ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
Принято решением
Совета учреждения
протокол № 5 от «02» июня 2025
_________________
Согласовано
Председателем
родительского комитета
«____» _______________
___________________
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
_______________Е.Е.Сидлярчук
Пр. № 259-од от 17.06.2025
ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей
в ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
1.
Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных
потребностей и запросов обучающихся, воспитанников ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее – Школа)
и их родителей (законных представителей) для эффективной организации образовательного
процесса и обеспечения удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами.
1.2 Под образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей
следует понимать ожидания, связанные с образовательной деятельностью детей и адресованные
конкретному субъекту. Под субъектом можно рассматривать как отдельного человека, так и все
образовательное учреждение.
1.3 Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
1.4 Образовательные потребности и запросы обучающихся и родителей удовлетворяются
через выбор ими предметов, учебных и элективных курсов, занятий в рамках внеурочной
деятельности и объединений в системе дополнительного образования.
1.5 Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей:
- дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка и
программу деятельности отдельного педагога или школы в целом;
- способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного
процесса;
- позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
- помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а также
характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;
- дает возможность школе учитывать семью как ресурс для совместного развития.
1.6. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и
запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в Школе являются:
- педагогические работники;
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- совет учреждения;
- педагогический совет.
2. Основные цели и задачи изучения образовательных потребностей и запросов
обучающихся и их родителей:
2.1 Целями изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и
родителей являются:
- получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и
запросов обучающихся и их родителей, тенденциях его изменений и их причинах;
- обоснованное формирование школьного компонента учебного плана школы, учебных
планов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- принятие своевременных управленческих решений администрацией школы;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии решений, связанных с образованием в школе.
2.2 Задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их
родителей в Школе:
- определить критерии изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся
и их родителей;
- разработать соответствующие каждой параллели классов методики изучения
образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;
- изучить образовательные потребности обучающихся и их родителей на предстоящий
учебный год;
- проанализировать результаты изучения образовательных потребностей и запросов
обучающихся и их родителей;
- определить возможности школы в реализации потребностей обучающихся и их
родителей;
- выявить степень удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью
школы.
3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их
родителей
3.1 При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов
обучающихся и их родителей педагогический коллектив Школы исходит из того, что процессы
согласования потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) с
возможностями школы в их реализации на уровне начальной ступени обучения имеют разную
специфику – как и сами потребности.
3.2 Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей и
запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в Школе является:
- определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы школы;
- выявление личностных запросов каждого учащегося и его родителя в каждом классе на
каждой степени обучения;
- учет сформированных потребностей и запросов обучающихся и их родителей к
содержанию и качеству образования;
- приведение в соответствие образовательной системы школы личностным запросам
посредством преобразования учебных планов, разработки и реализации соответствующих
актуальных учебных программ и курсов.
- реализация стимулирующих мер, способствующих актуализации, формированию и
успешному согласованию потребностей в начальном общем, основном общем и среднем
(полном) общем образовании.
3.3 Механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их
родителей и включает в себя:
- мониторинг образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей с
использование соответствующего диагностического инструментария.
- анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и
запросов обучающихся и их родителей.
- собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и запросов.
- выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке
рекомендаций для согласования деятельности участников образовательного процесса.
3.4 Деятельность педагогического коллектива Школы в рамках изучения образовательных
потребностей и запросов обучающихся и их родителей и согласования последующих действий
по организации функционирования образовательной системы школы с учетом этих
потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года, начиная с
марта каждого текущего года по следующему алгоритму:
1 этап, прогностический, - март – 1-я декада июня:
- мониторинг личностных ориентиров школьников, выявление образовательных
потребностей и запросов обучающихся и их родителей посредством анкетирования,
индивидуальных и групповых собеседований с родителями;
- инвентаризация методических, кадровых, материально-технических ресурсов школы,
анализ ее условий и возможностей;
- формирование на основе анализа образовательных потребностей и запросов
обучающихся и их родителей перечня образовательных услуг;
- разработка школьного учебного плана, учитывающего личностные запросы
обучающихся и их родителей;
- разработка образовательных программ, необходимых для удовлетворения
образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей; программ,
необходимых для проведения занятий по внеурочной деятельности и занятий в системе
дополнительного образования школьников;
- подготовка информационных мероприятий для обучающихся и их родителей с целью
ознакомления с возможностями школы.
2-й этап, организационный, – 2 декада июня – август:
- информирование обучающихся и их родителей о возможностях школы, проведение
«рекламной кампании»;
- выбор учащимися содержания образования, построение индивидуальных и групповых
траекторий получения образования;
- обработка и анализ поступившей от обучающихся и их родителей информации;
- формирование учебного плана школы, планов внеурочной деятельности и
дополнительного образования;
3-й этап– практический - сентябрь – декабрь:
- составление и апробация вариантов расписания учебных занятий, занятий внеурочной
деятельности, занятий в системе дополнительного образования обучающихся;
- уточнение и корректировка форм и методов работы педагогического коллектива;
- реализация программ изучения предметов на профильном уровне, программ учебных и
элективных курсов, внеурочных занятий, программ дополнительного образования;
- осуществление экспертной оценки удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей
учебно-воспитательным процессом.
4-й этап– аналитический – январь:
- анализ результативности обучения по итогам 1 полугодия;
5-й этап– корректирующий – февраль:
- анализ образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;
- анализ эффективности использования программ и учебников, используемых для
реализации образовательных программ.
4. Заключительные положения
4.1. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в установленном порядке.
4.2. После принятия Положения в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.