ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» (ГБОУ СО «ЕШИ № 6») Принято решением Совета школы протокол № 1 от 30.08.2023 Cогласовано УТВЕРЖДАЮ Председатель И.о. директора ГБОУ СО «ЕШИ № 6» родительского комитета ___________________Л.А.Зелик _______________/_________________ 01.09.2023 г. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Уставом ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее Школа) и регламентирует формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация представляют собой - вид внутреннего контроля качества образования, в результате которого фиксируется качество результата освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы уровня начального, основного общего образования (далее уровни); - процесс, устанавливающий соответствие образовательных результатов обучающихся за определенный временной период требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. 1.3. Школа определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, их формы, периодичность, порядок, в рамках своей компетенции. 1.4. Цели текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: - определение качества результатов освоения обучающимися адаптированных основных общеобразовательных программ; - повышение ответственности каждого педагога за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов; - получение объективной информации для принятия управленческих решений по повышению качества образования в Школе. 1.5. Задачи текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: - объективная оценка образовательных результатов обучающихся на определенных этапах освоения адаптированных основных общеобразовательных программ; - контроль за выполнением в полном объеме рабочих программ по предметам учебного плана; - определение перспектив дальнейшей работы с обучающимися, в том числе по ликвидации выявленных пробелов в знаниях; - получение объективной информации для подготовки решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс или на следующий уровень общего образования. 1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводятся с учетом требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности (не оцениваются, обобщенная оценка представляется в портфолио, результатах мониторинговых исследований, наблюдениях). - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 1.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводятся по всем учебным предметам учебного плана Школы. Раздел 2. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 2.1. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости 2.1.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в отношении всех обучающихся Школы с 1 по 4 класс. 2.1.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в 1-4 классах в течение учебного периода (четверти), по окончании каждой учебной четверти с целью систематического контроля: - уровня освоения обучающимися тем, разделов учебных программ за оцениваемый период, - прочности формируемых образовательных результатов, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. 2.1.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-х классов в течение всего учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка. 2.1.4. Со второго класса результаты текущего контроля успеваемости обучающихся оцениваются отметкой по пятибалльной шкале («5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно) и фиксируются в классном журнале и дневниках обучающихся. 2.1.5. Текущий контроль успеваемости освоения курсов ОРКСЭ осуществляется без фиксации его результатов в виде цифровой отметки. Объектом оценивания по данным курсам становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества. Текущий контроль успеваемости по данным предметам проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. По окончании курсов ОРКСЭ вносится запись «зачтено». 2.1.6. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем, преподающим данный предмет, и отражается в рабочих программах по предмету (в календарно-тематическом планировании). 2.1.7. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся (письменных контрольных работ), предоставляется учителем заместителю директора по УВР на каждую учебную четверть (полугодие) и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей). 2.1.8. Основными формами текущего контроля успеваемости обучающихся являются: - устный ответ, - диагностическая работа, - контрольная работа (комплексная, письменная, итоговая, тематическая, проверочная, диктант, изложение, сочинение) - практические работы; - презентация проекта, учебного исследования, творческой работы, - результаты физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития; - иные формы, определяемые адаптированной основной общеобразовательной программой. 2.1.9. Особенности оценки всех форм текущего контроля успеваемости обучающихся регламентируются критериями оценки образовательных результатов обучающихся. 2.1.10. В случае отсутствия обучающегося на тематической контрольной работе без уважительной причины в журнал выставляется отметка после проверки знаний обучающегося по данному материалу. Уважительными причинами считаются: болезнь, подтверждённая медицинской справкой, освобождение приказом директора, официальный вызов в административные органы, особая семейная ситуация. 2.1.11. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. При выставлении неудовлетворительной отметки обучающемуся учитель должен запланировать повторный опрос данного обучающегося на следующих уроках с выставлением отметки. 2.1.12. Текущий контроль успеваемости обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану на дому, осуществляется по учебным предметам, включенным в этот учебный план. 2.1.13. Текущие отметки ежедневно заносятся в классный журнал, дневники обучающихся учителем-предметником. 2.1.14. Руководители методических комиссий (объединений), заместители директора по УВР осуществляют контроль за организацией текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении. 2.1.15. Текущий контроль успеваемости обучающихся, временно находящихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, лечебнопрофилактических учреждениях, осуществляется в этих учебных заведениях и учитывается при выставлении четвертной оценки. 2.2. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации 2.2.1. Промежуточная аттестация проводится в 1 - 4 классах по окончании учебного года. По результатам промежуточной аттестации принимается решение о переводе обучающихся в следующий класс. 2.2.2. Учебные предметы промежуточной аттестации определяются учебным планом Школы. 2.2.3. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся 1-4-х классов независимо от текущей успеваемости. 2.2.4. Формы мероприятий, проводимых в рамках промежуточной аттестации: - комплексная контрольная работа; - контрольная работа; - письменные работы; - диагностическая работа; - защита проекта, исследовательская работа. 2.2.5. Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится на основе выполнения комплексных контрольных и диагностических работ по русскому языку и математике. 2.2.6. Все формы промежуточной аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания. 2.2.7. Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени, отведенного на 1 - 2 урока. 2.2.8. В соответствии с решением педагогического совета Школы отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы аттестации. 2.2.9. Расписание проведения промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). 2.2.10. Результаты промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах на страницах тех учебных предметов, по которым она проводилась и в сводной ведомости успеваемости. 2.2.11. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) результаты промежуточной аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации классный руководитель доводит информацию до родителей, законных представителей в устной или письменной форме. 2.2.12. Результаты промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета Школы основанием для перевода обучающегося в следующий класс. 2.2.13. Письменные работы обучающихся по результатам промежуточной аттестации хранятся у учителя в течение следующего учебного года. 2.2.14. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета Школы. Раздел 3. Порядок перевода обучающихся в следующий класс 3.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, переводятся в следующий класс. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета. 3.2. Для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам или получивших неудовлетворительные результаты в ходе мероприятий, проводимых в рамках промежуточной аттестации (п. 2.2.3.), предусматриваются дополнительные сроки их прохождения. 3.3. Классные руководители обязаны довести до сведения родителей (законных представителей) информацию о неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации обучающегося и о дополнительных сроках её прохождения. 3.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 3.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые Школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 3.7. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. 3.8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 3.9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 3.10. Обучающиеся в образовательной организации по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Раздел 4. Права и обязанности участников текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 4.1. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право: - оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе и для обучающихся с ОВЗ; - давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по освоению федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе и для обучающихся с ОВЗ. 4.2. Учитель в ходе проведения мероприятий, проводимых в рамках промежуточной аттестации, не имеет права: - использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами, при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год; - использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане; - нарушать профессиональную этику. 4.3. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) через дневники обучающихся, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В случае образования академической задолженности обучающегося письменно уведомить его родителей (законных представителей) о сроках и формах ликвидации задолженности. 4.4. Обучающиеся имеют право: - проходить все формы мероприятий промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном Школой; - знакомиться с критериями оценки знаний. 4.5. Обучающиеся обязаны выполнять требования, определенные настоящим Положением. 4.6. Родители (законные представители) ребенка имеют право: - знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; - получать индивидуальные консультации учителя по поводу проблем, трудностей своего ребенка и путей их преодоления. 4.7. Родители (законные представители) обязаны: - ознакомиться с настоящим Положением; - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родители сталкиваются в домашних условиях; - соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося; - вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации; - посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей; - при отсутствии возможности посетить родительское собрание по уважительной причине родители обучающегося обязаны проинформировать об этом классного руководителя и ознакомиться с результатами обучения ребенка в индивидуальном порядке.