Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат №6,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
620023, г. Екатеринбург, ул. Дарвина, д. 4, тел./факс 263-49-03, E-mail:
ekbschool.6@mail.ru
Принято решением
Совета школы
протокол №_
от «__» ____________
Согласовано
Председатель
родительского комитета
_____________________
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБОУ СО «ЕШИ №6»
_________________ Л.А.Зелик
«__» ____________
Положение об организации индивидуальных, групповых и подгрупповых
логопедических занятий в ГБОУ СО «ЕШИ №6»
1. Общие положения.
1. 1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок, организацию и
проведение в ГБОУ СО «ЕШИ №6» индивидуальных, групповых и подгрупповых
логопедических занятий.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N
273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации",
распоряжением от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об
оказании
логопедической
помощи
в
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность», учебным планом, Уставом,
локальными
нормативными актами школы и методическими рекомендациями об организации и
содержании индивидуальных логопедических занятий в специальной школе для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
1.3. В учебном плане ГБОУ СО «ЕШИ №6» предусмотрены часы индивидуальных,
групповых и подгрупповых логопедических занятий, которые проводятся учителем,
имеющим специальное высшее дефектологическое образование.
2. Организация индивидуальных, групповых и подгрупповых логопедических
занятий.
2.1.Индивидуальные, групповые и подгрупповые логопедические занятия посещают
все обучающиеся школы.
2.2. Учитель путем тщательного специального обследования (перед началом
коррекционной работы) должен выделить у обучающихся ведущий дефект и на этой
основе поставить коррекционную задачу.
2.3. На обследование устной и письменной речи детей отводится 1 академический
час на 1 ученика. Индивидуальное обследование обучающихся проводится
обычными логопедическими приемами.
2.4. Данные индивидуального обследования заносятся в речевую карту,
заполняемую на каждого ученика.
2.5. Обследование речи детей, продолжающих обучение в школе, проводится
полностью по всем параметрам, заложенным в речевую карту. Ежегодно
заполняется речевая карта, уточняется логопедическое заключение.
2.7. В логопедической тетради ученика размещается индивидуальный годовой план
работы. План составляется в начале учебного года на основании логопедического
заключения, обобщающего все данные обследования.
2.8. Организационный период, предшествующий началу систематических
логопедических занятий, рассчитан на первые две недели учебного года и зависит от
количества обучающихся в классе.
2.9 Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному с учетом
классных расписаний. Расписание логопедических занятий утверждается
директором школы.
2.10. На логопедические занятия отводятся первые или последние уроки, свободные
от классных занятий и (или) внеклассное время.
2.11. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом особенностей
речевого недоразвития, возрастных особенностей и в пределах программных
требований по произношению, обучению чтению и письму, литературному чтению,
русскому языку и развитию речи.
Содержание программы по развитию связной речи на уроках русского языка и
литературного чтения во 2-4 классах, на уроках обучения письму и чтению в 1 (1
дополнительном) классе тесно связано с развитием речи на логопедических
занятиях. Программой предусматривается анализ структуры тех речевых
высказываний, которые закреплены на уроках развития речи. Работа над связной
речью служит логическим продолжением той системы работы над словом,
словосочетанием, предложением, которая проводится на уроках русского языка.
2.12. В учебном плане ГБОУ СО «ЕШИ №6» в 1 дополнительном классе включены
часы следующих коррекционных курсов: «Логопедическая ритмика» - 1 час в
неделю, «Произношение» - 2 часа в неделю, «Развитие речи» - 2 часа в неделю,
«Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» – 2 часа в неделю; в 3-4
классах: «Логопедическая ритмика» - 1 час в неделю, «Развитие речи» - 2 часа в
неделю, «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» – 3 часа в
неделю; в 1 классе: «Логопедическая ритмика» - 1 час в неделю, «Произношение» 1 часа в неделю, «Развитие речи» - 2 часа в неделю, «Индивидуальные и
подгрупповые логопедические занятия» – 4 часа в неделю; во 2-4 классах:
«Логопедическая ритмика» - 1 час в неделю, «Развитие речи» - 2 часа в неделю,
«Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» – 5 часа в неделю.
2.13. Учитель проводит индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия.
Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в
неделю. Время каждого занятия (40 минут) распределяется учителем в разных
вариантах:
- на работу с 3 - 4 обучающимися индивидуально (по 10-15 минут с каждым
учеником);
- на работу с одной группой (20 минут) и двумя учениками индивидуально (с
каждым по 10 минут);
- на работу с двумя группами (по 20 минут).
- работа с одним обучающимся индивидуально в течение 20 мин.
- подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 – 25
минут.
2.14. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке,
автоматизации звуков, дифференциации групп звуков, независимо от причин,
вызвавших нарушение произношения. Содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта обучающихся,
программой по обучению грамоте 1 (1 дополнительный) класс, по математике,
развитию речи и русскому языку.
В процессе уроков произношения и логопедических занятий осуществляется
закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. Темы и
содержание уроков произношения и логопедических занятий носят опережающий
характер и подготавливают обучающихся к усвоению программ «Обучение
грамоте», «Русский язык».
2.15. При наличии детей, имеющих сходные речевые нарушения, учитель может
организовать групповые и подгрупповые занятия. Состав групп может меняться в
течение года.
2.16. Логопедические занятия учитель проводит в классе в специально
организованном месте, оснащенном необходимым оборудованием.
2.17. Посещение индивидуальных, групповых и подгрупповых логопедических
занятий обязательно для всех обучающихся школы. Ответственность за
добросовестное и систематическое посещение обучающимися занятий возлагается
на учителя, воспитателя, обучающегося, родителей (законных представителей).
3. Требования к учителю
Учителями, которые проводят индивидуальные, групповые и подгрупповые
логопедические занятия, назначаются лица, имеющее высшее дефектологическое
образование. В их задачи входит воспитание полноценной устной и письменной речи
обучающихся с общим недоразвитием речи и требует от учителя организации
специальной работы по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- информационно-просветительская работа.
Учитель:
3.1. Осуществляет обследование обучающихся, определяет структуру и степень
выраженности речевого дефекта с учетом данных анамнеза и диагноза
медицинского обследования, фиксирует результаты обследования в речевых картах.
3.2. Планирует индивидуальную, групповую и подгрупповую работу по коррекции
речевых
нарушений
обучающихся.
Составляет
перспективный
план
индивидуальной логопедической работы с каждым обучающимся на год.
3.3. Комплектует группы и подгруппы для занятий с учетом клинической формы
речевого нарушения и с учетом ведущего дефекта:
• группа обучающихся с нарушением подвижности и строения артикуляционного
аппарата (ринолалия, дизартрия);
• группа обучающихся, имеющих сходные нарушения звукопроизношения;
• группа обучающихся со стойкими проявлениями дисграфии и дислексии;
• группа обучающихся с особо выраженными трудностями в формировании
лексико-грамматической стороны речи и т.д.
3.4. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков
в развитии у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Проводит
подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в
развитии речи, восстановлению нарушенных функций по всем направлениям
логопедической работы:
- развитие моторной сферы (общего, мелкого, артикуляционного праксиса);
- формирование полноценных фонематических процессов;
- обучение нормативному/компенсаторному звукопроизношению;
- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств
общения;
- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- формирование навыков правильного воспроизведения слов сложной слоговой
структуры;
- уточнение и конкретизация имеющегося словарного запаса: формирование умения
адекватно использовать лексические единицы в самостоятельной речи;
- обогащение словарного запаса путём накопления новой лексики и за счёт умения
активно пользоваться различными способами словообразования;
- развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.
3.5. Реализует образовательные программы. Проводит работу по предварительной
отработке звуков в 1 (дополнительных) - 2 классах до их изучения на уроках
развития произношения (фронтальное изучение), формирует слоговую структуру
слова и развивает слуховое восприятие.
3.6. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и
свободы обучающихся, воспитанников.
3.7. Изучает индивидуальные образовательные потребности обучающихся,
воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в
соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и
становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей,
используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые
образовательные ресурсы,
обеспечивая уровень
подготовки
обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, федеральным государственным
требованиям.
3.8. Ведет страницу учета посещаемости занятий в классном журнале, кратко
отражает ТЕМУ уроке.
3.10. Ведет работу в тесном контакте с учителями - предметниками, воспитателями,
родителями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий / рекомендаций,
в быту должны способствовать закреплению речевых средств и коммуникативных
навыков, приобретенных учащимися в процессе логопедических занятий. Контакт
учителя с воспитателями, родителями осуществляется на всех этапах
логопедической работы, начиная с первичного обследования и заканчивая выпуском
ребенка.
3.9. В случае необходимости учитель, воспитатель и родители создают (при
рекомендации учителя или ППк) определенные условия для ребенка
(индивидуализация заданий и контрольных работ по урокам речевого цикла,
внеклассных коррекционных занятиях для детей со сложными дефектами, для
заикающихся детей, облегченный учебный день, укороченная неделя и т.д.).
3.10. Систематически информирует педагогических работников и родителей о
продвижении обучающегося для предъявления посильных на данном этапе
требований к нему.
3.11. Своевременно инструктирует учителей - предметников, воспитателей и
родителей о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации во
внеурочное время, на уроках неречевого цикла.
3.12. По согласованию посещает уроки учителей - предметников, внеклассные
коррекционные занятия, занятия по самоподготовке и др. с целью проверки речевых
возможностей и речевой активности обучающихся в свободное от логопедических
занятий время. В свою очередь учителя - предметники, воспитатели могут
присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой
работы с обучающимися класса.
3.13. Ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения
предметам речевого цикла, учитывает их в своей работе, использует дидактический
материал в соответствии с темой учебного плана, которая изучается в классе.
3.14. Оказывает помощь учителям-предметникам и воспитателям в соблюдении
единого логопедического режима в школе-интернате: соблюдение определенных
требований к речи обучающихся во все режимные моменты через проведение
индивидуальных бесед, семинаров, открытых занятий, сообщений на МО, через
организацию мастер-классов и педагогических мастерских.
3.15. В конце учебного года совместно с воспитателем проводит отчетный речевой
утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи.
3.16. Принимает участие в подготовке артистов из своего класса для школьных
праздников (речь по сценарию).
3.17. Принимает участие в педагогических советах, где выступает с отчетными
докладами о своей работе.
3.18. Постоянно контактирует с врачом-педиатром, знакомится с данными
медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого
нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и
эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному
нарушению.
3.19. Осуществляет личный контакт с родителями обучающихся, проводит
родительские собрания, вовлекает родителей в речевую работу с детьми, в процессе
которой предполагается организация правильного и ответственного отношения к
речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий /
рекомендаций, даваемых логопедом.
3.20. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной
безопасности.
3.21. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.22. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя осуществляет
заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе.
4. Документация логопедического кабинета.
4.1. Речевые карты (Приложение № 2).
4.2. На основании материалов обследования обучающихся учитель составляет
рабочую программу, индивидуальный планы работы на каждого обучающегося. В
плане отмечается краткая характеристика имеющихся нарушений речи, основная
последовательность и содержание работы.
4.3. Учитель ведет в классном журнале страничку учета посещаемости, записывает
тему занятия.
4.4 Учитель ведет индивидуальные логопедические тетради (по количеству
обучающихся в классе), в которых отражает перспективный план работы на
текущий учебный год, дату занятия и размещает материалы, содержащие
упражнения, задания, иллюстрации, тексты, стихи и т.д.
Возможно ведение нескольких тетрадей (по коррекции звукопроизношения,
дисграфии, дислексии).
4.5. В конце учебного года учитель делает записи в карте динамики на каждого
обучающегося (Приложение №3).
Приложение 1.
Список оборудования кабинета для проведения индивидуальных, групповых и
подгрупповых логопедических занятий.
1.
2.
3.
4:
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Парты
Стол канцелярский
Стулья
Шкаф для пособий
Классная доска
Настенное зеркало*
Зеркало для индивидуальной работы
Настенные часы
Магнитофон,
компьютер,
проектор,
телевизор, ноутбук.
Полотенце, мыло
Логопедические зонды, шпатели, спирт,
вата
Разрезные азбуки и кассы к ним
Альбом с картинками для исследования
произношения звуков
Наборы
картинок,
картинное
лото,
предназначенные для работы над речевым
материалом на различные группы звуков
Наглядный материал по развитию речи
(предметные, сюжетные, серии картин и
т.д.)
Книги - пособия с речевым материалом для
закрепления произношения разных звуков
Настольные игры (различные лото, кубики,
мозаика,специальное лото и др.) и игрушки ,
предназначенные для развития дыхания
Учебники
по
коррекционнолингвистическому
курсу,
книги
с
материалом для чтения, методические и
учебные пособия
по количеству обучающихся
1 шт.
по количеству обучающихся
2 - 3 шт.
1 шт.
1 шт.
по количеству обучающихся
1 шт.
1 шт.
1 шт.
по количеству обучающихся
1 шт.
* Примечание: над настенным зеркалом должно бать электрическое освещение
Приложение 2.
Фамилия, имя________________________________________________________________ ученика(цы) 3 ____ класса.
1. Постановка:
Автоматизация:
Дифференциация:
2.Фонематическое
восприятие.
3.Словарный запас.
Существительные.
Глаголы.
Прилагательные.
Наречия
Синонимы/антонимы:
1)глаголы;
2)прилагательные;
3)наречия.
4.Сформированность грамматических систем.
Мн. число сущ.
Согласование прил. и сущ.
Согласование с числит.
Согласование гл. и сущ.
Управление (предлоги).
Предложения по опорным
словам.
Словообразование.
5.Понимание логикограмматических отношений.
6.Связная речь.
Заключение.
1.Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более___________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
прямая речь ________________
3.Наличие/отсутствие логической
связи между предложениями
4.Оценка поступков героев ____
1.Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более____________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
прямая речь ________________
3.Наличие/отсутствие логической
связи между предложениями
4.Оценка поступков героев ____
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Фамилия, имя_________________________________________________________________ ученика(цы) 4 ____ класса.
1. Постановка:
Автоматизация:
Дифференциация:
2.Фонематическое
восприятие.
3.Словарный запас.
Существительные.
Глаголы.
Прилагательные.
Наречия
Местоимения
Синонимы/антонимы:
1)глаголы;
2)прилагательные;
3)наречия;
4)местоимения.
4.Сформированность грамматических систем.
Мн. число сущ.
Согласование прил. и сущ.
Согласование сущ с числит.
Согласование гл. и сущ.
Управление (предлоги).
Предложения по опорным
словам.
Словообразование.
5.Понимание логикограмматических отношений.
6.Связная речь.
Мини-сочинение.
Заключение.
1.Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более___________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
прямая речь ________________
3.Наличие/отсутствие логической
связи между предложениями
4.Использование плана ____
1.Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более____________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
прямая речь ________________
3.Наличие/отсутствие логической
связи между предложениями
4.Использование плана ____
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
Фамилия, имя_________________________________________________________________ ученика(цы) 2 ____ класса.
1. Постановка:
Автоматизация:
Дифференциация:
2.Звуко-слоговой анализ
3.Фонематическое
восприятие.
3.Словарный запас.
Существительные.
Глаголы.
Прилагательные.
Наречия
Синонимы/антонимы:
1)глаголы;
2)прилагательные;
3)наречия.
4.Сформированность грамматических систем.
Мн. число сущ.
Согласование прил. и сущ.
Согласование с числит.
Согласование гл. и сущ.
Управление (предлоги).
Предложения по опорным
словам.
Словообразование.
5.Понимание логикограмматических отношений.
6.Связная речь.
Рассказ по опорным словам.
Заключение.
1.Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более___________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
прямая речь ________________
3.Наличие/отсутствие логической
связи между предложениями
1.Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более____________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
прямая речь ________________
3.Наличие/отсутствие логической
связи между предложениями
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Фамилия, имя__________________________________________________________ученика(цы) 1 / (1 доп) ____ класса.
1. Постановка:
Автоматизация:
Дифференциация:
2.Фонематический слух:
Зв-гл.
Тв-мяг.
св-шип.
Соноры
Проверка слоговой структуры
3.Словарный запас.
Существительные.
Глаголы.
Прилагательные.
Фразеологизмы.
Синонимы/антонимы:
1)глаголы;
2)прилагательные;
3)наречия.
4.Сформированность грамматических систем.
Мн. число сущ.
Согласование прил. и сущ.
Согласование сущ с числит.
Согласование гл. и сущ.
Управление.
Предложения по опорным
словам.
Словообразование (сущ,
глаголов, прилагательных).
5.Понимание логикограмматических отношений.
6.Связная речь.
Пересказ сказки.
Заключение.
1.Простое нераспространённое
предложение_______
Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более___________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
1.Простое нераспространённое
предложение_______
Простое распространённое
предложение с определением,
дополнением, обстоятельством,
предлогами /без предлогов
из 3-4 слов___________
из 5 слов и более___________
2.Сложные предложения:
сложносочинённые __________
сложноподчинённые _________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
Приложение 3.
Динамика устной и письменной речи на конец учебного года
Ф.И. обуч-ся ………………………………….………………………………………
ПРОИЗНОШЕНИЕ
класс
Ставить звуки
Автоматизировать звуки
Диф-ть звуки
1
С
Р
c’ З з’
р’ Л л’
Ц
Ш
Ж Щ Ч
Свист-шип, соноры,
звон-глух,
тв-мяг
2
С
Р
c’ З з’
р’ Л л’
Ц
Ш
Ж Щ Ч
Свист-шип, соноры,
звон-глух,
тв-мяг
3
Свист-шип, соноры,
звон-глух,
тв-мяг
4
Свист-шип, соноры,
звон-глух,
тв-мяг
ЧТЕНИЕ
класс
Способ чтения
N
1
Не читает, буквенный, слоговой, слог+цел.сл,
цел.сл+слог, цел.сл , бегло
25-30
2
Буквенный, слоговой, слог+цел.сл,
цел.сл, бегло
цел.сл+слог,
35-45
3
Буквенный, слоговой, слог+цел.сл,
цел.сл, бегло
цел.сл+слог,
4
Буквенный, слоговой, слог+цел.сл,
цел.сл , бегло
цел.сл+слог,
Темп чтения
сл/мин
Пересказ
Не пересказывает,
по вопросам,
самостоятельно
Не пересказывает,
по вопросам,
самостоятельно
Не пересказывает,
по вопросам,
самостоятельно
Не пересказывает,
по вопросам,
самостоятельно
50-60
70-80
ПИСЬМО
класс
каллиграфия
Зв-гл
Тв-мяг
Дисграфические ошибки
Проч.
Св-шип
Оптич.
замены
Зв-букв
анализ
1
2
3
4
Заключение учителя-логопеда (на конец учебного года)
Заключение ОПМПК (при поступлении в школу)
1 доп. класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Рекомендации после окончания I ступени школы
Слог.
структура