ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ
АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
Принято решением
Педагогического совета
Протокол № 5 от 14.06.2024 г.
от __________________
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
_______________ Л.А.Зелик
19.06.2024
Положение
о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) (далее - Положение) в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» разработано в соответствии с
нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
в действующей редакции.
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598.
• Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023;
• Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи ГБОУ СО «ЕШИ № 6» на 2023-2028 гг.
• Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации «Методические
рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования» от 13.01.2023 № 03-49;
• Устав ГБОУ СО «ЕШИ № 6», утвержденный Министерством образования и
молодежной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д
1.2. Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ
учебного предмета, курса, дисциплины (далее - рабочая программа) в ГБОУ СО «ЕШИ №
6», регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации педагогическими
работниками в образовательной деятельности.
1.3. Под рабочей программой в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» понимается нормативноуправленческий
документ
образовательного
учреждения,
характеризующий
систему/модель образовательной деятельности педагога и обучающихся по достижению
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального
общего образования в условиях реализации федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС), в том числе для обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС ОВЗ);
1.4. Рабочая программа является составной частью адаптированной основной
общеобразовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность,
систематичность, последовательность в работе педагога по раскрытию ее содержания
через урочную и внеурочную деятельность.
1.5. Рабочие программы в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» в обязательном порядке:
1.5.1. Разрабатываются на учебный год на начальный уровень образования:
- по предметам обязательной части учебного плана;
- учебным курсам, учебным предметам части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений;
- программам индивидуального обучения обучающихся на дому;
- программам коррекционных курсов;
- программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом (программой)
внеурочной деятельности при получении начального общего образования;
- программам курсов дополнительного образования.
1.5.2. Реализуются в течение учебного года согласно расписанию в полном объеме.
1.6. Рабочая программа должна быть разработана и утверждена в ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
не позднее 1 сентября нового учебного года.
1.7. Рабочая программа является объектом внутришкольной системы оценки качества
образования в соответствии с планом работы образовательного учреждения.
1.8. Положение о рабочей программе утверждается Педагогическим советом
образовательного учреждения.
2. Цели, задачи и функции рабочей программы
2.1. Главной целью рабочей программы является обеспечение достижения планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального уровня образования, примерных программ по учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) в соответствии с установленным количеством часов учебного
плана, плана (программы) внеурочной деятельности начального общего образования,
часами дополнительного образования.
2.2. Основными задачами рабочей программы являются:
- определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной
деятельности образовательного учреждения и контингента обучающихся с ТНР;
- достижение планируемых результатов освоения учебного предмета,
курса;
- обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями
образования, при имеющейся возможности - обеспечение «сквозной» преемственности;
- отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных
условий образовательного учреждения, образовательных потребностей и особенностей
развития обучающихся с ТНР.
2.3. Основными функциями рабочей программы являются:
- нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в
полном объеме);
- целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в
образовательную деятельность);
- содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению
обучающимися и/или ознакомлению, а также степень их трудности);
- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов
содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
- оценочная (выявляет уровни достижения личностных, предметных и метапредметных
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС, ФГОС ОВЗ).
3. Структура и содержание рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы является формой представления учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику
организации образовательной деятельности в ГБОУ СО «ЕШИ № 6», и определяется
образовательным учреждением самостоятельно по предметам обязательной части
учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношении; программам курсов внеурочной деятельности
и дополнительного образования (приложение 1).
3.2. Рабочая программа по предметам обязательной части учебного плана, по учебным
предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, содержит обязательные разделы:
- Титульный лист (Приложение № 1).
- Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели изучения учебного
предмета, курса, места предмета в учебном плане, дается общая характеристика учебного
предмета, курса.
- Содержание (содержание рабочей программы должно соответствовать содержанию
федеральной рабочей программы учебного предмета, курса).
- Планируемые результаты содержание учебного предмета, курса (планируемые
результаты должны быть не ниже соответствующих планируемых результатов
федеральной
рабочей
программы
учебного
предмета,
курса;
результаты
систематизируются по трем видам результатов: личностным, метапредметным,
предметным. Для адаптированной основной образовательной программы: личностные и
предметные результаты (минимальный и достаточный уровни).
- Тематическое планирование (с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса коррекционную часть
(работа над словом, предложением, связной речью) и возможность использования по этой
теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов). Приложение №2, 3.
- Поурочное планирование.
- Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение.
3.3. Рабочая программа курсов внеурочной деятельности содержит обязательные разделы;
- Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели уровня начального
общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности.
- Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
- Тематическое планирование.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
3.4. Рабочая программа занятий дополнительного образования содержит следующие
структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Содержание программы.
- Результаты освоение программы дополнительного образования.
- Тематическое планирование с указанием теоретической и практической части
выполнения программы.
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности (по годам обучения).
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и/или дополнений в
рабочую программу
4.1. Порядок разработки и утверждения рабочей программы в ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
включает следующее:
4.1.1. На заседании школьных методических объединений осуществляется первичная
экспертиза рабочих программ. Результаты экспертизы в обязательном порядке
протоколируются, оформляется информационно аналитическая справка.
4.1.2. Методический совет ГБОУ СО «ЕШИ № 6» на основании обобщения справок,
представленных каждым методическим объединением, и результатов проведения
экспертизы рабочих программ выносит решение о согласовании.
4.1.3. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям настоящего
Положения методический совет образовательного учреждения выносит резолюцию о
необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
4.1.4. Руководитель образовательного учреждения утверждает рабочие программы.
4.2. Педагог, принятый на работу в ГБОУ СО «ЕШИ № 6», обязан продолжить обучение
по рабочей программе, утвержденной на соответствующий учебный год.
5. Оформление, размещение и хранение рабочей программы
5.1. Рабочая программа оформляется в двух вариантах. Электронный вариант сдается
заместителю руководителя образовательного учреждения (по принадлежности),
бумажный носитель остается у педагога. Допускается также хранить рабочие программы
только в электронном виде.
5.2. Технические требования к оформлению рабочей программы:
- текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер
шрифта составляет 12-14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не
ставятся, выравнивание по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются
при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в
текст (шрифт в таблицах 9-10 пт);
- титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения
(приложение 8). На титульном листе указывается:
• гриф «согласовано», «утверждено»,
• название рабочей программы (предмет, курс и т.п.);
• адресность: класс или уровень образования, возраст обучающихся (для
дополнительного образования);
• сведения об авторе (Ф.И.О., должность, квалификационная категория);
• год составления рабочей программы.
5.3. Аннотации к рабочим программам составляется педагогом и размещаются на
официальном сайте ГБОУ СО «ЕШИ № 6».
Приложение № 1.
Принято на заседании МС
Протокол № 1
«
» августа 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы ГБОУ СО «ЕШИ № 6»:
__________________
01.09.20___
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 6,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «_______________________________»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ________ КЛАССА
Составитель: учитель, КК
___________________________
г. Екатеринбург
20_____г.
Приложение № 2.
Тематическое планирование
(учебные предметы)
№ Тема урока
Кол-во
часов
Словарь
Работа над
словом
Работа над
предложением,
связной речью
Характеристика
деятельности
обучающихся
ЭОР
Приложение № 3.
Тематическое планирование
(коррекционные курсы)
№
Тема
Дата
/неделя
Подгруппа
обучающихся
Развитие навыков
анализа и синтеза
звукового состава
слов
Работа над
слоговой
структурой
слова
Работа над
словом,
словосочетанием,
предложением,
связной речью