Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы (ГБОУ СО «ЕШИ № 6») Принято решением Совета учреждения протокол № __ от « » августа 2023 г. __________________ Утверждаю Директор ГБОУ СО «ЕШИ № 6» _______________И.В. Суставова «_____»__________2023 Положение о домашнем задании 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет содержание, виды, объем, периодичность проверки домашнего задания в ГБОУ СО «ЕШИ №6». 1.2. Положение разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрированы в Минюсте России 18.12.2022г. № 61573). • Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" 1.2.3685–21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598; • Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023. • Письмом Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций». 2. Виды домашнего задания 2.1. Домашнее задание является частью реализации федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ и одной из форм организации образовательного процесса. Домашнее задание – это самостоятельное выполнение обучающимся заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала, применению его на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков. 2.2. Виды домашнего задания: общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем обучающимся класса одновременно; • индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся, учитывающее их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных мотивов; • групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для совместного выполнения; • дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на разные уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий); • творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает собственный продукт, который содержит любые знаковые системы: речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в повседневной жизни. Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми обучающимися и дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся по его желанию. 2.3. Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на выработку практических умений и навыков, содержать задания повышенной трудности с целью развития способностей обучающихся. 2.4. Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций, а также творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения творческих домашних заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение, сочинение, исследование, проект) составляют не менее недели. 2.5. Дифференцированные задания предполагают самостоятельный выбор обучающимися задания из набора заданий, предложенных учителем. • 3. Требования к объему, содержанию и сложности домашнего задания 3.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать следующие параметры: • объем домашней работы по учебному предмету (устной и письменной); • ее содержание; • сложность предлагаемой работы. 3.2.Объем домашних заданий 3.2.1. Домашнее задание не должно превышать 1/3 объема классной работы по предметам с учетом возможности их выполнения в пределах, установленных пунктом 24 Порядка, утв. приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 • во 2-м и 3-м классах – 1,5 ч; • в 4-м – 2 ч. 3.2.2. Домашнее задание по труду, изобразительному искусству, музыке дается только в виде творческих работ (кроме исследовательских работ и рефератов). 3.2.3. Домашнее задание по физической культуре носит рекомендательный характер в виде практических упражнений. 3.2.4. Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в соответствии с рабочей программой по учебному предмету, профилем класса, степенью подготовленности класса, с учетом требований к дозированию домашнего задания, описанных в приложении 1 к настоящему Положению. 3.3. Содержание домашнего задания 3.3.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. 3.3.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. 3.3.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию обучающихся, но не точной копией выполненных в классе. 3.3.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего задания. Необходимые разъяснения должны оставлять обучающемуся возможность творчества в решении вопросов, задач, увеличивая интерес к заданию. 3.3.5. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях. 3.4. Сложность домашнего задания 3.4.1. Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Сложными являются задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для обучающегося. 3.4.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету, опыт творческой деятельности. 3.4.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя обучающимся право и возможность выбирать тот уровень заданий, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. 3.4.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки. 3.5. Фиксация времени на выполнение домашнего задания производится в классном журнале на странице каждого предмета с целью соблюдения требований, установленных пунктом 24 Порядка, утв. приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 4. Особенности нормирования домашнего задания при дистанционном обучении 4.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать не только пункт 3.2 настоящего Положения, но и нормы нахождения ученика перед монитором компьютера, установленном СП 2.4.3648-20. Общая продолжительность использования компьютера: - для учеников 1-2-х классов – 20 минут, - 3-4-х классов – 25 минут. Если с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимися начальных классов можно только 10 минут. 4.2. Сроки выдачи домашних заданий 4.2.1. Педагог отправляет учебные задания обучающимся один раз в день. Не допускается рассылать учебные задания по отсутствующему в расписании предмету. 4.2.2. Учитель должен выслать домашнее задание в день проведения урока в течение часа после последнего урока. 4.3. Временные рамки выполнения учащимися домашнего задания 4.3.1. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то ученик вправе выполнять его три календарных дня. 4.3.2. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд, то ученик должен выполнить его в день выдачи домашнего задания учителем. 4.3.3. Если учебный предмет стоит в расписании через день, то ученик вправе выполнить домашнее задание по этому предмету на следующий день. 4.4. Проверка домашнего задания проводится учителем ежедневно по мере их поступления. Если домашнее задание выслано обучающимся после 18.00, то задание учитель вправе проверить на следующий день. 5. Проверка и оценка домашнего задания 5.1. Информация о домашнем задании фиксируется учителем в классном журнале на странице предмета и в электронном дневнике обучающегося в день его выдачи. Запись домашнего задания в бумажный дневник выполняется учеником самостоятельно, начиная с 3 класса. Во 2 классе запись домашнего задания в бумажный дневник (при наличии) производится учеником под руководством учителя. 5.2. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и учитывается учителем при планировании урока. 5.3. Периодичность проверки письменных домашних заданий: все домашние письменные работы обучающихся проверяются в обязательном порядке ежедневно. 5.4. Информация об отсутствии записей о домашнем задании в дневнике обучающего или невыполнении обучающимся домашних заданий своевременно доводится до родителей обучающегося классным руководителем. 5.5. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются отметки в тетрадь. За выполнение письменных творческих домашних работ оценки выставляются в классный журнал. По итогам проверки устных домашних заданий оценки выставляются по усмотрению учителя. 6. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию 6.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. 6.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства обучающихся класса. 6.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. 6.4. Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся. 6.5. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения. 6.6. Домашнее задание может быть общим, дифференцированным и индивидуальным. 6.7. Дозирование домашнего задания необходимо контролировать в соответствии с таблицей 1 (приложение 1). 7. Контроль за характером, объемом, интенсивностью домашних заданий 7.1. Контроль организации и дозировки домашней учебной работы осуществляется на уровне заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ СО «ЕШИ №6». 7.2. Контроль деятельности учителя, в том числе в части организации домашнего задания, осуществляется заместителем директора по УВР на основе настоящего Положения и Положения о системе оценки качества знаний по нескольким направлениям: - объем и степень сложности домашнего задания (проводится в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся); - своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале и форме фиксации; - соблюдение требований дозирования и организации домашнего задания; - определение эффективности домашнего задания и перегрузки обучающихся. 7.3. Предметом контроля являются классные журналы, электронные журналы, форма фиксации, дневники и тетради обучающихся. 7.4. По результатам контроля заместителем директора школы по УВР составляется аналитическая справка о деятельности учителя по вопросам организации домашнего задания. Приложение 1 к Положению о домашнем задании Таблица 1. Дозирование домашнего задания на уровне начального общего образования Учебный предмет 2-й класс 3-й класс 4-й класс Математика Задача или 2 столбика примеров Задача или 3–4 столбика примеров (всего не более 16 действий) Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера Русский язык 15–17 слов. Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания 25–28 слов. Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания 35–37 слов. Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания Литературное чтение Не более 1–1,5 страницы Не более 2–2,5 страницы Не более 3–3,5 страницы Окружающий мир Не более 1–1,5 страницы Не более 2–2,5 страницы Не более 3–3,5 страницы