ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» (ГБОУ СО «ЕШИ № 6») Утверждена приказом директора № 221-од от 13.06.2023г.: ____________ И.В. Суставова Автор: Заместитель директора по воспитательной работе Сенцова Светлана Александровна ГБ О У С О ЕШ И № 6 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2023г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………………………………………………. 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся………………………………… 4 1.2 Направления воспитания…………………………………………………….. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ……………………………… РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации………………………………………… 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………………………….… РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение………………………………………………………………. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………........ 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными № 6 потребностями………………………………………………………………………….... 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся…………………………………………… ЕШ И 3.5 Анализ воспитательного процесса………………………………………… ГБ О У С О Примерный календарный план воспитательной работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания ГБОУ СО «ЕШИ № 6» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229) Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; и утверждается с участием коллегиальных 6 разрабатывается органов управления № образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с И семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; ЕШ предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; О предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и У С гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. О РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические и другие ГБ работники школы, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 6 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся… № Содержание воспитания обучающихся в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в И Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает ЕШ духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской О Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, С способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. У Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: О -развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе ГБ социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; -формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: -усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; -достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: -осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; 6 -наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; № -сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. аксиологического, И Воспитательная деятельность в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» планируется и осуществляется на основе антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, ЕШ личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному безопасной О примеру, жизнедеятельности, инклюзивности,возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания С Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в У соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и О приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: ГБ 1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6 6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, № результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. И 7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ЕШ ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. О 8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом С личностных интересов и общественных потребностей. У 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания О Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ГБ НОО установлены ФГОС НОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива ГБОУ СО «ЕШИ № 6» для выполнения требований ФГОС НОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание ГБ О У С О ЕШ И № 6 Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания № 6 Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. И РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 УКЛАД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЕШ В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно нравственного воспитания. ГБ О У С О В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без возрождения духовности, основанной на наших православных корнях, невозможно процветание и дальнейшее развитие России.. История нашей школы уникальна. Она насчитывает более 60 лет. Мы храним память о тех замечательных людях, которые, когда-либо работали в нашем учебном заведении на протяжении всех лет. ГБОУ СО «ЕШИ №6» находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дарвина, 4. Основная цель деятельности школы: создание условий для ранней реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в соответствии с особенностями их психофизического развития и индивидуальными возможностями, удовлетворение потребности в полноценном общем образовании Школа работает в 1 смену, учебные занятия проходят с 8.45 .Вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации для учащихся, родителей, внешкольные и общешкольные мероприятия. В школе есть приспособленное помещение под спортивный зал, футбольное поле, актовый зал, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для образования и воспитания обучающихся. Т.о., среда воспитательной системы ГБОУ СО «ЕШИ № 6» включает в себя не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы поселения. Особое внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Опыт проведения воспитательной работы по профилактике детской дорожно-транспортной безопасности, пожарной безопасности, проявлений экстремизма и терроризма и других негативных явлений в среде, напряжённая ситуация в стране по этим направлениям привели к осознанию необходимости формирования модуля «Безопасность жизнедеятельности», обобщающего работу в данном направлении. Следует отметить, что в школе обучаются дети из семей разных уровней жизни. Имеются дети из неполных семей и опекунских многодетных семей. Также в школе обучаются дети из Свердловской области и проживают в интернате образовательного учреждения с понедельника по пятницу. Учитывая проблемы современного общества, касающиеся поведения подростков и особенности контингента школы, возникла необходимость внедрения модуля «Профилактика» ЕШ И № 6 Школа выбрала магистральным направлением духовно – нравственное и патриотическое воспитание учеников. Установлено сотрудничество с детскими музыкальными школами, театрами, музеями нашего города, что благоприятно влияет на развитие и воспитание детей, особенно для воспитанников, проживающих в интернате образовательного учреждения. Настоящая программа содержит теоретическое положения и план работы основанные на практических наработках ОО по формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям:Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. 2.2 ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С О Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 2.2.1 Модуль «Урочная деятельность» ГБ О У Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: -организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате -создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех», «образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время». Задача: реализовывать такие учебные задачи, решение которых помогает не только формировать знания, уметь добывать информацию, но и применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях. Урок способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей явлений и процессов. Воспитание и обучение связаны, нельзя хорошо обучать, не воспитывая, и нельзя хорошо оказывать воспитывающее воздействие, не обучая. Вид деятельности Форма деятельности Содержание деятельности Использование различных 1. Учебные дискуссии. методов обучения для 2. Игры, викторины. развития коммуникативных и познавательных 3. Проектная деятельность. способностей. 4. Олимпиадное движение. Приемы при общении обучающимися: с подбор содержания воспитывающей направленности, ориентированный на обсуждение ценностного аспекта изучаемых на уроках явлений; ГБ О У С О ЕШ И № 6 обсуждение в неформальном общении вопросов, волнующих учеников; Установление Познавательные доверительных отношений познавательные между учителем и его дебаты - учет индивидуальных особенностей, увлечений, интересов обучающихся; -организация деятельности; проектной - использование потенциала детского наставничества; данные технологии позволяют активизировать интерес учеников, предоставляют возможность научиться самостоятельно решать теоретические проблемы, генерировать и оформлять собственные идеи, уважительно относиться к идеям других (1-4кл.). беседы, Игра «Шкатулка по кругу», игры, беседа «Мои права и обязанности», беседа учениками, поддержание мотивации учеников к получению знаний «Правила школе» поведения в Эффективное использование Использование на уроке Использование на уроках воспитательных ресурсов в разнообразных инструмента «Квадрат практике педагога инструментов и продуктов. настроения», представленного в УМК «Развитие личностного потенциала подростков», способствует сохранению рабочей дисциплины и развитию способности к самоорганизации каждого ребенка индивидуально. Инструмент обращает внимание учеников на их внутреннее состояние с точки зрения его пользы и эффективности для решения поставленной задачи . Школьные научнопрактические конференции Привлечение внимания Олимпиады, школьников к ценностному интеллектуальные аспекту изучаемых на уроках марафоны, викторины явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией Предметные недели. Марафон «Мы за здоровое поколение». Образовательные события. Приобретение опыта Кейс-технология, ведения конструктивного познавательные игры диалога, групповой работы или работы в парах, которые учат школьникoв командной работе и взаимодействию с другими детьми. Деловая игра «Шаг в финансы», кейс-игра «Я – покупатель» Побуждение школьников Этические беседы соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать!». Урок толерантности «Наш дом – ГБ О У С О ЕШ И № 6 Инициирование и поддержка Индивидуальный проект исследовательской Мини-проекты деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками) Россия», «О культуре внешнего вида», «Школьный этикет» Использование Тематические диспуты, воспитательных проблемно-ценностные возможностей содержания дискуссии учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Дискуссии на темы по ЗОЖ, тематические Уроки мужества, посвященные героям ВОВ, чтение книг. 2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность» Задача реализации воспитательного потенциала: расширять образовательные направления кружков, секций, объединений, работающих по программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности. № 6 Актуальность. Организация внеурочной деятельности дает возможность обучающимся в теории и на практике получить представление о профессиях на курсах внеурочной деятельности и создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Каждый вид внеурочной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой — обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. ЕШ И Замысел: создание условий для организации профессиональных проб через курсы внеурочной деятельности, проявление и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, появление внутренней мотивации к участию в деятельности, которая бы направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Очевидна тесная взаимосвязь данного модуля с модулем «Профориентация» Форма деятельности О Направление деятельности ГБ О У С Физкультурно спортивное оздоровительное - Спортивные и секции, кружки, беседы о ЗОЖ, спортивные турниры и оздоровительные акции. Содержание деятельности Физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. 1-4 класс: «Веселые старты», «День спортивных рекордов», «Мини-футбол» Общекультурное Кружки, творческие объединения, выставки, фестивали, спектакли, художественные акции Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие. 1-4 класс – кружок «Речевой этикет» 1-7 классы Кружок «Волшебное слово» 8-11 классы – театр миниатюр «Настроение» Общеинтеллектуаль ное Кружки, дебаты, проблемноценностные дискуссии Раскрытие творческого и умственного потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 1-4 класс: «Мои первые проекты», «Путешествие по стране «Грамматика», «Учись учиться», «Умники и умницы», «Литературная гостиная». Передача школьникам социально значимых знаний, развитие их любознательности, привлечение внимания к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирование гуманистического мировоззрения и научной картины мира. № Кружки, социальные пробы, КТД, социальные проекты Кружки, тематические диспуты ГБ О У С О Духовнонравственное ЕШ И Социальное 6 5-9 класс: «Введение в информатику» Воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности школьников. 1-4 класс: Акция «Птицы зимой», «Уход за памятником Скорбящей матери» 5-9 класс: «Уход за памятником Скорбящей матери» С 2022 учебного года внеурочные занятия по одному часу в неделю – в обязательном порядке отводятся на следующее занятие : -«Разговоры о важном», Темы и содержание занятий были определяются с разбивкой по классам на Федеральном уровне Все материалы для педагогов размещаются на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Внеурочная деятельность»; 2.2.3 Модуль «Классное руководство» Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. Классный руководитель, определяя направления и планируя воспитательную работу с учетом интересов и способностей ребят данного класса, занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе, работу с родителями учащихся или их законными представителями. Вид деятельности Форма деятельности Содержание деятельности Работа с классным коллективом Совместные дела, праздники, конкурсы, соревнования, игры, коллективные творческие дела познавательной, творческой направленности ЕШ И № 6 Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных и классных ключевых делах. ГБ О У С О Проведение классных часов Тренинги, диспуты, как часов плодотворного и социально-психологические доверительного общения часы и др. педагога и школьников. Выработка совместно со Тренинги школьниками законов класса, помогающих детям Сплочение класса через проведение общих мероприятий (игр, квестов, конкурсов). Развитие личностного потенциала через просмотр рекомендованных видеофильмов и мультфильмов; чтение литературных произведений. Оказание необходимой помощи детям в подготовке, проведении и анализе мероприятий. Проведение классных часов и тренингов, направленных на сплочение коллектива и предоставляющих возможность рефлексии собственного поведения, роли в классном коллективе, участия в жизни класса (14кл.,.) Технология «Соглашение о взаимоотношениях», основанная на принципах освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Индивидуальная работа с учащимися Изучение особенностей Диагностика личностного развития учащихся класса. Проведение мониторинга развития социальноэмоциональных навыков, определяющего следующие показатели: ГБ О У С О ЕШ И № 6 - достижение целей – умение работать над достижением краткосрочных и долгосрочных целей (устойчивость, самоконтроль, стремление к цели); - работа с другими – умение выстраивать продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (коммуникабельность, уважение, заботливость); - управление эмоциями – контроль над тем, как эмоции проявляются в школьном контексте и как влияют на выполнение заданий и общение со сверстниками и взрослыми (оптимизм, самоуважение, уверенность); - восприятие и понимание причин эмоций как базовая способность, определяющая успешность коммуникации с другими и понимания себя; - эмоциональная регуляция как способность определять интенсивность своих переживаний, оценку эффективности своего состояния относительно актуальной задачи и развитие умения менять свое эмоциональное состояние, если оно не оптимально для достижения желаемого результата; развитие навыков социального взаимодействия, которые определяют точки роста и успехи ученика во взаимодействии с другими ГБ О У С О ЕШ И № 6 Поддержка ребенка в Неформальные беседы, Технология решении важных для него вовлечение во внеурочную «Ненасильственное жизненных проблем – деятельность общение» в этом контексте налаживании позволяет достичь взаимоотношений с взаимопонимания с одноклассниками или учениками и их родителями. учителями. Использование технологии призвано сохранить доверительные отношения даже в ситуациях сложных конфликтов, когда отношения классного руководителя и ученика оказываются под угрозой, на грани конфликта. Ненасильственное общение помогает сохранить доверительные отношения в ситуациях недопонимания и разрешить сложные ситуации, не потеряв контакт с ребенком. Коррекция поведения Индивидуальные беседы ребенка через частные беседы с ним, его Организация деятельности детей на основе их интересов родителями или законными представителями, через включение в проводимые социальным педагогом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе – одно из коррекции. направлений При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социальнопсихологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Работа с родителями (законными представителями ЕШ 6 И Помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками Родительские собрания, индивидуальные беседы, деятельность в рамках службы медиации, школьного психологопедагогического консилиума № Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом ГБ О У С О Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников -Информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и возможных проблемах детей, выявленных в ходе проведения исследования развития социальноэмоциональных навыков, о жизни класса в целом. - Организация и проведение родительских собраний, которые углубляют знания родителей о развитии социально-эмоциональных навыков своих детей и способствуют созданию воспитывающей среды дома. - Организация и проведение родительских собраний, направленных на информирование участников о событиях, происходящих в классе. - Интерактивная встреча «Я и мой выбор». - интерактивная встреча для родителей «Управление собой». Привлечение членов семей Семейные праздники, 1-4 классы: школьников к организации и конкурсы, соревнования - семейный фотоконкурс проведению мероприятий «Моя родословная»; класса - творческая новогодняя Организация на базе класса «Мастерская Деда Мороза»; семейных мероприятий, совместное детсконаправленных на сплочение родительское мероприятие семьи и школы «Взрослые и дети» совместное детскородительское мероприятие «В мире профессий» Работа с учителями, преподающими в классе ЕШ И № 6 Регулярные консультации Беседы, индивидуальные Создание классного руководителя с консультации, личные профессиональных учителями-предметниками. встречи обучающихся сообществ с целью решения конкретных проблем класса, направленных на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися . Привлечение учителей, работающих с классом к внутриклассным мероприятиям. ГБ О У С О Привлечение учителей к Совместные дела, участию во внутриклассных праздники, конкурсы, делах. соревнования, игры, коллективные творческие дела познавательной, творческой направленности, классные часы, тренинги 2.2.4 Модуль «Основные школьные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются понятными, личностно значимыми, главное, в празднике - своеобразная форма духовного самовыражения и обогащения ребенка. На уровне обучающихся: вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.); индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; Благотворительные акции С О ЕШ И На внешкольном уровне № 6 при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. ГБ О У На школьном уровне Акция «Бессмертный полк» Проводимые и организуемые совместно с социальными партнерами спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, проведение уроков доброты, сбор средств, организация благотворительных ярмарок. Организация шествия, проведение классных часов, информационных минуток. «Первый звонок» «Осенний бал» «Последний звонок» Ежегодно проводимые творческие театрализованные, музыкальные, литературные и т.п. мероприятия, в которых участвуют все классы школы, согласно своим способностям и интересам. Школьная научно- Опыт написания научных практическая конференция. работ, получение навыков самопрезентации, раскрытие Предметные недели и творческого потенциала декады. школьников. Ежегодно проводимые творческие театрализованные, музыкальные, литературные и т.п. номера, в которых участвуют все классы школы, согласно своим способностям и интересам Смотр строя и песни Ежегодно проводимый конкурс, приуроченный к Дню защитника Отечества где участвует каждый класс. вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.); И № 6 На уровне обучающихся «Новогодний праздник» ГБ О У С О ЕШ индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы 2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуются через: − общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации; − внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; − экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; − литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды» ЕШ И № 6 Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Предметно-эстетическая среда школы –это не только предметное окружение в помещениях здания и вокруг, прежде всегоэто гармонично организованное учебно-воспитательное пространство, содержащее источники информации -воспитательный потенциал -отражение взаимосвязи педагогического и ученического коллектива Форма деятельности Мероприятия У С О Размещение на 1 этаже школы, рекреациях, Выставки рисунков, выставки творческих работ коридорах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) ГБ О Озеленение классов, озеленение Акция «Подари цветок школе» пришкольной территории, уборка спортивных площадок. Благоустройство классных кабинетов, Трудовой десант «Классный уголок» осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций, акций и т.п.). «Новогодний дизайн школы», Акция «Окна Победы», Выставки: «Осенний пейзаж», «»Зимняя сказка», «Весенняя капель». Юбилей школы Акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 2.2. 7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Форма деятельности И Вид деятельности № 6 Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется для более эффективного координирования взаимодействия по развитию личностного потенциала школьников и направлена на согласование позиций семьи и школы в данном вопросе. ЕШ Организация мероприятий, Родительские дни: направленных на развитие «Международный День понимания ценности семьи», «День Матери» и др. семейных уз ГБ О У С О Обучение родителей Содержание деятельности Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей Семейный всеобуч, Организация встреч рекомендации, вебинары. семейного всеобуча на темы (ориентировочно): - «Молчит – значит не выучил: как эмоции влияют на оценки в школе»; - «Что родители должны рассказать ребенку об эмоциях и умении ими управлять»; - «Не в отметках счастье: что такое личностный потенциал»; - «Ничего не хочу». Почему дети теряют интерес и что с этим делать»; - «Как научить детей ставить цели и побеждать. Простые и понятные рекомендации» Обсуждение обучения и школьников проблем Общешкольные и классные Решение наиболее острых воспитания родительские собрания проблем обучения и воспитания школьников в разных форматах Работа по уровням Форма деятельности На групповом уровне Общешкольный Участие в управлении образовательной родительский комитет организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей. И Обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. Семейные всеобучи Получение родителями ценных рекомендации и советов от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмен собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей. С О ЕШ Общешкольные родительские собрания У О Содержание деятельности № Вид деятельности На индивидуальном Консультации, уровне беседы ГБ Посещение уроков и наблюдение за организацией учебного процесса 6 Посещение школьных Дни открытых дверей уроков и внеурочных занятий для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе Педагогические консилиумы Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Решение острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка. Праздники, походы, Помощь со стороны родителей в подготовке и концерты, акции проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности. 2.2.8 Модуль «Профилактика и безопасность» Организация профилактической работы необходима для: оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития; влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании; пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия. Проведение профилактических работ ориентировано на: выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей; 6 обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Содержание деятельности Разработка и осуществление мероприятий по профилактике № Вид и форма деятельности комплекса Деятельность обучающихся по формированию у О Осуществление ЕШ И правонарушений, алкоголизма, табакокурения, экологической культуры, культуры токсикомании. здорового и безопасного образа жизни, ГБ О У С систематической «группы риска». Осуществление работы с формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни -Индивидуальная профилактическая работа с подростками, состоящими на учете, обучающимися девиантного поведения, группы социального риска. -Мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и социального сиротства, защите прав детей - Профилактика конфликтный ситуаций между участниками образовательных систематической работы конфликтных ситуаций по профилактике отношений. В ОО работает Служба школьной медиации, основная цель которой состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. - Профилактическая работа в школе предполагае формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Школа обеспечивает и расширяет безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле является система внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. № 6 Профилактика дивиантного поведения ГБ О У С О ЕШ И Индивидуальная профилактическая работа с Консультирование по проблемам обучающимся исправления выявленных при диагностике недостатков. - Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия. - Регулярное ведение дневника наблюдений за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе. -Занятия классного руководителя, социального педагога, администрации ОО с детьми, требующими коррекции поведения. - Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга. - Вовлечение обучающихся в общественную деятельность. -Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны преподавателя, классного руководителя, социального педагога, психолога действий детей в урочное и внеурочное время. -Привлечение к чтению художественных произведений. --Проведение тренингов по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями Профилактическая работа с родителями - Классные руководители и социальный педагог отвечают за: - организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе; ЕШ И № 6 - установление контакта и взаимодействие с родителями не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей (в частности, консультирование родителей и детей на дому, посещение семей с целью обследования их жилищно-бытовых условий и т.д.) Основными целями работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности являются: • обеспечение нормальных условий жизни человека; О • недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действиям в условиях стихийных бедствий или других угрожающих явлений природной среды; • предупреждение травматизма; С • сохранение здоровья; У • сохранение работоспособности человека ГБ О Вид и форма деятельности Содержание деятельности Организация физкультурно-спортивной и Формирование навыков ЗОЖ через систему оздоровительной работы физкультурно-оздоровительных мероприятий: -зарядка до уроков; - динамическая перемена; -подвижные перемены; -физкультминутки; -Дни Здоровья. Организация просветительской методической работы и Деятельность обучающихся по формированию у экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни Профилактическая работа с участниками - Профилактика экстремизма в молодежной образовательного процесса. среде. - Формирование навыка безопасного поведения в сети интернет. № 6 Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде. дорожно- И Профилактика детского транспортного травматизма. ЕШ «Школа-территория здоровья» О На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья средствами образования. Для обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению должны быть вовлечены все участники образовательных отношений. А систематическая работа при этом будет направлена на: С -развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении; ГБ О У -профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде; -формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; -формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время; -формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; Вид и форма деятельности Содержание деятельности Организация физкультурно- -работа с учащимися всех групп здоровья на уроках оздоровительной работы адаптивной физической культуры, кружках, секциях; -организация физкультминуток динамических перемен; на уроках, -организация работы объединений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в рамках работы школьного спортивного клуба «Динамит»; -Дни здоровья; -проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни; 6 -организация наглядной агитации на стендах школы, разработка памяток и буклетов; № -профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений; ЕШ И Реализация системы двигательной -организация динамических пауз, как вовремя уроков, активности учащихся как так и вне; компонента воспитательной работы -подвижные игры на перемене в начальной гимназии школе; правильного -проведение внеклассных мероприятий, лекториев, акций по формированию правильного (здорового) питания; ГБ О У С О Организация (здорового) питания -реализация мероприятий в рамках курса «Разговор о правильном питании»; -контроль за качеством питания и питьевым режимом; -проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций о необходимости правильного рационального питания школьника. Организация профилактике работы употребления ПAB по -тематические классные часы, направленные на формирование ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека; -регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами; -проведение дней здоровья; -участие в олимпиадах и конкурсах; -контроль за условиями проживания и воспитания в семьях «группы риска». Просветительская родителями представителями) работа с - Проведение родительских собраний и педагогических (законными лекториев: - «Распорядок дня и двигательный режим школьника»; -«Личная гигиена школьника»; 6 - «Воспитание правильной осанки у детей»; № - «Организация правильного питания ребенка в семье»; - «Семейная профилактика проявления негативных привычек»; И - «Как преодолеть страхи»; употребления ПAB ЕШ «Профилактика несовершеннолетними»; - Индивидуальные консультации; О - Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья. С Персонал ГБОУ СО «ЕШИ № 6» ГБ О У Администрация Функции - обеспечение внедрения во все предметные области здоровьесозидающих образовательных технологий; - обеспечение оптимизации учебной нагрузки; санитарно-гигиеническое инфраструктуры школы; обеспечение общей - обеспечение инфраструктуры оздоровительной школы; - создание условий для здорового питания в школе; - организация единого мониторинга здоровья; Классный руководитель - повышение уровня культуры здоровья учащихся посредством различных моделей обучения и воспитания; - повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей; - разработка рекомендаций по построению индивидуальных образовательных маршрутов; - повышение квалификации созидающей деятельности. Социальный педагог в области - социальная защита и помощь укреплении семейных отношений; здоровье в - стимулирование и развитие социально- значимой деятельности учащихся; эмоционального 6 - профилактика № неблагополучия детей и работников школы; - психологическая адаптация детей на разных этапах образования; Проведение мероприятий спортивной направленности для формирования ЗОЖ. ЕШ Педагог-организатор И - психологическое сопровождение учебного процесса Заведующий школьной столовой - обеспечение горячего питания школьников; - обеспечение надлежащего питьевого и режима питания школьников С О - обеспечение работы школьной столовой; У 2.2.9 Модуль «Социальное партнерство» Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при ГБ О соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: - участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); Акцент новых образовательных стандартов сделан в первую очередь на развитие творческого потенциала детей и духовно-нравственное воспитание. Однако, следуя новым стандартам образования, для создания «идеальной» модели выпускника рамки воспитательного пространства одного ОУ уже недостаточно. Должно быть организовано целостное пространство духовно-нравственного развития обучающихся. Этому способствует: - участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; - проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; - проведение открытых дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны; 6 - расширение сетевого взаимодействия и сотрудничества между педагогами города, как № основных учебных заведений, так дополнительных и высших; - поиск новых форм работы, в том числе и информационно коммуникативных по сетевому взаимодействию школьников города. Это возможность максимального раскрытия И творческого потенциала ребенка. Данная деятельность, позволяет проявить себя ЕШ оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Одним из примеров сетевого взаимодействия школы традиционной формы являются различные конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно-практические О конференции, Всероссийские сетевые олимпиады , Всероссийские онлайн – конкурсы, флешмобы, творческие мероприятия и сообществах. С Совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями- партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. У направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование ГБ О окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. 2.2.10 Модуль «Профориентация» Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни. Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения. Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития. Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки. Форма деятельности Содержание деятельности Расширение знаний школьников о типах профессий, условиях работы, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. Экскурсии на предприятия Проведение конкурса рисунков «В города, деловые и мире профессий»; профориентационные игры, Проведение тематических классных квесты, конкурсы, беседы часов, коррекционно-развивающих занятий. Профпросвещение Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через организацию кружков дополнительного образования. Проведение часов . тематических классных Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями. О ЕШ И № 6 Вид деятельности С 2.2.11. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых разновозрастными школьниками и ГБ О У педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках различных видов и форм деятельности: школьная газета: организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, - сказок, репортажей и научно-популярных статей; Выпуски газет к различным праздничным и юбилейным датам, выпуск номеров к школьным предметным неделям. Видео и фото студию: создание фотомонтажей, фоторепортажей, видеоклипов о -- наиболее интересных моментах жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; - участие школьников в конкурсах школьных медиа. - социальные сети: сообщество учащихся и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и группы «ВКонтаке», информационном пространстве, с целью освещения деятельности школы, привлечения внимания общественности к в ОО, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лицея вопросы. - медиасопровождение: работа инициативной группы для информационно-технической поддержки школьных мероприятий (осуществление фото- и видеосъемки, мультимедийное 6 сопровождение праздников, конкурсов, концертов, фестивалей и тп). - участие в работе сайта школы. № - создание интернет опросов и обсуждений в онлайн режиме 2.2.12. Модуль «Детские общественные объединения» О ЕШ И Актуальность. В современном мире важными качествами человека стали социальная мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в настоящее время стало развитие социальной активности обучающихся. Главная цель этого процесса – формирование гражданина, личности, способной не только полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным. Современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. ГБ О У С Цель – формирование лидерских качеств подростков через взаимодействие с детским коллективом для приобретения практического опыта воздействия, реализации творческого, лидерского потенциала и успешной социализации в современном обществе. Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.; • рекламные мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.); ЕШ И № 6 Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации - Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» – общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная организация. Образовано Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Создано в соответствии с Федеральным законом "О российском движении детей и молодежи" от 14.07.2022 N 261ФЗ. Ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качеств личности у детей подросткового возраста на основе их группового взаимодействия. Деятельность школьного отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости обучающихся. Одно из направлений РДДМ «Движение первых» программа «Орлята России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших классов в рамкам патриотического воспитания граждан РФ. Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители. Содержание деятельности РДДМ «Движение первых» Ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за одного». ГБ О У С О Название детского объединения Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День народного единства, День матери, День героев Отечества, День Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей. Отряд юных инспекторов движения -Мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников. - Поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении . - Участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и мероприятиях, проводимых в рамках детского творчества. И № 6 - Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде безопасности дорожного движения (изготовление буклетов) РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЕШ 3.1 Кадровое обеспечение Воспитательный процесс обучающихся школы осуществляют администрация школы, классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог О Наименование должности (в соответствии Функционал, связанный с организацией и со штатным расписанием) реализацией воспитательного процесса ГБ О У С Директор школы управление деятельностью; воспитательной создание условий, позволяющих педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных социально значимых проектов; и - организационно-координационная работа при проведении общешкольных воспитательных мероприятий; регулирование деятельности в ОО; воспитательной – контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ОО (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ОО) - стимулирование активной воспитательной деятельности педагогов Заместитель директора по ВР - проведение анализа итогов воспитательной деятельности в ОО за учебный год; 6 планирование воспитательной деятельности в ОО на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на уч. год; С О ЕШ И № - информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности; ГБ О У Классные руководители -организация повышения психологопедагогической квалификации работников; -участие обучающихся в городских, конкурсах и т.д.; районных и организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив; - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; -развитие сотрудничества с социальными партнерами; – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психологопедагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; – формирование здорового образа жизни; – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; – защита прав и интересов обучающихся; – организация системной работы с обучающимися в классе; – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; – формирование у нравственных смыслов ориентиров; обучающихся и духовных – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся -анализ ситуаций школьников; жизнедеятельности 6 Социальный педагог № -разработка мер по социальнопедагогической поддержке детей в ГБ О У С О ЕШ И процессе образования; -проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта; разработка мер по социальнопедагогическому сопровождению обучающихся ситуации; в трудной жизненной - разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей; - планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся; - осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении учащихся; Педагоги-предметники и по месту жительства - осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психологофизиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, и требований ФГОС; - формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ; № 6 -осуществление комплекса мероприятий по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. И Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров: ЕШ сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу педагогических работников (работа школы наставничества); индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по вопросам классного руководства); контроль оформления учебно-педагогической документации; О - С - проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся; ГБ О У участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания; участие в работе городских и региональных методических объединений представление опыта работы школы; участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовнонравственному воспитанию. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение. Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных документах: на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229) • Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). 6 • И № Кроме того, в школе разработаны следующие нормативные локальные акты по воспитательной работе: должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, -Положение о классном руководстве О ЕШ 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. ГБ О У С На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся со стороны всех участников образовательных отношений; и их семьям построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности ЕШ И № 6 В настоящее время в школе получают образование дети с ОВЗ (ТНР - с тяжелыми нарушениями речи) и примерно 20 % -25 % детей инвалидов . Дети ОВЗ и инвалиды получают образование, на равных, со всеми школьниками, создана благоприятная доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристальным контролем классных руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в различных формах жизни детского сообщества: участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях группы. Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. С О В школе – интернате создана и развивается система психолого – медико – педагогического сопровождения детей с речевой патологией. Психологопедагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе – интернате – это комплексная программа поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации обучающихся. Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются: ГБ О У − налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе; − формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; − построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ; − активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ; − обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности; − индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ. – на личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов; личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. № 6 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся В школе применяются следующие формы поощрения: - похвальный лист «За отличные успехи в учении»; И - награждение благодарностями за активное участие в школьных делах и/или в конкретных проявлениях активной жизненной позиции; ЕШ - награждение почетными грамотами и дипломами за победу или призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в различных школьных конкурсах и викторинах; - награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей; О -включение в группу для подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. ГБ О У С Кроме того, практикуется такая форма поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности, как благотворительная поддержка. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность, соответствуют укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, могут согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. 3.5 Анализ воспитательного процесса. Анализ воспитательного с целевыми ориентирами обучающихся на уровне ФГОС ОВЗ НОО. процесса результатов начального осуществляется в соответствии воспитания, личностными результатами общего образования, установленными Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. процесса включается 6 Планирование анализа воспитательного в календарный план воспитательной работы. № Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; ЕШ И приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; С О развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); ГБ О У распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого). Результаты обучающихся. воспитания, социализации и саморазвития Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию (при наличии), педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогиорганизатором, с последующим обсуждением результатов педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание на вопросах: педагогических работников сосредоточивается какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; 6 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. № Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. ЕШ И Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. О Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. методических С Результаты обсуждаются на заседании руководителей или педагогическом совете. объединений классных У Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): ГБ О реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнёрства; деятельности по профориентации обучающихся; и другое по дополнительным модулям. Итогом самоанализа является перечень выявленных над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. проблем, № 6 Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации. ГБ О У С О ЕШ И Приложение Примерный календарный план воспитательной работы