ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 6,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
Принято решением
Совета учреждения
протокол № _____
от «__»______________
Согласовано
Председатель
родительского комитета
___________ /______________
Утверждаю
И.о.директора
ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
______________Л.А.Зелик
19.06.2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о безотметочной системе оценивания образовательных результатов в первом классе
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о безотметочной системе обучении и системе оценивания
образовательных результатов обучающихся 1-х классов (далее — Положение) ГБОУ СО
«ЕШИ № 6» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования
России от 03.06.2003 № 13-15-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Уставом Учреждения и локально-нормативными актами Учреждения, регулирующими
образовательную деятельность ГБОУ СО «ЕШИ № 6».
1.2. Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов
осуществления текущего контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения
и развития обучающихся 1-х классов.
1.3. Положение повышает ответственность каждого учителя первых классов за организацию
качественного контроля, оценивания и анализа результатов деятельности обучающихся.
1.4. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как
форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.5. Система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без
использования отметок. Содержательный контроль и оценка должны отражать качественный
результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения
обучающимся знаний по предметам, но и уровнем его развития.
1.6. Основными принципами безотметочного обучения являются:
• Критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной,
выработанной совместно с обучающимися, основе. Критерии должны быть однозначными и
предельно четкими;
• Приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки
(оценка учителя; взаимооценка) формирует способность обучающихся самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки
применяется сравнение двух самооценок обучающихся:
- прогностической (оценка предстоящей работы);
- ретроспективной (оценка выполненной работы).
Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя;
• Непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от
традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию
процесса движения к нему. При этом обучающийся получает право на ошибку, которая,
будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
• Гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются
разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или
регресс в успеваемости и развитии обучающегося;
• Сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет
отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе,
отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.
д. Количественная оценка позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений
обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами
некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и
общую картину динамики развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных
особенностей;
• Естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в
естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В
характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты
наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
1.7. Основные виды контроля:
По их месту в процессе обучения:
• предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и
развития обучающихся;
• текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их
продвижения в освоении программного материала;
• итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и
степень сформированности основных компонентов учебной деятельности.
По содержанию:
• прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность
выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального
выполнения действия;
• пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
• контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию
с образцом после осуществления учебного действия.
По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
• внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и
взаимооценка);
• внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и обращенный на
понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль
и самооценка).
1.8. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является
определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей,
а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной
деятельности.
1.9. Цель безотметочного обучения - формирование у обучающихся адекватной самооценки и
развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
1.10. Деятельность учителя по формированию у обучающихся умения контролировать свою
учебную деятельность (планирование, выполнение, получение результата, корректирование
деятельности в зависимости от полученного результата) направляется на:
- развитие навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения
самостоятельно находить допущенные ошибки, просчеты, неточности, намечать способы их
устранения;
- обучение способам самоконтроля и самооценки, увеличение объема самостоятельной
работы;
- обеспечение максимальной продуктивной учебной деятельности: умение различать способы
и результаты собственной учебной деятельности, развитие и совершенствование
коммуникативных умений, повышение интереса к учению, понимание смысла учения;
- применение разнообразных методических приемов диагностики мотивации, интереса к
учению при выстраивании технологии контроля и оценивания результатов учебной
деятельности.
1.11. При введении безотметочного обучения Учреждение:
- создаёт необходимые педагогические условия обеспечения эффективности безотметочной
системы оценивания, компонентами которой являются не только предметные умения,
универсальные учебные действия, но и творчество и инициатива во всех сферах школьной
жизни;
- осуществляет такой подход к оцениванию общеучебных достижений обучающихся, который
позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует гуманизации обучения,
повышает учебную мотивацию;
- формирует механизм безотметочного оценивания, исключая из его содержания личные
качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, восприятия, внимания, развития и др.);
- обеспечивает функционирование единых требований к оцениванию;
- осуществляет переход от безотметочного в 1-х классах к отметочному оцениванию во 2-4-х
классах.
II. Контроль и оценка оценки достижения планируемых результатов обучения и
развития обучающихся
2.1. Содержательный контроль и оценка должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития обучающихся (от начала учебного года к концу, от года
к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов обучающихся за текущий и
предыдущий периоды.
2.2. Основными показателями развития обучающихся являются:
• сформированность учебно-познавательного интереса;
• сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно–
потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;
• сформированность общеучебных умений;
• способность определять границы своего знания-незнания;
• сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных
способностей субъекта учебной деятельности;
• способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми
условиями учебной задачи;
• самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
• способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.
2.3. Динамика развития обучающихся фиксируется учителем на основе системы текущего
контроля и результатов психолого-педагогической диагностики обучающихся.
2.4. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся
предусматривают выявление индивидуальной динамики качества предмета учеником и не
подразумевают сравнение его с другими детьми.
2.5. Оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества обучающихся, своеобразие
их психических процессов, особенности памяти, внимания, восприятия, поведенческие
проявления и пр.)
2.6. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение
сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребёнка, попытка (даже неудачная)
самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы,
желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь
перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом,
находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление
информативной и регулируемой обратной связи с обучающимися должно быть ориентировано
на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть
аправлено на эффективное обучение ребёнка.
2.7. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе
содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика.
2.8. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе
результатов проверочных и контрольных работ по предмету.
III. Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:
3.1. Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного года.
3.2. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не
допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку
(звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная
оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно»,
лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. С целью перехода к
отметочному обучению допускаются в 1-х классах оценочные суждения «Молодец»,
«Умница» в устной и письменной форме.
3.3. В 1-х классах устанавливаются следующие формы контроля за формированием
предметных результатов обучающихся:
• устный опрос;
• текущие проверочные работы (проводятся после изучения наиболее значимых тем)
• итоговые проверочные и контрольные работы
• комплексные контрольные работы;
• диагностика техники чтения;
• демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала
(отчёт по речи на итоговом утреннике и пр.)
3.4. Уровни достижения планируемых результатов обучения. Предметные результаты.
3.4.1. Обучение чтению.
Необходимо учитывать осознанность, способ чтения, правильность, умения и навыки работать
с текстом.
Уровень
Оптимальный
уровень
Критерии оценки
- правильно читает (в 1 дополнительном кл. и в I полугодии 1
класса – плавно по слогам слова пройденных слоговых
структур, во втором полугодии – целыми словами, а трудные
слова – по слогам), не допускает искажений и перестановок
звуков, слогов и слов (допуская не более 1-2 ошибок на замену
звуков и нарушения структуры слова), повторы частей слова и
слов, отчётливо произносит звуки и слова, правильно
соблюдает ударения в словах (допуская не более 1-2 ошибок).
- понимает прочитанный текст, уместно употребляет вновь
усвоенные слова при работе над текстом;
- правильно отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного;
- твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его
выразительно;
- выполняет требования по внеклассному чтению для данного
года обучения.
или
- допускает при чтении не более 3-4 ошибок в словах (замены,
перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов), или
в выделении словесных и логических ударений, или при
соблюдении пауз, орфоэпического чтения;
- понимает текст прочитанного произведения или его частей,
но недостаточно чётко формулирует ответ, иногда неверно
употребляет слова;
- умеет подробно (1-2 класс), но допускает 3-4 лексикограмматические ошибки или упускает и включает
Примечание
Исключение
могут
составлять дети
с тяжёлой
формой
дизартрии,
ринолалией,
алалией,
осложнённой
заиканием.
несущественные детали, которые легко исправляет с помощью
учителя;
- допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко
их самостоятельно исправляет;
- выполняет требования по внеклассному чтению для данного
года обучения, но допускает неточности при названии книг и
воспроизведении их содержания по памяти.
Допустимый
- недостаточно владеет техникой чтения для данного класса (в
уровень
1 дополнительном и 1 классе усвоил плавное послоговое
чтение), допускает 5-6 ошибок, повторы частей слова и слов, не
соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном
ударении;
пересказывает
прочитанный
текст,
нарушая
последовательность, допуская речевые ошибки;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста;
- или требования по внеклассному чтению для данного года
обучения
выполняет
при
условии
индивидуально
ограниченного задания;
Недопустимый - не различает звуки речи гласные/согласные, гласные
уровень
ударные/безударные,
согласные
твёрдые/мягкие,
звонкие/глухие.
- не сознает единство звукового состава слова и его значения
- не устанавливает число и последовательность звуков в слове.
- не различает звуки и буквы: буква как знак звука,
- не овладевает позиционным способом обозначения звуков
буквами.
- не различает слова и предложения, не понимает значение
слова.
3.4.2. Обучение письму.
Необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по
орфографии, сформированность устных ответов.
Уровень
Оптимальный
уровень
Допустимый
уровень
Недопустимый
уровень
Критерии оценки
Письмо с правильной каллиграфией, допускается 1-2
негрубых недочета
В диктанте нет орфографических ошибок, допустимо 1
исправление и/ или 1-2 дисграфические ошибки, связанные
с выраженным дефектом речи ребёнка
или допущено 1-3 орфографические ошибки и /или не более
2-3 дисграфических ошибок. Повторение ошибочного
написания одного и того же слова несколько раз считается
за одну ошибку (например, если в слове ножи дважды и
более на конце написана буква Ы). Если подобная ошибка
встречается в другом слове, то считается ещё за одну
ошибку.
Имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение
наклона, равного расстояния между буквами, словами,
несоблюдение пропорций буки по высоте и ширине и др.) и
1-2 негрубых недочета
В диктанте допущено 5-6 орфографических ошибок и/ или
не более 4-5 дисграфических ошибок
Письмо, которое в целом не соответствует многим из
перечисленных
выше
требований,
небрежное,
неразборчивое, с помарками.
Примечание
Исключение
могут составлять
дети с тяжёлой
формой
нарушения
моторики
В диктанте допущено более 7 орфографических и/или более
6 дисграфических ошибок
Ошибками в диктанте считаются:
- орфографические ошибки в словах, правила написания которых были пройдены ранее;
- пропуски, замены букв в словах; (не дисграфичекие)
- систематическое отсутствие знаков препинания, правила написания которых были
пройдены;
- ошибки в словарных словах;
- пунктуационные ошибки (знаки препинания на изученные правила).
К числу специфических (дисграфических) ошибок относятся:
- смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, способу и месту
образования;
- нарушения структуры слова:
• пропуски, добавления;
• перестановки отдельных слогов и частей слова;
• раздельное написание частей слова.
Негрубыми ошибками считаются:
• одно недописанное слово;
• однократное повторение одного слога или буквы;
• единичное нарушение правила переноса слова в случае, если ученик не рассчитал интервал
между буквами.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды
в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»). Ошибки на одно и то же правило, допущенные
в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д»
в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
3.4.3. Критериями оценки сформированности устной речи являются:
- полнота и правильность ответа,
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний,
- последовательность изложения,
- культура речи.
Уровень
Оптимальный
уровень
Допустимый
уровень
Недопустимый
уровень
Критерии оценки
полные, правильные, связанные, последовательные ответы
ученика без недочетов или допускается не более одной
неточности в речи.
ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для
оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в
речевом оформлении ответов
ответы в целом обнаруживает понимание излагаемого
материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам
затрудняется
самостоятельно
подтвердить
правило
примерами, допускает ошибки при работе с текстом и
анализе слов и предложений, которые исправляет только
при помощи учителя, излагает материал несвязно,
недостаточно последовательно, допускает неточности в
употреблении слов и построении словосочетаний или
предложений.
Примечание
Исключение
могут составлять
дети с тяжёлой
формой
дизартрии,
ринолалией,
алалией,
осложнённой
заиканием.
3.4.4. Математика.
Необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков,
сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших
геометрических понятиях.
Письменная работа, содержащая только примеры.
Уровень
Критерии оценивания (нормативы)
Оптимальный уровень вся работа выполнена безошибочно или допущена 1 грубая ошибка и/или
1-2 негрубые ошибки
Допустимый уровень
2-3 грубые ошибки и 1-2 негрубые или более 3 грубых ошибок
Недопустимый
допущено 4 и более грубых ошибок
уровень
Устный счёт
Уровень
Критерии оценивания (нормативы)
Оптимальный уровень
Без ошибок или 1-2 ошибки
Допустимый уровень
3-4 ошибки
Недопустимый уровень
5 и более ошибок
Письменная работа, содержащая только задачи.
Уровень
Критерии оценивания (нормативы)
Оптимальный уровень - если все задачи решены верно,
- нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 негрубых ошибки
Допустимый уровень
1 грубая и/ или 3-4 негрубых ошибок;
Недопустимый
уровень
2 и более грубых ошибки и/или задачи не решены
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задания другого вида).
Уровень
Критерии оценивания (нормативы)
Оптимальный уровень
- если вся работа выполнена безошибочно,
1 грубая и/или 1-2 негрубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно
быть в задаче
Допустимый уровень
2-3 грубые и/или 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи
должен быть верным
Недопустимый уровень
4 и более грубых ошибок
При оценивании работ следует различать грубые и негрубые ошибки.
Грубые ошибки:
Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние
действия).
Не решенная до конца задача или пример
Невыполненное задание.
Неверное построение многоугольника, отрезка (отрезки незаданной длины, неровные углы,
ошибка в неправильном выборе фигуры - квадрат вместо треугольника, острый угол вместо
тупого и пр.)
Неверное преобразование и сравнение чисел, величин.
Негрубые ошибки:
Нерациональный прием вычислений.
Неверно сформулированный ответ задачи, не написано пояснение к действию или
наименование.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
Незначительные неровности при построении фигуры, связанные с нарушением мелкой
моторики ребёнка
Не приведено доказательство при правильном выполнении сравнения (преобразования)
выражений или величин.
3.4.5. Окружающий мир.
Предметные результаты оцениваются на основе анализа результатов устных ответов, бесед,
наблюдений, практических работ.
Уровень
Оптимальный
уровень
Допустимый
уровень
Недопустимый
уровень
Критерии оценки
ставится ученику, если он владеет теоретическим учебным
материалом, не допускает фактических ошибок, устанавливает
связи между объектами и явлениями природы (в пределах
программы), правильно употребляет в речи лексику,
допускается 1-2 ошибки на смысловую замену слов с
обобщённым переносным значением; дает полные ответы на
все поставленные вопросы с учетом специфики проявления
речевого дефекта. В речи допущено не более 2 специфических
речевых ошибок.
ставится ученику, если его ученик допускает отдельные
неточности в изложении фактического материала, новый
словарь по теме использует не всегда точно и правильно,
может допустить 2-3 ошибки на смысловую замену слов. Все
недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них
учителем. В речи допущено 3-4 специфических речевых
ошибки;
или ставится ученику, если он усвоил основное
содержание учебного материала. Допускает фактические
ошибки, допускает 4-5 ошибок на смысловую замену слов;
затрудняется устанавливать предусмотренные программой
связи между объектами и явлениями окружающего мира, дает
краткие ответы на вопросы учителя, с учетом специфики
проявления
речевого
дефекта.
Может
исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя. В речи
допущено 5-6 специфических речевых ошибок.
ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей
части программного материала, не может ответить на вопросы
даже с помощью учителя (с учетом специфики проявления
речевого дефекта), недостаточно усвоил новый словарь по
теме, неверно употребляет слова, допуская более 5 ошибок на
смысловые замены слова, в речи допущено более 7
специфических речевых ошибок.
Примечание
Исключение
могут
составлять дети
с
тяжёлой
формой
дизартрии,
ринолалией,
алалией,
осложнённой
заиканием.
3.4.6. Музыка.
• Оптимальному уровню развития этих умений и навыков соответствует умение эстетически
откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально –
творческой деятельности. Ученик способен воспринимать музыку различных жанров, узнавать
и исполнять музыкальные произведения.
• Допустимому уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствует умение
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах
музыкально – творческой деятельности, но ученик допускает отдельные неточности в
определении музыкальных жанров, испытывает трудности в исполнении музыкальных
произведений
• Недопустимому уровню развития этих умений и навыков ученик обнаруживает незнание
большей части программного материала, не справляется с выполнением работ даже с помощью
учителя.
3.4.7. Изобразительное искусство.
• Оптимальному уровню развития этих умений и навыков соответствует развитое образное
мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности. Ученик самостоятельно
проявляет и реализует творческий потенциал в духовной и художественно – продуктивной
деятельности.
• Допустимому уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствует развитое
образное мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности, но ученик
допускает отдельные неточности в определении жанров изобразительного искусства,
испытывает трудности в художественно – продуктивной деятельности.
• Недопустимому уровню развития этих умений и навыков ученик обнаруживает незнание
большей части программного материала, не справляется с выполнением творческих работ даже
с помощью учителя.
3.4.8. Физическая культура
• Оптимальному уровню развития этих умений и навыков соответствует качественное
выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок. Ученик выполняет нормативы,
соответствующие возрасту.
• Допустимому уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствует
качественное выполнение упражнений, но допущена одна значительная ошибка и несколько
мелких.
• Недопустимому уровню развития этих умений и навыков ученик допускает две значительные
ошибки и несколько грубых ошибок, искажающих технику движения, влияющие на качество и
результат выполнения упражнения.
3.4.9. Технология (труд).
• Оптимальному уровню развития этих умений и навыков соответствует умение бережно
относиться к результатам своего труда и труда одноклассников. Ученик самостоятельно
обслуживает себя во время работы, соблюдает правила гигиены труда, качественно выполняет
доступные задания.
• Допустимому уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствует умение
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников, но ученик допускает
незначительные нарушения правил гигиены труда, пользуется помощью учителя при
выполнении заданий.
• Недопустимому уровню развития этих умений и навыков ученик обнаруживает незнание
большей части программного материала, не справляется с выполнением работ даже с помощью
учителя.
3.4.9. Метапредметные и личностные результаты
Общеучебные навыки.
Необходимо учитывать умения обучающихся работать с книгой, планировать свою работу,
наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
• Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика
самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко
вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чем расскажет книга),
сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации
на обложке и в тексте).
• Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно
ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке, прочитывать название
книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных
внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке
и в тексте).
• Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность
ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя,
самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и
прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая
во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.
Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений
за деятельностью детей на различных уроках:
• Высокому уровню умения планировать свою работу соответствует умение правильно понять
учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать
рациональные приемы и способы работы.
• Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью
учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
• Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи - составление
последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя,
существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при
помощи учителя.
Учебная мотивация
• При высоком уровне сформированности учебной мотивации проявляется повышенный
интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда
добросовестен в учении.
• При среднем уровне сформированности учебной мотивации проявляется интерес ребенка к
учебной деятельности, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении,
но иногда бывают срывы.
• При низком уровне сформированности учебной мотивации не проявляется интерес к знаниям
или этот интерес ситуативен, обучающийся добросовестен только по отношению к предметам,
к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
Отношение к труду
• Высоким уровнем отношения к труду определяется ответственное отношение ребенка к
любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
• Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение обучающегося к
трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит
участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
• Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда
осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность
происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от
участия в трудовых делах.
Отношение к людям
• Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь
товарищам, взрослым и младшим.
• Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется,
проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
• Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения,
когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает
часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным
нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.
4. Ведение документации
4.1. Документация учителя:
- рабочая программа по каждому учебному предмету и тематическое планирование;
- классный журнал заполняется в соответствии с рабочей программой и планированием,
отметки в классный журнал не выставляются;
- характеристики обучающихся, отражающие предметные навыки, речевые и метапредметные
умения и личностные качества обучающихся, динамику формирования предметных и
метапредметных навыков;
- раздел «Мониторинг предметных и метапредметных достижений обучающихся» в папке
классного руководителя заполняется в виде таблиц, графиков, аналитических справок,
отражающих усвоение обучающимися предметных и метапредметных навыков;
- в конце учебного года учитель составляет содержательный анализ, учитывая следующие
показатели: уровень развития предметных и метапредметных навыков за учебный год, сведения
об усвоении обучающимися учебной программы с указанием успехов и возникших трудностей,
выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
4.2. Документация обучающихся:
- рабочие тетради по предметам (регулярно проверяются учителем);
- портфолио обучающихся (заполняются совместно с родителями и учителем);
- листы самооценки.
4.3. Администрация Учреждения:
4.3.1. В своей деятельности администрация Учреждения использует для анализа все
необходимые материалы учителей, психолога (классный журнал, содержательный анализ
педагогической деятельности учителя за год, тетради обучающихся, результаты психологопедагогической диагностики и пр.) для создания целостной картины учебно-воспитательного
процесса в начальной школе.
4.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, администрация
классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в
развитии и образовании обучающихся от первого к четвёртому классу.
4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от педагогов администрация проводит
анализ работы педагогического коллектива, определяя достижения и трудности как
обучающихся, так и педагогов, и на их основе определяет стратегические задачи на следующий
год обучения.
V. Права и обязанности участников контрольно-оценочной деятельности.
5.1. Результаты контрольных мероприятий доводятся до сведения родителей (законных
представителей) обучающихся.
5.2. Обучающиеся имеют право:
• на собственную оценку своих достижений и трудностей;
• на оценку своей работы учителем;
• на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах жизни школы;
• на ошибку и время для ее ликвидации;
• на участие в разработке критериев оценивания своей работы;
• на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
5.3. Обучающиеся обязаны:
• по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
• осваивать способы осуществления контроля и оценки.
5.4. Учитель имеет право:
• иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
• самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений
обучающихся
5.5. Учитель обязан:
• руководствоваться в своей работе настоящим Положением;
• соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;
• работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
• оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и
степень проявления творчества и инициативы во всех сферах жизни лицея с помощью способов
качественного оценивания;
• фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных
возможностей и достижений;
• на родительских собраниях учитель знакомит родителей (законных представителей)
обучающихся с особенностями оценивания в 1-х классах;
• для информирования родителей о результатах обучения и развития, обучающихся в конце
каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
5.6. Родитель (законный представитель) имеет право:
• знать о принципах и способах оценивания достижений обучающихся;
• получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;
• получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в
обучении своего ребенка;
5.7. Родитель (законный представитель) обязан:
• соблюдать такт по отношению к ребенку и другим участникам образовательных отношений;
• информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель
сталкивается в домашних условиях;
• посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по
оказанию помощи в образовании их детей.
VI. Ответственность сторон
6.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного
Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы –
становление учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников
6.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебновоспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с
целью защиты своих прав
6.3. Нарушений правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта
являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.