).
2.6. Индивидуальные особенности обучающегося, влияющие на результат обучения (указываются особенности:
мотивации к обучению; коммуникации с педагогами и одноклассниками; ситуации, в которых возникает
эмоциональная напряженность; уровень истощаемости и иные особенности обучающегося).
2.7. Отношение семьи к трудностям обучающегося.
2.8. Организация коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи для обучающегося (указывается:
направление (направления) работы и специалисты психолого-педагогического сопровождения, участвующие в ней;
регулярность посещения занятий; характеристика результатов).
2.9. Характеристики взросления (указывается: характер занятости во внеучебное время; отношение к учебе;
отношение к педагогическому воздействию; характер и значимость общения со сверстниками; значимость
виртуального общения; способность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих; самооценка;
особенности психосексуального развития (при наличии); религиозные убеждения (при наличии, с указанием
характера проявления (навязывает другим, или не актуализирует) жизненные планы и профессиональные
намерения).
2.10. Характеристика поведенческих девиаций
(указывается: совершенные в прошлом или текущие
правонарушения; наличие самовольных уходов из дома и (или) бродяжничества; проявления агрессии (физической и
(или) вербальной); склонность к насилию; отношение к курению, алкоголю, наркотикам и иным психоактивным
веществам); сквернословие; отношение к компьютерным играм; повышенная внушаемость; дезадаптивные черты
личности).
2.11. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы.
2.12. Дополнительная информация (указывается: хобби, увлечения, интересы; принадлежность к молодежной
субкультуре (субкультурам).
2.13. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута
обучающегося, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и (или) условий
проведения индивидуальной профилактической работы.
Приложение: (сведения о текущей успеваемости, о результатах промежуточной аттестации по учебным предметам,
копия приказа об организации обучения на дому и (или) в медицинской организации).
Дата составления представления.
Руководитель организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
подпись
Фамилия, имя, отчество (при
наличии)
Председатель
психолого-педагогического
консилиума (при наличии)
подпись
Фамилия, имя, отчество (при
наличии)
Члены психолого-педагогического консилиума
или
специалист
(специалисты),
осуществляющие
психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося
подпись
Фамилия, имя, отчество (при
наличии)
Печать организации,
осуществляющей образовательную деятельность
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АООП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в
коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости,
заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного
лица), печатью образовательной организации;
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной
организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.
Приложение 3
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
на проведение психолого-педагогического обследования
специалистами ППк
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) __________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
Дата: ____________________
___________/_________________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)