2023 Положение о портфолио ученика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ
АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
(ГБОУ СО «ЕШИ № 6»)

Принято решением
Совета учреждения
протокол № __
от «__»_________

Согласовано
Председатель
родительского комитета
___________ / ____________

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «ЕШИ № 6»
_______________И.В. Суставова
«_____»__________2023 г.

Положение о портфолио обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №6»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.28. п.11 ч.3),
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от
13.01.2023 № 03-49, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), Уставом Школы и определяет порядок формирования портфолио достижений обучающихся и его использования в ГБОУ СО «ЕШИ №6».
1.2. Портфолио учащегося является оптимальным способом организации накопительной
системы оценки, понимаемой как коллекция работ и результатов обучения, демонстрирующей его усилия, прогресс и достижения в различных областях в период его обучения.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных
видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой, протекающих как в рамках повседневной школьной практики,
так и за её пределами; является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
1.4. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в
целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учётов основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандартов.
1.5. В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий
характер, является «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной
мотивации.
1.6. В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит рекомендательный характер и составляется обучающимся по желанию.
II. Цели и задачи
2.1. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и определять рейтинг выпускников начальной школы;
– собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия,
достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
• изменение и рост показателей за определенный период времени. создание ситуации
успеха для ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
1

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
• формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
• формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
• приобретение навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирование умения
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
• формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
• укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
• Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
• Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
• Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику
ученика по итогам обучения в начальной школе.
• Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
• Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
• Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
•
•

III. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета»
выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для
определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – 1-4 классы начальной школы.
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями.
3.4. Классный руководитель при оформлении портфолио обучающихся несёт ответственность за соблюдением следующих принципов:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность включённых в портфолио материалов;
- целостность, тематическая завершённость материалов;
- аккуратность и эстетичность оформления.
3.5. Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность
учителей по данному направлению работы.
IV. Структура, содержание и оформление портфолио
4.1. Портфолио представляет собой папку печатных материалов формата А4, включающую документы и материалы, сгруппированные по разделам, указанным в пункте 4.3.
4.2. Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым почерком.
4.3. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

2

1) Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество,
образовательное учреждение, фото ученика) и оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
2) Основная часть, которая включает в себя:
Раздел №1 «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка.
Рекомендуемые заголовки листов:
«Мое имя» - информация о том, что означает имя; происхождение фамилии.
«Моя семья» - рассказ о своей семье, генеалогическое древо, история.
«Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же размещена
схема маршрута от дома до школы с указанием опасных мест (пересечения дорог и др.).
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - рассказ о том, чем увлекается ребенок (занятия в спортивной секции,
кружках и объединениях системы дополнительного образования).
«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о каждом школьном
предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…»
Раздел №2. «Моя учеба» - достижения ученика в различных предметных областях. Ученик
наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, сочинениями, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами.
Раздел №3. «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся:
рисунки, сочинения, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить
ее фотографию.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, рекомендуется
дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Раздел №4. «Мои достижения». В разделе размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. В начальной
школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи,
например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке.
4.4. Примерная форма фиксации работ ученика в портфолио:
• Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
• Исследовательские работы и сообщения – указываются изученные материалы, название
работы, количество страниц и т.п.
• Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа,
дается ее краткое описание, фотография.
• Работы по искусству – вкладываются удачные творческие работы, указывается дата
выполнения работы, дата участия и название выставки.
• Другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных коллективных творческих делах, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается
название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты, прилагаются
фотоматериалы.
• Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат, дипломы и сертификаты прикладываются здесь
или в разделе «Мои достижения».
• Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда, дипломы и сертификаты.
• Прочее (отзывы, публикации в СМИ стихов и творческих работ ученика и др.)
3

4.5. В конце учебного года классный руководитель совместно с учеником проводит анализ
накопленных материалов.
4.6. В конце учебного года рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты внутри класса в различных номинациях:
«Самое оригинальное портфолио»
«За лучшее оформление работ»
«Самое аккуратное портфолио»
«За многогранность таланта»
«За трудолюбие»
«За творческий подход» и т.д. и т.п.
4.7. Информация о достигаемых учащимися образовательных результатов допустимо
только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и
эмоциональному статусу ученика.
V. Процедура смотра-конкурса портфолио.
5.1. Смотр-конкурс портфолио проводится 1 раз в год.
5.2. В состав комиссии входя руководители МО учителей, заместитель директора по УВР.
5.3. Оценка портфолио осуществляется по следующим критериям.
- Соблюдение структуры ведения
- Культура оформления
- Системность ведения
- Наполнение
- Оригинальность ведения и оформления
5.4. При оценке портфолио используется бальная система оценивания:
0 баллов – отсутствует
1 балл – представлены отдельные элементы
2 балла – отсутствуют отдельные элементы
3 балла – соответствует требованиям Положения
5.5. По максимальному количеству баллов определяется победитель смотра-конкурса.
5.6. Подведение итогов смотра-конкурса Портфолио проводится на педагогическом совете
школы. Победители смотра-конкурса представляются к поощрению (диплом победителя
или лауреата, грамота по номинациям и др.)
VI.Срок действия положения
6.1. Срок действия данного положения неограничен.
6.2. При изменении нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
органов управления образования, в положение вносятся изменения в соответствии с установленным порядком, старое положение в связи с изменениями автоматически утрачивает
силу.

4

Приложение № 1.
Критерии оценивания портфолио обучающихся на смотре – конкурсе Портфолио
ФИО педагога

Представлено
портфолио

В классе уч.

Показатели

класс

№
п.п.

систематичность
и регулярность
(структура)

1
2
3
4
5
0 баллов - отсутствует
1 балл – представлены отдельные элементы
2 балла – отсутствуют отдельные элементы
3 балла – соответствует требованиям Положения
Макс. – 15 баллов + ?

5

целостность,
тематическая
завершенность
(наполнение)

аналитичность
(системность)

аккуратность и
эстетичность
(культура)

Оригинальность
оформления

До.
балл
ЗА КОЛИЧЕСТВО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».