Рабочая программа по предмету Математика 2 класс (ФОП)

Принято на заседании МС
Протокол №1
« 30 » августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: И.В. Суставова

О

ГБ
У

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

СО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

"Е

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
2 КЛАСС

И

Ш
№

Составитель:

1

6"

г Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

У

О

ГБ

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 в действующей редакции.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598.

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023;

Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи ГБОУ СО
«ЕШИ № 6» на 2023-2028 гг.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
N 996-р

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.:
Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.01.2023 № 03-49;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Устав ГБОУ СО «ЕШИ № 6», утвержденный Министерством образования и молодежной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20Д.

УМК «Школа России» по учебным предметам (авторская программа М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой,
С. В. Степановой «Математика»).

СО

"Е

И

Ш

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен
интеллект, но наблюдается различной степени речевая дисфункция, влияющая на становление психики.
Становление речи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для овладения родным языком: развитие фонематического слуха и
формирование навыков произнесения звуков родного языка, овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, понимание смысла произносимого.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический
слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в
предложении).
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на
уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития
речи, всех ее компонентов.
Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью,
хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение
задания.

6"

№

2

У

О

ГБ

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная
мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие детей с ОВЗ — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического
мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и
необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для
разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения
арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части
общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
-развитие знаний учащихся об экономических особенностях места своего проживания: Свердловской области, города Екатеринбурга.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
-формировать систему начальных знаний и умение их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
-формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие связной устной и письменной речи (порождение связного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий);
-выявление, коррекция и профилактика дискалькулии;
- коррекция лексико - грамматического строя речи (расширение словарного запаса за счёт активизации терминологической лексики предметной области
«Математика и информатика», её использование в изученных грамматических конструкциях);
- развитие семантической стороны читательской деятельности, формирование навыков понимания информации, представленной разными способами (текст
задачи, формулировка правила, таблица, алгоритм действия и т. п.);
-формирование коммуникативно – речевой компетенции в процессе специально организованных ситуаций общения на уроках математики и во внеучебной
деятельности по предмету.
Воспитательные задачи:
-воспитывать ценностное отношение к своей Родине, семье, бережное отношение к окружающему миру;
-воспитывать интерес к учёбе, предмету;
-воспитывать стремление к расширению математических знаний.
Дополнительные задачи реализации:
- развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций;
- развитие внимания, памяти, восприятия, алгоритмического мышления, воображения, логических операций сравнения, классификации, сериации,
умозаключения;
- овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
- развитие математических способностей;
- овладение математической терминологией;
- формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий;

СО

И

Ш

"Е

6"

№

3

У

О

ГБ

- развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций;
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности).
Обучение математике детей с нарушениями речи предусматривает ознакомление с математическими понятиями на конкретном жизненно практическом
материале, что закладывает основу правильного понимания связи между наукой и практикой.
Уроки математики способствуют организации деятельности учеников, воспитывают у них работоспособность, формируют навыки самостоятельной
работы, самоконтроля.
При обучении математике активизируются межпредметные связи. В целях лексического усвоения нужных слов устанавливается связь с уроками развития
речи. Овладению навыком правильного называния чисел и терминов могут способствовать уроки произношения и индивидуальные логопедические занятия.
Усвоение знаний, умений и навыков по математике осуществляется в основном на уроках под руководством учителя. Обучение математике требует
систематического выполнения домашних заданий. Предлагаемые задания должны быть доступны для выполнения их детьми. Домашние задания вводятся со 2
класса.
Большая роль принадлежит игровой деятельности детей на уроках математики. Методика игры определяется коррекционно- развивающими,
коррекционно- обучающими, коррекционно- воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема.
Ведущие принципы обучения математики в младших классах:
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей обучающихся;
- принцип преемственности;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование
уровня полученных знаний в область «жизненной компетенции»

СО

Ш

"Е

И

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Предмет « Математика» относится к области « Математика и информатика».
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные
отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с
другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для
успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и
деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и
сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в
пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент

6"

№

4

У

О

ГБ

арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят
различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении
некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения
однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение).
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику
в связи с особенностями речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для
сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком
подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное
действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что
неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть
различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического
действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный
ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет
связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает
мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или
селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует
чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным
ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и
закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию
взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и
геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник,
различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).
В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт
условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной
школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не
только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые
информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить
полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с
взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.

СО

И

Ш

"Е

6"

№

5

У

О

ГБ

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие
логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные
величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать
различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами,
формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части,
пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область
приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса
школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений
действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач,
осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие
алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины,
учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения
заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать
результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать
истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования
коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений
распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия
отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач,
возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания
законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников
культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных
процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими
способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами
действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к
математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и
прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала,
понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.
Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в
учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

СО

И

Ш

"Е

6"

№

6

О

ГБ

Для реализации учебного материала используются следующие типы уроков:
- Урок усвоения новых знаний
- Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
- Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
- Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Урок контроля знаний и умений
- Урок коррекции знаний, умений и навыков
- Урок комбинированный

У

Коррекционная работа
Формирование умения правильно и уместно использовать математическую терминологию, включать математические термины в состав предложений и
текстов; называть конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д.). Формирование и уточнение пространственных представлений, отношения
порядка (перед, после, между и т.д.), использование их в конструировании учебных высказываний. Давать краткие и распространенные ответы, требующие
сравнения предметов. Строить распространенные предложений из 5-7 слов в соответствии с нормами синтаксической связи (согласование, управление,
примыкание). Формирование умения переводить смысл текстовой задачи в форму краткой записи, таблицы, схемы. Формирование умения строить
рассуждение о ходе решения задачи с помощью учителя.

СО

И

Ш

"Е

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в
Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего
образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом
позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда,
вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

6"

№

7

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах
своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

ГБ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «МАТЕМАТИКА»

И

Ш

"Е

Познавательные УУД
1. Ориентироваться в
учебнике: определять умения,
которые будут сформированы
на основе изучения данного
раздела; определять круг
своего незнания; планировать
свою работу по изучению
незнакомого материала.
2. Самостоятельно
предполагать, какая
дополнительная информация
буде нужна для изучения
незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников.
3. Извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы, в
том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать,
группировать различные

№

Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге; слушать
и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события,
поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной
и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых
ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты
учебников, других
художественных и научнопопулярных книг, понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого
этикета.
6. Критично относиться к своему
мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы,
распределять роли, договариваться
друг с другом.

6"

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
организовывать свое рабочее
место в соответствии с целью
выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять
важность или необходимость
выполнения различных
задания в учебном процессе и
жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной
деятельности с помощью
самостоятельно.
4. Определять план
выполнения заданий на уроках,
внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под
руководством учителя.
5. Определять правильность
выполненного задания на
основе сравнения с
предыдущими заданиями, или
на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение
задания в соответствии с
планом, условиями
выполнения, результатом
действий на определенном
этапе.

СО

8

Личностные УУД
1. Ценить и принимать
следующие базовые ценности:
«добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья»,
«мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание
понимать друг друга»,
«понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к
другим народам, терпимость к
обычаям и традициям других
народов.
3. Освоение личностного
смысла учения; желания
продолжать свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций
и поступков героев
художественных текстов с
точки зрения
общечеловеческих норм,
нравственных и этических
ценностей.

У

Класс
2 класс

О

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ГБ

7. Использовать в работе
литературу, инструменты,
приборы.
8. Оценка своего задания по
параметрам, заранее
представленным.

объекты, явления, факты.

У

О

Формирование УУД
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
-понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
-элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
-элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
-уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
-интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
-первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические
задачи с использованием математических знаний;
-потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

СО

"Е

И

Ш

Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
-понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
-составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
-выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
-принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
-оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
-выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
-строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
-описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
-понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

6"

№

9

У

О

ГБ

-иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
-применять полученные знания в изменённых условиях;
-осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
-выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
-осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью
взрослых);
-представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
-осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических -сообщений,
изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
-анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
-уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
-вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
-контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

СО

Ш

"Е

И

Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
-образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
-сравнивать числа и записывать результат сравнения;
-упорядочивать заданные числа;
-заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
-выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
-читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и -соотношения
между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

6"

№

10

У

О

ГБ

-читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч =
60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
-записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
-группировать объекты по разным признакам;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
-воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
-выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
-выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
-называть и обозначать действия умножения и деления;
-использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
-заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
-умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
-читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
-находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
-применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
-вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
-решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
-моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
-раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
-применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
-называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
-устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
-выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
-решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий
умножение и деление;
-выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
-составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
-решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

СО

И

Ш

"Е

6"

11

№

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Учащийся научится:

У

О

ГБ

-распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
-распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
-выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
-соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
-изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины.
Учащийся научится:
-читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
-вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
-выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
-вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Учащийся научится:
-читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
-заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
-проводить логические рассуждения и делать выводы;
-понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
-общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.

СО

"Е

Ш

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

И

Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС.
-динамика результатов формирования личностных и метапредметных. УУД.
Оценкой личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания.
Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы портфолио, характеризуют достижения обучающихся в рамках
учебной, внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах,
смотрах, выставках, концертах и др. Материалы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину
знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля
достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в
Стандарте.

6"

№

12

У

О

ГБ

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ. В технологической карте педагога отмечается на каком уровне сформированы предметные УУД ( оптимальный, допустимый и
недопустимый уровень) у учащихся класса. Используется пятибальная система оценки.
Во 2 классе используется отметочная 5-балльная система.
Контроль производится посредством проведения контрольных и проверочных работ, срезов знаний, математических диктантов и т.д.
Контрольные работы необходимо проводить в соответствии с Графиком проведения оценочных процедур, утверждённым в образовательной
организации. В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа и в течение четверти 1-2 текущие контрольные/проверочные работы с целью
проверки у учащихся сформированности знаний, умений и навыков в результате изучения ими наиболее важных тем программы. Целесообразно также в начале
сентября провести входную контрольную работу (по программе прошлого года) для определения уровня подготовленности учащихся после летних каникул.
В 1 классе контрольные работы проводятся только во втором полугодии.
Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами оценивания.
Важнейшим показателем при оценивании является правильность выполнения задания. Форму записи решения текстовой арифметической задачи ученик
может выбрать по своему усмотрению (записать решение в виде отдельных действий, ставить выражение и т.д.), если учитель не даёт специальных указаний.
Проверяя работу ученика, учитель должен учитывать, прежде всего сформированы ли знания, умения и навыки на данный момент или только находятся
в стадии формирования. Если к данному этапу знания, умения и навыки уже должны быть сформированы, то оценивание работы производится в соответствии с
приведёнными ниже нормами. Если навык находится только в стадии формировании (тема ещё недостаточно отработана, пропуск ученика по болезни и другие
причины), то оценка может быть более лояльной.
Отметка не снижается за грамматические ошибки в работе.
При оценивании контрольных и проверочных работ следует различать грубые и негрубые ошибки.
Грубые ошибки:
Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
Не решенная до конца задача или пример
Невыполненное задание.
Неверное построение многоугольника, отрезка (отрезки незаданной длины, неровные углы, ошибка в неправильном выборе фигуры - квадрат вместо
треугольника, острый угол вместо тупого и пр.)
Неверное преобразование и сравнение величин.

СО

Ш

"Е

И

Негрубые ошибки:
Нерациональный прием вычислений.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
Неверно сформулированный ответ задачи, не написано пояснение к действию или наименование.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
Недоведение до конца преобразований.
Незначительные неровности при построении фигуры, связанные с нарушением мелкой моторики ребёнка
Не приведено доказательство при правильном выполнении сравнения (преобразования) выражений или величин.

13

6"

№

Работа, состоящая из примеров (в том числе контрольный устный счёт):

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка «2» - допущено 5 и более вычислительных ошибок.

ГБ

У

О

Математический диктант.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка «3» - не выполнена ¼ часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» - не выполнена ½ часть примеров от их общего числа.
Письменная работа, содержащая только задачи.
Оценка «5» ставится, если все задачи решены верно, без ошибок
Оценка «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки, или допущены 2 негрубых ошибки
Оценка «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка; или если вычислительных ошибок нет, но не решена одна
задача; или 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
Оценка «2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач; или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки; или 4 грубые
ошибки; или все задания выполнены с ошибками

СО

"Е

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задания другого вида).
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» - допущены 1 грубая ошибка и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
Оценка «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход задачи должен быть верным; или задача не решена или решена неправильно, но нет
больше ни одной ошибки в работе.
Оценка «2» - не решена задача и допущены 1-2 вычислительные ошибки; или допущены 4 грубые ошибки в ходе всей работы.

И

Ш

Комбинированная работа (2 задачи и примеры).
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки в примерах, 1-2 негрубые ошибки в ходе решения задач или примеров.
Оценка «3» - допущены грубые ошибки в ходе решения одной из задач; или допущены 3-4 вычислительные ошибки;
Оценка «2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач; или допущена ошибка в ходе решения 1 задачи и 4 вычислительные ошибки; или допущено в
ходе решения задачи и примеров более 6 вычислительных ошибок; или не решены/решены неправильно обе задачи.
В спорных случаях отметка выставляется по усмотрению учителя, по возможности в пользу ребёнка.

14

6"

№

Оценка устных ответов обучающихся по математике:
Отметка «5» ставится обучающемуся если он:
- даёт полные и правильные ответы на поставленные вопросы;
- производит вычисления правильно и достаточно быстро;
- при решении задач умеет самостоятельно составить план и выполнить решение, поясняя свои действия и точно формулируя ответ на вопрос;

У

О

ГБ

- при выполнении практических работ по измерению черчению обнаруживает умение правильно использовать измерительные и чертёжные инструменты,
выполняет задание правильно и аккуратно;
Отметка «4» ставится обучающемуся если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но обучающийся:
- допускает при ответе некоторые неточности в формулировках (не искажающие смысла);
- при вычислениях допускает отдельные негрубые ошибки и может сам их исправить;
- при решении задач даёт недостаточно точные пояснения (при правильном ходе решения);
- допускает неточности при выполнении измерений и черчении.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
-допускает в вычислениях отдельные грубые ошибки, но исправляет их при помощи учителя;
-справляется с решением задачи только при помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не может ответить на большую часть поставленных вопросов, не справляется с решением задач и
вычислениями даже при помощи учителя.

СО

Примечание.
Текущие письменные классные и домашние работы оцениваются учителем индивидуально в зависимости от особенностей ребёнка и выполняемых видов
работ. Подсчёт количества ошибок берётся тот же, что и на контрольных работах.
Отметка за домашнюю работу выставляется ежедневно в тетради, в журнал не заносится.
Учитель вправе поставить отметку в журнал за домашнюю работу, если это заранее было оговорено с обучающимися.
За грамматические ошибки, допущенные в контрольной и проверочной работе, отметка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу,
грубо исправленные ошибки, множественные исправления отметка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3». Эти показатели несущественны при
оценке математической подготовки ученика, т.к. не отражают её уровень. Кроме того, учитель не должен снижать отметку за то, что ученик «нерационально»
выполнил вычисления или нашёл «нерациональный» способ решения задачи, но при этом задание выполнено верно.
Не следует снижать отметку за неправильно выполненную краткую запись задачи при выполнении контрольных работ, но допускается снижать отметку
за этот вид работы в классной работе или при записи подобной задачи в домашней работе, если предварительно краткая запись разбиралась учителем на уроке
и был показан образец. В данном случае снижение отметки призывает обучающихся быть более внимательными и аккуратными.

6"

№

15

И

- устный опрос
- самостоятельная
работа

Ш

"Е

текущая
аттестация

Формы учёта достижений
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Тематический контроль
промежуточная
урочная
внеурочная деятельность
(четверть, год)
деятельность
аттестация
- проверочная работа
- анализ
- участие в выставках, конкурсах,
- математические диктанты
-комплексная
динамики
соревнованиях
- контрольные работы
контрольная работа
текущей
- активность в проектах и программах
- тестовые задания
математические
успеваемости
внеурочной деятельности
- графическая работа
диктанты
- творческий отчет по речи и др.
- портфолио
- устный счёт
- контрольная работа
- анализ психолого-педагогических исследований и наблюдений
-устный счёт

Место учебного предмета в учебном плане.
Программа во 2 классе рассчитана на 136 ч, 4 часа в неделю.
№п/п

3.

1 четверть

Тема

Кол-во часов

Числа от 1до100. Нумерация

18ч.

Числа от 1 до100. Сложение и вычитание.

2 четверть

Сложение и вычитание (устные приёмы)

18ч.
Всего: 36ч.
28ч.

3 четверть

Письменные вычисления

Всего: 28ч.
25 ч.

У

О

2.

ГБ

1.

четверть

Умножение и деление

4.

4 четверть

15ч.
Всего: 40ч.
32ч.

Умножение и деление (продолжение)

СО

Всего:32ч
136ч.

Всего за год
четверть
1 четверть

И

6"

№

4 четверть

Ш

3 четверть

Кол.во часов
2ч.
2ч.
2ч
2ч.
2ч.
2ч.
2ч
2ч..
2ч.
2ч.
3ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.

"Е

2 четверть

Контрольные и проверочные работы.
Виды работы
Контрольная работа
Проверочная работа
Устный счёт
Математический диктант
Контрольная работа
Проверочная работа
Устный счёт
Математический диктант
Контрольная работа
Проверочная работа
Устный счёт
Математический диктант
Контрольная работа
Проверочная работа
Устный счёт
Математический диктант

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «МАТЕМАТИКА»

16

У

О

ГБ

Числа и величины.
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравне ние и упорядочение однородных величин.
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Знакомство с буквенной символикой.
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с
остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового
выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении;
умножение суммы и разности на число). Буквенные выражения.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, Отметка достоверности, прикидки результата, вычисление на
калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами.
Изучение натуральных чисел и нуля, формирование математических понятий связываются с решением задач. Предусмотрены простые
арифметические задачи, которые являются важным средством усвоения многих математических понятий, формирования навыков постановки вопросов,
понимания смысла читаемого, развития связного высказывания.
В процессе работы над простыми задачами у учеников должны быть сформированы умения, способствующие постепенному овладению анализом и
решением сложных задач. Дети должны осознанно выделять в задаче её составные части, восстанавливать ситуацию, изложенную в задаче,
иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа. Особо следует остановиться на значении вопроса задачи. С этой целью используются
разнообразные упражнения.
В ходе обучения школьники должны научиться решать простые задачи различных видов с целью исключения возможности выработки штампов в
их решении.
Наиболее трудной задачей для детей с ТНР является понимание и решение математических задач, которые представляют собой сложную
вербально-мыслительно-мнестическую деятельность. Формирование этого вида математической деятельности у школьников вызывает необходимость
«пошагового», постепенного овладения.
Большое место в обучении школьников математике отводится работа с текстовой задачей, что обусловлено особенностями речевого развития этих
детей. В процессе анализа условия задачи необходимо проводить уточнение лексики, значения сложных логико-грамматических конструкций, выявлять
причинно-следственные зависимости, смысловые соотношения числовых данных. Особое внимание уделять умениям формулировать вопрос, находить
решение, давать правильный и развёрнутый ответ на вопрос задачи. Дети должны также уметь анализировать содержание ситуации, представленной в
условии задачи, ответить на вопрос по содержанию задачи.
При обучении решению арифметических задач необходимо научить младших школьников приёмам самостоятельной работы. Дети должны
правильно читать текст задачи, выделять известные и неизвестные величины, контролировать свою речь при выборе арифметических действий и
установлении их последовательности для ответа на вопрос задачи, а также точно помнить выполненные действия, составлять (устно и письменно) ответ на
вопрос задачи.

СО

И

Ш

"Е

6"

№

17

У

О

ГБ

Ученики должны уметь составлять выражения по задаче и вычислять его значение.
В работе над задачами важно упражнять детей в самостоятельном составлении задач по заданиям учителя. При этом привлекается различный
наглядный и практический материал, используются коллективные и индивидуальные формы работы. Требования к содержанию задач усложняются
постепенно с учётом индивидуальных особенностей детей. Самостоятельное составление задач способствует осознанному анализу структуры задач
различных видов, активизирует отбор необходимых языковых средств, развивает творческое воображение детей, расширяет кругозор, способствует
развитию связной речи.
Пространственные отношения.
Формирование пространственных представлений открывает большие возможности в плане лексико-грамматического строя речи. На начальном
этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника в окружающей обстановке. Развитие пространственных
представлений происходит в связи с изучением чисел и арифметических действий. Особо выделяются отношения порядка : перед, после, между и т.п.,
которые используются в конструкциях учебных высказываний.
Геометрические фигуры.
В курсе изучения математики младшие школьники овладевают такими понятиями, как точка, прямая линия, ломаная линия, знакомятся с
различными геометрическими фигурами ( треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и т.д.)
Важное место в обучении математике занимает формирование геометрических представлений. Дети должны знать названия геометрических фигур,
распознавать их на рисунках и в окружающих предметах, владеть навыками моделирования простейших геометрических фигур.
Строить геометрические фигуры с помощью линейки, циркуля, транспортира и других измерительных инструментов.
В ходе практических работ у детей формируются умения измерять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находить сумму длин
сторон и площадь прямоугольника (квадрата), отражать результаты измерений и вычислений в форме связного учебного высказывания.
Геометрические величины.
При выполнении различных видов практической деятельности по измерению с постепенным расширением единиц измерения (площади, длины,
массы, времени) у детей должны быть сформированы элементарные практические навыки измерения, умение решать практические задачи в реальных
жизненных ситуациях.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных
формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все»,
«каждый» и др.).

СО

И

Ш

"Е

18

6"

№

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса.
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).
Учащиеся должны уметь:

ГБ

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100; в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание;
- чертить отрезок заданной длины и измерять данный отрезок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС

О

I

Числа от 1 до 100. Нумерация.
Числа от 1 до 20. Тест
«табличное сложение и
вычитание»

1-2

Кол.
часо
в
20
2

2

Математический диктант.
Миллиметр.

2

10

Входная контрольная работа
по повторению, пройденного в 1
классе

1

11.

Анализ контрольных работ.
Работа над ошибками.

1

12.

Наименьшее трёхзначное
число. Сотня

1

8-9

19

1
1

2. Формировать
умение понимать
все задания
математических
диктантов.
3.Прочитывание
математической
терминологии
правильно, с
ударением.

Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 –
30 .
Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более
крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения
между ними.
Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р.
Решать задачи поискового характера, в том числе задачирасчеты.
Соотносить результат проведенного самоконтроля с
поставленными целями при изучении темы, оценивать их
и делать выводы

4. Выразительное
чтение любого
задания.
5. Уметь выражать

6"

Числа от 11 до 100.
Образование чисел. Числа от 11
до 100. Поместное значение
цифр
Однозначные и двузначные
числа

Образовывать, называть и записывать числа
в пределах 100.
Сравнивать числа и записывать результат сравнения.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность, продолжать ее
или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Классифицировать (объединять в группы) числа по
заданному или самостоятельно установленному правилу.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более
крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения
между ними.

№

5-6.

1. Правильное
произношение
математических
терминов, умение
объяснить их
лексическое
значение,
правильная запись
этих терминов.

И

2

Характеристика деятельности учащихся.

Ш

Десятки. Счет десятками до
ста.

Название чиселдесятков: десять,
двадцать, … сто.
Нумерация, единицы,
десятки, сотня.
Дециметр, сантиметр,
метр, отрезок данной
длины, длина отрезка.
Названия чисел от 1 до
100.
Однозначное,
двузначное число.
Сумма разрядных
слагаемых.
Килограмм, масса, литр.
Ломаная, длина
ломаной.
Единицы измерения
времени, час, минута.
Простая задача.
1 слагаемое, 2
слагаемое, сумма;
уменьшаемое,
вычитаемое, разность.

Предложение.
Связная речь.

"Е

3-4

7

I четверть – 32 часа.

Словарь

СО

Тема

У

№
урока

Составлять и решать задачи, обратные заданной.

Метр. Таблица мер длины

2

15

Математический диктант.
Сложение и вычитание
вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 - 30

1

ГБ

13-14

Замена двузначного числа
суммой разрядных слагаемых
(37 = 30 + 7)

2

18

Единицы стоимости. Рубль.
Копейка

1
1
1

Нумерация»

16

1.
2.
3.

Задачи, обратные данной
Сумма и разность отрезков
Задачи на нахождение
неизвестного уменьшаемого
Задачи на нахождение
неизвестного вычитаемого
Тест. Час. Минута.
Длина ломаной.
Порядок выполнения действий.
Скобки.
Числовые выражения
Сравнение числовых
выражений
Периметр прямоугольника.
Свойства сложения

1
1
1

4.
5-6
7
8-9
10
11.
12.
13-14.

20

1
2
1
1
1
1
1
2

Распределять работу в группе, оценивать выполненную
работу.
Работать в парах, в группах.
Соотносить результат проведенного самоконтроля с
поставленными целями при изучении темы, оценивать их
и делать выводы.

6"

Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание.

Читать и записывать числовые выражения в два действия,
Находить значения выражений со скобками и без них,
сравнивать два выражения.
Применять переместительное и сочетательное свойства
сложения при вычислениях.
Работать (по рисунку) на вычислительной машине.
Собирать материал по заданной теме.
Определять и описывать закономерности в отобранных
узорах. Составлять узоры и орнаменты.
Составлять план работы.

№

II

Моделировать на схематических чертежах.
зависимости между величинами в задачах
на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного
уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Объяснять ход решения задачи.
Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения
задачи и в вычислениях при решении задачи.
Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее
условия или вопроса.
Определять по часам время с точностью до минуты.
Находить длину ломаной и периметр многоугольника.

И

1

Ш

Работа над ошибками

"Е

21

СО

20

Что узнали? Чему научились?
Контрольная работа по теме
«Числа от 1 до 100.

У

19

словами суть
выполняемых
преобразований.
6. Формировать
умение составлять
содержательное
математическое
высказывание.

О

16-17

Сложить,
вычесть, уменьшить
на…,
увеличить на…,
больше на…,
меньше на…,
сумма чисел,
слагаемые,
одно число меньше
(больше)
другого на … единиц,
большее число,
меньшее число.
Переместительное
свойство сложения,
перестановка
слагаемых.
Порядок действий,
скобки.
Составная задача.

15.
16.

Контрольная работа.
Математический диктант
Работа над ошибками
Чему узнали и чему научились

1
1
1

ГБ

II четверть – 32 часа
Тема

I

Сложение и вычитание
(устные приёмы)

1.

Подготовка к изучению
устных приемов сложения и
вычитания
Приемы вычислений для
случаев вида 36 + 2, 36 + 20,
Приемы вычислений для
случаев вида 36 – 2, 36 – 20
Приемы вычислений для
случаев вида 26+ 4
Приём вычислений вида 30-7
Приемы вычислений для
случаев вида 60 – 24
Математический диктант.
Контрольная работа.
Закрепление устных приёмов
вычислений.
пройденного

6-7

10-11

1
2
2
2
2
2
2

2

16-17

Приемы вычислений для
случаев вида 35 -7

2

Закрепление приёмов
вычислений вида 26+7, 35-7

1

числовое
выражение,
значение
выражения.
Сумма чисел…
больше, чем …
меньше, чем …

Формировать умение
выявлять математические
закономерности и
выражать их в речи.

Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах
100, сравнивать разные способы вычислений, выбирать
наиболее удобный.

Развитие монологической
речи.
Формировать умение
быстро находить нужные
математические термины,
правильно употреблять их
в сочетании с другими
словами.

Записывать решения составных задач с помощью
выражения
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры

Прямоугольник,
противоположн
ые стороны
прямоугольника.

Учить понимать задания
математических диктантов,
объяснять лексическое
значение математических
терминов.

Вычислять значение буквенного выражения с одной
переменной при заданных значениях буквы, использовать
различные приемы при вычислении значения числового
выражения, в том числе правила о порядке выполнения
действий в выражениях, свойства сложения.

Простая,
составная
задача.

Согласование
существительного с
количественными и

Решать уравнения вида 12+x=12, 25-x=20, x-2=8, подбирая
значение неизвестного.

6"

21

Моделировать и объяснять ход выполнения устных
приемов сложения и вычитания в пределах 100э

№

Приемы вычислений для
случаев вида 26+ 7

18.

Учить давать полные
ответы на вопросы

И

14-15.

Слагаемые,
сумма,
уменьшаемое,
вычитаемое,
разность;
найти разность,
найти сумму,
уменьшить на…
вычесть из…

Ш

12-13

Характеристика деятельности учащихся.

"Е

8-9

Предложение. Связная
речь.

СО

4-5

Словарь

У

2-3

Колво
часо
в
28

О

№

Выполнять проверку правильности вычислений.

19
20

1
1
2
2
1
1
1

Математический диктант. Тест.
Уравнения. Решение уравнений
методом подбора.
Проверка сложения
Проверка вычитания
Контрольная работа по теме
«Устные приемы вычислений»
Работа над ошибками
Что узнали. Чему научились.

Выразительное чтение
любого задания.

Сложение и вычитание
чисел от 1 до 100 .
Письменные вычисления.

1

2.

Вычитание вида 57-26

1

3.

Проверка сложения и
вычитания

1
2

6.

Сложение вида 37 + 48

1

7.
8.

Сложение вида 37 +53
Прямоугольник

1
1

Применять письменные приемы сложения и вычитания
двузначных чисел с записью вычислений столбиком,
выполнять вычисления и проверку.
Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы
разных видов на клетчатой бумаге.
Выделять прямоугольник (квадрат) из множества
четырехугольников.
Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Выбирать заготовки в форме квадрата.

6"

Угол. Виды углов: прямой,
острый, тупой

Формировать
монологическую
математическую речь.
Учить давать полные
ответы на вопросы.
Активизация в
предложениях
активного и
пассивного
математического
словаря.
Учить понимать
математические
термины,
самостоятельно
объяснять их
лексическое значение,

№

4-5.

Выражение,
числовое выражение,
значение выражения.
Задача простая,
составная.
Сложение можно
проверить
вычитанием,
вычитание можно
проверить
сложением.
Больше, меньше,
равно, дороже,
дешевле.
Квадрат, стороны
квадрата.
Заменю суммой

Характеристика деятельности учащихся.

И

Сложение вида 45 + 23

Предложение. Связная
речь.

Ш

1.

Словарь

"Е

I

Кол-во
часов
24

СО

Тема

Формировать умение
составлять содержательное математическое
высказывание.

У

№

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий.

1
1
1

III четверть – 40 часов

22

порядковыми
числительными.

О

23-24
25
26
27
28
29

1

ГБ

21-22

Страничка для
любознательных.
Что узнали и чему научились?
Буквенные выражения

Читать знаки и символы, показывающие как работать с
бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами».

15.

Работа над ошибками

1

16.
17-18

Вычитание вида 52 – 24.
Свойство противоположных
сторон прямоугольника
Квадрат.

1
2

2

24

Что узнали. Чему научились.
Странички для
любознательных.
Контрольная работа по
теме «Письменные
вычисления».
Работа над ошибками

II

Умножение и деление

16 ч

1-2

Конкретный смысл действия
умножение

2

3.

Вычисление результата
умножения с помощью
сложения.
Задачи на умножение
Периметр прямоугольника
Умножение 0 и 1
Названия компонентов и
результата действия

1

13.

4.
5.
6.
7.

23

2

1
1

1
1
1
1

СО

23

1

У

21-22.

1

О

19-20

1

ГБ

12

Собирать информацию по теме «Оригами» из различных
источников, включая Интернет.
Читать представленный в графическом виде план
изготовления изделия и работать по нему изделие.
Составлять план работы.
Работать в группах, анализировать и оценивать ход
работы и ее результат.
Работать в паре.
Излагать свое мнение, аргументировать свою точку
зрения, оценивать точку зрения товарища.
Моделировать действие умножение.
Заменять сумму одинаковых слагаемых
Произведением, произведение - суммой одинаковых
слагаемых (если возможно).
Находить периметр прямоугольника.
Умножать 1 и 0 на число.
Использовать переместительное свойство умножения при
вычислениях.
Использовать математическую терминологию при записи и
выполнении арифметического действия умножение.
Решать текстовые задачи на умножение.
Искать различные способы решения одной и той же задачи.
Моделировать действие деление.
Решать текстовые задачи на деление.
Выполнять задания логического и поискового характера.
Работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение,
аргументировать свою точку зрения, оценивать точку
зрения товарища.

6"

1

14.

Вычитание вида 32+8, 40 –
8.
Математический диктант.
Вычитание вида 50 – 24
Страничка для
любознательных .Что узнали
и чему научились
Контрольная работа

правильно их
употреблять в речи.
Формирование
доступных обобщений
(числовое выражение,
числовое равенство).
Правильное
использование в речи
количественных и
порядковых
числительных,
составление
словосочетаний (3
карандаша, 5
карандашей, в первом,
во втором и т.д.)
Учить выявлять
закономерности и
выражать их в речи.
Учить правильно
согласовывать
числительные с
предлогом «к» 20, 15;
«из», «от» 51, 100.
Делать чёткий,
точный, лаконичный
разбор задачи,
обосновывать выбор
каждого действия,
пояснять полученные
результаты.
Давать полный ответ
на вопрос задачи.

№

11.

двух слагаемых.
В третьем столько,
сколько в первом и
во втором вместе.
Единицы, десятки.
Пишу…
складываю
единицы…
складываю десятки…
Заменю суммой
слагаемые…
Удобно…
Сумма одинаковых
слагаемых.
Прибавляю по…
… раз.
Движение,
встречное движение,
начало пути, место
встречи,
идя на встречу друг
другу.
Вычитаю
единицы…
Вычитаю
десятки…
Единицы
складываю с
единицами, десятки
складываю с
десятками и т.д.

И

2

Ш

Сложение вида 87 + 13

"Е

9-10

8-9

умножения
Тест. Переместительное
свойство умножения

2

Мат. Диктант. Конкретный
смысл действия деления

2

12
13
14
15-16

Что узнали. Чему научились
Контрольная работа..

2

Работа над ошибками.
Закрепление по теме
«Умножение. Деление»

2

У

О

ГБ

10-11

2-3
5-6
7
8-9
10-11
12
II

24

16
2
2

- задача решается
умножением;

2
2
1
1
1
1

Характеристика деятельности
учащихся.

1.Расширение и активизация в речи
словаря за счёт математических
терминов.
2. Правильное произношение
математических терминов, умение
объяснить их лексическое значение,
правильная запись этих терминов.
Включать математические словарные
диктанты.
3.Работа над структурой
многосложных слов.
4.Использование в самостоятельной
монологической речи вопросительных
предложений, требующих ответа.
Использование в ответах предложений
со словосочетаниями, имеющими
значение количества или качества
целого (литр молока, килограмм
хлеба).
5.Формировать умение выражать

Использовать связь между
компонентами и результатом
умножения для выполнения
деления.
Умножать и делить на 10.
Решать задачи с величинами:
цена, количество, стоимость.
Решать задачи на нахождение
третьего слагаемого.
Выполнять умножение и
деление с числами 2 и 3.
Прогнозировать результат
вычислений.

Решать задачи логического и
поискового характера.

6"

7-8
9-10

Табличное умножение и
деление
Умножение числа 2 и на 2
Приёмы умножения числа 2

- сумма одинаковых
слагаемых;
- заменю сумму одинаковых
слагаемых умножением;
- увеличить в …
- умножить на ...
- получится …
- умножение
- 1 множитель,
2 множитель,
произведение;
- 2 умножить на;
- по 2 взять 2 раза;
- 2 раза взять по 3 (3
умножить на 2)
- перестановка
множителей;
- переместительное свойство
умножения;

Предложение. Связная речь.

№

Умножение и деление.
Закрепление по теме
«Умножение. Деление»
Названия компонентов и
результата деления.
Связь между компонентами и
результатом действия умножения
Прием деления, основанный на
связи между компонентами и
результатом умножения
Приемы умножения и деления на
10. Задачи с величинами «цена»,
«количество», «стоимость».
Задачи на нахождение третьего
слагаемого. Математический
диктант
Контрольная работа

Словарь

И

I
1.

Кол-во
часов
12
1

Ш

Тема

"Е

№

СО

IV четверть – 28 часов

11-12
13-14
15-16.
17.

2
2
2
1
2

- □ разделить на □
получится □;
- делимое, делитель, частное;

1

- деление на равные части;
поровну;

21-22

Деление на 2
Что узнали. Чему научились.
Деление числа 3 и на 3.
Странички для любознательных.
Мат. Диктант.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа.
Контрольная работа (итоговая)
Работа над ошибками.

III

Итоговое повторение

4

23

Числа от 1 до 100. Нумерация.
Числовые и буквенные
выражения.
Итоговый тест. 162(2) Равенство.
Неравенство. Уравнение.
Решение задач.
163(3) Сложение и вычитание.
Свойства сложения. Таблица
сложения.
164 (4) Длина отрезка. Единицы
длины. Геометрические фигуры.

1

1
1

- произведение □ разделим
на множитель □, получим
второй множитель;

СО

- □ разделили на второй
множитель, значит получили
первый множитель;

Оценивать результаты
продвижения по теме,
проявлять личностную
заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий.

- частное чисел.
- произведение чисел;

1

Ш

"Е

26

- деление по содержанию;
каждый;

У

25

2

О

24

- задача решается делением;

ГБ

18-19.
20

своими словами суть выполняемых
преобразований. Формировать
монологическую математическую речь
с элементами рассуждения.
6.Самостоятельное составление текста
задач по иллюстрации и по
представлению, выявление опорных
слов в тексте задачи. Составление
полного ответа на вопрос задачи.
7.Формировать умение давать краткие
и распространённые ответы, задавать
правильно вопросы, требующие
сравнения предметов, выяснение их
характерных признаков, оценки
действий, времени и направления
действий.
8.Правильное употребление слов,
обозначающих действия предметов с
приставками (в-, во-)

И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция 2 класс
Литература для обучающихся.

25

6"

Рабочие тетради.
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.: Ч.2.
Литература для педагога.

№

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч.2.

О

ГБ

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Моро М.И., Степанова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России». Москва
«Просвещение» 2011
2.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 2 класс.
3.Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.: Поурочные разработки по математике. Москва «Веко» 2013
4. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Москва
«Просвещение» 1987
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017
6.Рудницкая В.Н. «Тесты по математике». 2 класс Москва «Экзамен» 2013

У

Контроль уровня обученности.
1.Волкова С.И. Проверочные работы к учебнику «Математика» 2 класс Москва «Просвещение» 2013
2.Рудницкая В.Н. «Тесты по математике». 2 класс Москва «Экзамен» 2013

СО

6"

26

№

www.prochrolu.ru

И

СD Уроки Кирилла и Мефодия.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Best Re ferat
htt.mon.gov.ru
htt i.irs.gorono.ru
obr.1.c.ru
allbest.ru
festivat.1.september.ru

Ш

www.it – nt.ru
www.collection.egu.ru
www.uchportat.ru
www.Rusedu.ru
www.nash.class.ru

"Е

Наглядные пособия
Издательство «Спектр» Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 2 класс.
Технические средства обучения.
Ноутбук
Проектор, экран. Интерактивная доска
МФУ.
Стенды с карманами для крепления необходимой информации.
Электронные ресурсы

О

ГБ

Игры и игрушки
Настольные развивающие игры.
Оборудование класса
Ученические парты с набором стульев.
Зеркала.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

У

Список литературы.
1. Белошистая, А. В. Обучение математике в начальной школе: метод. Пособие / А. В. Белошистая – М: Айрис Пресс, 2006.
2.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие /Н. Б. Истомина. – 5-е изд. – М.: Академия.,
2007.
3.Концепции духовно-нравственного развития. Москва «Просвещение» 2011
4.Лалаева, Р. И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция.
Учебно-методическое пособие – М.: Санкт-Петербург: Союз, 2005
5.Программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Москва. «Просвещение» 1987

СО

6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. "Просвещение» 2011

.

6"

27

№

1. Фамилия, имя, отчество:
2. Место работы:
3.Должность:
4.Квалификационная категория:

И

Сведения об авторе.

Ш

"Е

7. Сборник рабочих программ «Школа России» Москва «Просвещение» 2011
8.Томме, Л. Е. Исследование готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению математике /Л. Е. Томме // Дефектология. – 2007. № 5.
9. Томме, Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи /Л. Е. Томме // Дефектология. –
2008. - № 5.
10.Числова, С. Н. Интегрированный урок математики в условиях коррекционно-развивающего обучения / С. Н. Числова // Начальная школа. –
2006. -№7.

У

О

ГБ

СО

И

Ш

"Е

6"

№

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».