2023 положение об учебном кабинете

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)
Принято решением
Совета учреждения
протокол № __
от «___»_________2023г.

Согласовано
Председатель ПК
пр.№
от
___________

Утверждаю
Директор
ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
_______________И.В. Суставова
«_____»__________2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебном классе, кабинете начальных классов
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
1. Общие положения
1.1. Учебный класс, кабинет начальной школы (далее – кабинет) представляет собой особую
развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и
принципы личностно-ориентированного образования, способствующую раскрытию
индивидуальности каждого обучающегося, его творческой реализации, поощряет к развитию
инициативы и самостоятельности, личной активности.
1.2. Учебный класс, кабинет для обучения на уровне начального общего образования должен
соответствовать
требованиям
к
материально-техническим
условиям
реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ТНР (АООП НОО ТНР) ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО
ОВЗ (ТНР).
1.3. Материально-техническая база реализации АООП НОО ТНР должна соответствовать
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений.
1.4. Кабинет
создается
с
целью
обеспечения
благоприятных
условий
для
совершенствования образовательных отношений, повышения эффективности и качества
обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного,
дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих
задачам реализации ФГОС НОО ТНР.
2. Требования к кабинету
2.1. Кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям обучения
школьников в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
2.2. Требования к школьной мебели.
В помещении классов, кабинетов начальной школы должна использоваться
специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для
правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования,
приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.

➢ Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные
ученические столы со стульями разных ростовых групп.
➢ Парты (столы) расставляются в следующем порядке: меньшие по размеру - ближе к доске,
большие по размеру - дальше от доски. Конторки размещают на последних от доски
рядах.
➢ Парты в кабинете располагаются таким образом, чтобы можно было использовать на
уроке различные формы работы (фронтальную, парную, групповую, индивидуальную и
т.п.).
➢ Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми
модулями и другими) в соответствии с его ростом и возрастом. Ученическая мебель
должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и
соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
➢ Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой
маркировкой в соответствии с ростовой группой. Цветовая маркировка наносится на
боковую наружную поверхность стола и стула.
➢ Детей рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и
зрения.
➢ Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костномышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать
ростовыми линейками. В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно
сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами.
➢ В зависимости от назначения помещений используются различные виды мебели, при
этом допускается использование многофункциональной (трансформируемой) мебели.
2.3. Требования к классной доске.
➢ Классные доски должны хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими,
иметь темно-зеленый (меловая) или белый цвет (маркерная) и антибликовое покрытие
и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного
освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
➢ Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела,
тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
➢ При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным
(черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
➢ При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо
обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной
яркости, нужно учитывать её размер и размещение, которые должны обеспечивать
обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна
составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон,
недоступных для работы.
➢ Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены
классного помещения. Активная поверхность интерактивной доски должна быть
матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для
пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
➢ Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства
отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки,
иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с
инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь
документы об оценке (подтверждении) соответствия.
➢ Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального
компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование
мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не
допускается.

➢ Телевизионная аппаратура должна быть установлена на
метров от ближайшего места просмотра до экрана.

расстоянии не менее 2

2.4. Требования к температуре воздуха.
➢ Температура воздуха в зависимости от климатических условий в кабинете должна
составлять 18-24 °С, в спортивном зале – 18-20°С.
➢ Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть
оснащены бытовыми термометрами.
➢ Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного
учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.
➢ До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное
проветривание класса, кабинета. Режим проветривания неукоснительно соблюдается
всеми. График его выполнения помещается на информационном стенде в каждом
классе.
➢ Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек,
имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный
обмен воздуха.
2.5. Требования к естественному и искусственному освещению
➢ Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания
помещений в любое время года.
➢ В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем
освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство
правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола
➢ Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны)
оборудованием или другими предметами.
➢ Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными
устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с
цветом стен и мебели.
➢ Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с
разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами
светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
➢ Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с
разным светооизлучением.
➢ Уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет не менее 300 люкс, в учебных кабинетах рисования, изостудиях, мастерских
живописи, рисунка и скульптуры - 300 люкс, в мастерских трудового обучения - 400
люкс.
➢ Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию: в
помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом – защитную.
➢ Для равномерного освещения помещений используются отделочные материалы,
создающие матовую поверхность светлых оттенков с коэффициентом отражения от
панелей стен не менее 0,55, потолка, верхней части стен и оконных откосов - не менее
0,7, мебели - не менее - 0,45.
➢ При использовании декоративных элементов с яркой цветовой палитрой, их площадь
не должна превышать 25% от общей площади поверхности стен помещения.
➢ Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы хранят в отдельном
помещении и направляют на утилизацию в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
➢ Окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми
солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с
длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и

➢

➢
➢

➢

➢
➢
➢

осенний периоды, - москитными сетками. Рекомендуется использование штор из
тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания,
хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень
естественного освещения.. Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на
окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного
проема. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между
окнами.
Для рационального использования дневного света и равномерного освещения
учебных помещений следует:
- не закрашивать оконные стёкла;
- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах
высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год
(осенью и весной).
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным
освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков – белый, для
стен учебных помещений – светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного,
голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зелёный;
для классных досок – тёмно-зеленый, тёмно-коричневый; для дверей, оконных рам –
белый.
Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном
состоянии и не должны содержать следы загрязнений Необходимо проводить чистку
осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и
своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие
люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном
помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими
нормативными документами.
Оптимальный
уровень
освещенности
кабинета
создает
положительный
эмоциональный тонус, повышает зрительную работоспособность.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной
информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие
неравномерность освещения и появление бликов на экране.
Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и
иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их
загрязнения.

2.6. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими устройствами,
аппаратурой и приспособлениями
➢ Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов,
диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют
оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.
➢ Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать
систему затемнения окон.
➢ Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством
используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая.
Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.
➢ При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного
изображения 1,2-1,4м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть
не менее 2, 7м, а от последних столов – не более 8, 6м.

➢ Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов
расположена на расстоянии не менее 2,7 метров от экрана телевизора. Высота
расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3м.
2.7. Требования к размещению и хранению учебного оборудования
Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы
секционные шкафы.
2.8. Требования к оформлению интерьера класса, кабинета
➢ На передней стене класса, кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по
русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.
➢ На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной
информацией: уголок природы, речевой уголок и т.д.
➢ В секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать
дидактический наглядный материал по учебным предметам – русскому языку,
литературному чтению, математике, окружающему миру, природоведению и др., игровой
материал.
2.9. Требования к учебно-методическому обеспечению класса, кабинета
➢
В классе, кабинете оборудуется персональная зона учителя, в которой размещается
вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых предметов.
Дидактический материал обновляется учителем по мере необходимости в соответствии с
прохождением учебной программы. Дидактический материал может храниться на
электронных носителях.
➢
В персональной зоне учителя предусматривается место для хранения:
- папки мониторинга деятельности учителя,
- портфолио учителя и обучающихся,
- папки классного руководителя,
- индивидуальные карты учета динамики развития ребенка,
- речевые карты,
- рабочие программы (разделы: планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы),
- календарно – тематическое планирование, поурочные планы,.
➢
Учебный класс, кабинет оснащается пособиями и материалами для родителей
обучающихся. К их числу относятся книги и брошюры, статьи и материалы,
рекомендации и памятки.
➢
В классе, кабинете должна находиться медиатека, включающая:
- мультимедийные обучающие программы;
- познавательные программы;
- развивающие программы;
- электронные энциклопедии, справочники, словари;
- учебно-методические пособия на электронных носителях;
- детские фильмы и мультфильмы.
3. Ответственность за класс, кабинет.
3.1. Учитель, работающий в классе, кабинете, обеспечивает соблюдение санитарногигиенических норм, правил охраны труда и здоровья обучающихся и техники
безопасности, а также правил пожарной безопасности.
3.2. В обязанности ответственного за класс, кабинет входит:
- сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет,
- развитие учебно-методической, материально-технической базы кабинета.

3.3. За руководство кабинетом возможна доплата, которая устанавливается на один
учебный год.
3.4. Критерии оценки работы класса, кабинета относятся к компетенции администрации
школы.
3.5. Заключение о готовности класса, кабинета к новому учебному году даётся комиссией
по приёму готовности школы к новому учебному году.
4. Критерии готовности учебного кабинета к новому учебному году.
1. Наличие необходимой документации,
2. Комплектация кабинетной библиотеки: литература по предмету, художественная
литература, справочно-информационная литература, учебники, задачники, методическая
литература для учителя,
3. Подбор дополнительных материалов, необходимых для преподавания данного
предмета:
- наличие материалов для творческой самостоятельной работы обучающихся: задания,
памятки, справочники, энциклопедии, образцы ранее выполненных работ, рефераты,
сочинения детей;
- наличие материалов для внеклассной работы по предмету, олимпиад, лабораторных
работ, систематизированных по темам и по классам, текстов к практическим работам,
образцов и памяток для оформления и выполнения работ, заданий и т.д.;
4. Исправность технических средств обучения;
5. Соблюдение техники безопасности;
6. Соответствие оснащения класса, кабинета требованиям действующих санитарных
правил и норм;
7. Оформление класса, кабинета (наличие речевого уголка, уголка природы, классного
уголка с актуальной информацией);
8. Соответствие оснащения класса, кабинета его индивидуальным особенностям;
9. Наличие рабочей программы, в том числе поурочного, тематического планирования.
10. Наличие паспорта кабинета.
5. Паспорт учебного класса, кабинета.
Паспорт класса, кабинета ведется в соответствии с Положением о паспорте.
Цель паспортизации класса, кабинета – проанализировать его состояние и готовность к
выполнению требований ФГОС НОО ОВЗ.
6. Систематизация документации.
6.1. Учебный класс, кабинет содержит следующую документацию:
- паспорт учебного класса, кабинета;
- инвентарную ведомость имеющегося оборудования;
- правила техники безопасности работы в учебном классе, кабинете;
- правила поведения обучающихся в учебном классе, кабинете;
- нормативные документы для организации образовательного процесса
- журнал термометрии
- журнал работы рециркулятора
6.2. Вся документация кабинета ведётся учителем регулярно в соответствии с
установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена,
её следует хранить в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

Приложение 1
Критерии оценивания учебного класса, кабинета

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

1 раздел. Наличие документации учителя
балл
Журнал
Рабочая программа (планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса; содержание учебного предмета,
курса; тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы ), календарнотематическое планирование, поурочные планы, контрольнооценочные материалы)
Паспорт класса, кабинета
Портфолио учителя
Портфолио обучающегося
Папка мониторинга учителя
Папка классного руководителя
Речевые карты
Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка
Журнал термометрии
Журнал работы рециркулятора
2 раздел. Соблюдение правил охраны труда и техники
безопасности
Инвентарная ведомость имеющегося оборудования
Правила техники безопасности работы в учебном классе,
кабинете
Правила поведения обучающихся в учебном классе, кабинете
Исправность технических средств обучения
Искусственное и естественное освещение
3 раздел. Оформление класса, кабинета
Мебель для обучающихся (маркировка, соответствие
росту обучающегося, исправность, расстановка и т.д.)
Мебель для учителя (сохранность)
Речевой уголок
Календарь природы
Классный уголок
Дидактический материал
Методическая литература
Литература для детей (уголок читателя)
4 раздел. Соблюдение требования к форме
обучающихся
- одежда, обувь, прическа
Итого
2 балла - полностью представлено
1 балл – частично представлено
0 баллов – отсутствует
Максимальное количество баллов - 50

примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».