ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 6, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ГБОУ СО «ЕШИ № 6») Принято решением Совета учреждения протокол № __ от «__»_________ Согласовано Председатель родительского комитета ___________ / ____________ УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СО «ЕШИ № 6» _______________И.В. Суставова «_____»__________2023 г. Положение о портфолио обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №6» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.28. п.11 ч.3), Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.01.2023 № 03-49, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), Уставом Школы и определяет порядок формирования портфолио достижений обучающихся и его использования в ГБОУ СО «ЕШИ №6». 1.2. Портфолио учащегося является оптимальным способом организации накопительной системы оценки, понимаемой как коллекция работ и результатов обучения, демонстрирующей его усилия, прогресс и достижения в различных областях в период его обучения. 1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой, протекающих как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами; является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. 1.4. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учётов основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандартов. 1.5. В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий характер, является «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации. 1.6. В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит рекомендательный характер и составляется обучающимся по желанию. II. Цели и задачи 2.1. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и определять рейтинг выпускников начальной школы; – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: • изменение и рост показателей за определенный период времени. создание ситуации успеха для ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; 1 максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; • приобретение навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; • укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой. 2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса: • Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени. • Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом. • Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе. • Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ. • Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу. • Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. • • III. Порядок формирования портфолио 3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 3.2. Период составления портфолио – 1-4 классы начальной школы. 3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями. 3.4. Классный руководитель при оформлении портфолио обучающихся несёт ответственность за соблюдением следующих принципов: - систематичность и регулярность ведения портфолио; - достоверность включённых в портфолио материалов; - целостность, тематическая завершённость материалов; - аккуратность и эстетичность оформления. 3.5. Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы. IV. Структура, содержание и оформление портфолио 4.1. Портфолио представляет собой папку печатных материалов формата А4, включающую документы и материалы, сгруппированные по разделам, указанным в пункте 4.3. 4.2. Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым почерком. 4.3. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру: 2 1) Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, фото ученика) и оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником; 2) Основная часть, которая включает в себя: Раздел №1 «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка. Рекомендуемые заголовки листов: «Мое имя» - информация о том, что означает имя; происхождение фамилии. «Моя семья» - рассказ о своей семье, генеалогическое древо, история. «Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же размещена схема маршрута от дома до школы с указанием опасных мест (пересечения дорог и др.). «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. «Мои увлечения» - рассказ о том, чем увлекается ребенок (занятия в спортивной секции, кружках и объединениях системы дополнительного образования). «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о каждом школьном предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…» Раздел №2. «Моя учеба» - достижения ученика в различных предметных областях. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, сочинениями, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами. Раздел №3. «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, рекомендуется дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Раздел №4. «Мои достижения». В разделе размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 4.4. Примерная форма фиксации работ ученика в портфолио: • Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. • Исследовательские работы и сообщения – указываются изученные материалы, название работы, количество страниц и т.п. • Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотография. • Работы по искусству – вкладываются удачные творческие работы, указывается дата выполнения работы, дата участия и название выставки. • Другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных коллективных творческих делах, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты, прилагаются фотоматериалы. • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат, дипломы и сертификаты прикладываются здесь или в разделе «Мои достижения». • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда, дипломы и сертификаты. • Прочее (отзывы, публикации в СМИ стихов и творческих работ ученика и др.) 3 4.5. В конце учебного года классный руководитель совместно с учеником проводит анализ накопленных материалов. 4.6. В конце учебного года рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты внутри класса в различных номинациях: «Самое оригинальное портфолио» «За лучшее оформление работ» «Самое аккуратное портфолио» «За многогранность таланта» «За трудолюбие» «За творческий подход» и т.д. и т.п. 4.7. Информация о достигаемых учащимися образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу ученика. V. Процедура смотра-конкурса портфолио. 5.1. Смотр-конкурс портфолио проводится 1 раз в год. 5.2. В состав комиссии входя руководители МО учителей, заместитель директора по УВР. 5.3. Оценка портфолио осуществляется по следующим критериям. - Соблюдение структуры ведения - Культура оформления - Системность ведения - Наполнение - Оригинальность ведения и оформления 5.4. При оценке портфолио используется бальная система оценивания: 0 баллов – отсутствует 1 балл – представлены отдельные элементы 2 балла – отсутствуют отдельные элементы 3 балла – соответствует требованиям Положения 5.5. По максимальному количеству баллов определяется победитель смотра-конкурса. 5.6. Подведение итогов смотра-конкурса Портфолио проводится на педагогическом совете школы. Победители смотра-конкурса представляются к поощрению (диплом победителя или лауреата, грамота по номинациям и др.) VI.Срок действия положения 6.1. Срок действия данного положения неограничен. 6.2. При изменении нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органов управления образования, в положение вносятся изменения в соответствии с установленным порядком, старое положение в связи с изменениями автоматически утрачивает силу. 4 Приложение № 1. Критерии оценивания портфолио обучающихся на смотре – конкурсе Портфолио ФИО педагога Представлено портфолио В классе уч. Показатели класс № п.п. систематичность и регулярность (структура) 1 2 3 4 5 0 баллов - отсутствует 1 балл – представлены отдельные элементы 2 балла – отсутствуют отдельные элементы 3 балла – соответствует требованиям Положения Макс. – 15 баллов + ? 5 целостность, тематическая завершенность (наполнение) аналитичность (системность) аккуратность и эстетичность (культура) Оригинальность оформления До. балл ЗА КОЛИЧЕСТВО