Утверждаю И.о.директора ГБОУ СО «ЕШИ № 6» ______________________Л.А.Зелик «_____» августа 2024 г. Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) (I отделение) 2024-2025 учебный год (1 – 4 классы) Предметные области Учебные предметы I доп. Обязательная часть Русский язык и литературное чтение * Родной язык и литературное чтение на родном языке Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Количество часов в неделю по классам 1 2 3 Добуквар- Букварный ный период период Русский язык Обучение грамоте Литературное чтение 7 - 7 - 8 Математика 4 4 Окружающий мир 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура (адаптивная физическая культура) - - 1 1 1 1 2 18 3 Итого Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе): Русский язык и Развитие произношения литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 4 4 12 22 12 4 4 4 4 24 2 2 2 2 12 - - 1 1 1 1 1 1 6 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 6 6 12 18 3 19 2 19 4 19 4 20 3 113 19 1 1 1 Литературное чтение Обществознание и естествознание Математика и информатика Искусство 2 1 1 1 Мир общения 1 Окружающий мир 1 Математика Музыка и театр Всего 4 3 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 5 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Внеурочная деятельность (всего) 10 10 10 10 10 50 7 6 5 5 5 28 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 10 5 2 1 - - - 3 2 2 2 2 2 10 3 4 5 5 5 22 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 Из них (всего): обязательные коррекционные курсы Развитие речи Логопедическая ритмика Произношение Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Другие направления внеурочной деятельности: Разговоры о важном Спортивно-оздоровительное направление Иное Всего к финансированию 1 2 3 3 3 12 31 31 33 33 33 161 * Планируемые результаты, указанные для учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», должны быть достигнуты в рамках изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» за счет расширения содержания учебным материалом региональной и краеведческой направленности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану ГБОУ СО «ЕШИ № 6» при 5-ти дневной учебной неделе на 2024 - 2025 учебный год (1доп. - 1 – 4 классы) Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее – учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе. Учебный план ГБОУ СО «ЕШИ № 6» составлен на основе Федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2, первое отделение) и соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования. Учебный план начального общего образования ГБОУ СО «ЕШИ № 6» разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в действующей редакции. - Закон Свердловской области от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» в действующей редакции; - Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 года № 1598. - Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023. - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрированы в Минюсте России 18.12.2022г. № 61573). - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников" (Зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2022г. № 70799); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.01.2023 № 03-49 - Устав ГБОУ СО «ЕШИ № 6». Учебный план ГБОУ СО «ЕШИ № 6» является основным механизмом реализации ФАООП НОО обучающихся с ТНР, учитывает цели, стоящие перед образовательной организацией, по обеспечению качественного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ТНР через решение следующих задач: - обеспечить предупреждение и коррекцию недостатков в развитии речи обучающихся с ТНР, достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей; - обеспечить формирование у обучающихся с ТНР универсальных учебных действий (способность к организации самостоятельной деятельности, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности и т.д.); - обеспечить формирование познавательной мотивации обучающихся с ТНР, коммуникативной компетенции, личностное развитие обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с учетом их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей; - сформировать готовность и способность у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи к сохранению и укреплению собственного здоровья. Структура учебного плана ГБОУ СО «ЕШИ № 6» представляет собой единство обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; - коррекция/профилактика речеязыковых расстройств; - формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть реализованы во всех имеющих аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета (при наличии такой возможности). Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности. В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия. Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин отражены в рабочих программах педагогов. Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ТНР, организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В 2023-2024 учебном году в рамках внеурочной деятельности 1 час в неделю отводится на цикл занятий «Разговоры о важном» и 1 час на физкультурно-оздоровительное направление в соответствие со Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р) и Концепцией развития детско-юношеского спорта в РФ до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2020 № 3081-р) Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика", "Развитие речи", "Произношение". В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2 - 4 обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю. В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии; - учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований). В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Распределение часов части УП, формируемой участниками образовательных отношений: Класс 1 класс (дополнительный) Кол – во часов (добукварный п-д /букварный п-д) 3/3 1 класс 3/2 2 класс 4 3 класс 4 4 класс 3 Учебные предметы окружающий мир Музыка и театр Мир общения окружающий мир Математика Развитие произношения Русский язык окружающий мир Развитие произношения Математика Русский язык Окружающий мир Математика Литературное чтение Русский язык окружающий мир Математика Кол-во часов (добукварный п-д/букварный п-д) 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР определяется расписанием ГБОУ СО «ЕШИ № 6». Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, не допускает перегрузку обучающихся в течение учебного дня, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы. Вся образовательная и воспитательная деятельность построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции и (или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется следующими специалистами: педагогами, педагогом - психологом, медицинскими работниками (врач-педиатр, медицинская сестра). Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР может включать как один, так и несколько учебных планов. Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР: - для обучающихся с I уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной); - для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов в части организации обучения по АООП на дому. Индивидуальный учебный план разрабатывается для обучающихся с I уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризующихся «отсутствием общеупотребительной речи», имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования социальной компетенции этих детей является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе ФАОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение психолого-педагогического консилиума на основе углубленного психологомедико-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов, которые в силу особенностей речевого и психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, в части организации обучения по АООП на дому разрабатывается индивидуальный учебный план при участии родителей, в рамках которого формируется индивидуальная учебная программа (содержание дисциплин, формы образования). График учебного процесса Освоение АООП НОО обучающихся с ТНР осуществляется по варианту 5.2. Сроки освоения программы 4 – 5 лет. Обучение проходит в одну смену, продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность учебного года составляет для обучающихся в 1 и 1 дополнительном классах составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул для обучающихся в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы в третьей четверти. Продолжительность учебных занятий составляет 35 минут в 1 дополнительных – 1 классах, 40 минут – во 2 – 4 классах.. Возможно использование в I (I дополнительном) классах «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь – май – по 40 минут каждый. Расписание в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» строится с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся и трудные и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки. Формы организации образовательного процесса могут предусматривать чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания. Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно- развивающей областей и внеурочной деятельности. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью, согласно п. 3.4.16. СП 2.4.3648-20, должна составлять не менее 30 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности не менее 10 минут. В соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ № 6» в 2023-2024 учебном году промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовая аттестация). Текущая аттестация во 2-4-ых классах проводится по всем учебным предметам по четвертям. Отметка учащихся за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля знаний. Для объективной аттестации обучающихся за четверть необходимо наличие не менее трех отметок (при учебной нагрузке 1–2 часа в неделю) и более трех (при учебной нагрузке более 2 часов в неделю). Промежуточная (годовая) аттестация во 2-4-ых классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария для оценки их достижений; использование накопительной системы оценивания (портфолио). Решением МС определяется перечень учебных предметов, выносимых на промежуточную (годовую) аттестацию, устанавливаются форма и порядок ее проведения. Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя: в 1-классах (комплексная контрольная работа в конце года), во 2-4-ых классах - письменные контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению. Возможно в 4 классах проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (годовой) аттестации обучающихся в форме ВПР. Промежуточная аттестация обучающихся в 2022-2023 учебном году Начальное общее образование 1 класс. Комплексный тест (ККР) - 24 апреля. 2 класс Предметные Учебные области предметы Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение Математика и Математика информатика Обществознание Окружающий мир и естествознание Искусство Музыка Технология Физическая Изобразительная деятельность Труд Физическая Форма промежуточной Дата аттестации Диктант с грамматическим 28 апреля заданием Комплексная контрольная работа 21 мая Итоговая контрольная работа 14 мая Комплексная контрольная работа 21 мая Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Дифференцированный зачет: 15 мая 15 мая 16 мая 16 мая культура культура нормативы ОФП 3 класс Предметные Учебные области предметы Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение Математика и Математика информатика Обществознание Окружающий мир и естествознание Искусство Музыка Технология Изобразительная деятельность Труд Физическая культура 4 класс Предметные области Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Физическая культура Учебные предметы Форма промежуточной аттестации Диктант с грамматическим заданием Комплексная контрольная работа 18 апреля Итоговая контрольная работа 24 апреля Комплексная контрольная работа 14 мая Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Дифференцированный зачет: нормативы ОФП 16 мая Русский язык Форма промежуточной аттестации ВПР Литературное чтение Математика Комплексная контрольная работа ВПР Окружающий мир ВПР Основы религиозных культур и светской этики Музыка Творческий отчет (открытое итоговое занятие) Изобразительная деятельность Технология Труд Физическая культура Физическая культура Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Индивидуальный проект /Групповой проект Дифференцированный зачет: нормативы ОФП Дата 21 мая 16 мая 15 мая 15 мая Дата 8 - 12 апреля (проект) 23 мая 15 - 19 апреля (проект) 15 - 19 апреля (проект) 16 мая 15 мая 15 мая 14 мая 14 мая В ходе коррекционной работы у части обучающихся нормализуется речевая деятельность, они могут продолжить свое обучение в общеобразовательной организации. Перевод осуществляется в течение обучения или по окончанию начального образования с учетом рекомендаций психологомедико-педагогических комиссий и с учетом мнения родителей (законных представителей). Учебный план внеурочной деятельности создается с учетом индивидуальных потребностей, интересов обучающихся и возможностей ГБОУ СО «ЕШИ № 6» В учебном плане внеурочной деятельности предусматриваются занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать внеурочную деятельность, определять время, рамки (количество часов на определенный вид), форму и способ ее организации, учитывая психофизическое состояние обучающихся с ТНР. Учебный план образовательной организации позволяет осуществлять единство психологомедико-педагогической и социальной коррекции в учебно-воспитательном процессе. Реализуемое содержание направлено на формирование знаний основ наук, на совершенствование общеучебных, метапредметных, универсальных учебных действий, умений и навыков, на развитие личностных качеств обучающихся, их социализацию, коррекцию речевых расстройств, обеспечивает возможность выпускникам начальной школы продолжать непрерывное образование. Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической литературой, учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников" (Зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2022г. № 70799) И.о.директора ГБОУ СО «ЕШИ № 6» Л.А.Зелик