Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа- интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Принято решением Совета учреждения Протокол № от 30.08.2020 г. Утверждаю Директор ГБОУ СО «ЕШИ № 6» И.В. Суставова 30.08.2020 ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует работу классного руководителя в ГБОУ СО «ЕШИ № 6» (далее – Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии: • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений»; • методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства просвещения РФ от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»); • совместным письмом с профсоюзом от 22.11.2019г. №7100 «Об оплате труда работников образовательных организаций»; • уставом ГБОУ СО «ЕШИ № 6». 1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в Школе, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей. 1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. 1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. 1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется: • Конституцией Российской Федерации; • Семейным кодексом Российской Федерации; • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; • Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; • Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; • распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598; • приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией Школы, родителями (законными представителями), классным родительским советом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования. 2. Цели, задачи, функции, принципы и условия деятельности классного руководителя 2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 2.2. Цели работы классного руководителя: • формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся: • опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции; • организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • нравственный пример педагогического работника; • интегративность программ духовно-нравственного воспитания; • социальная востребованность воспитания; • поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; • признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; • кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций). 2.4. Задачи деятельности классного руководителя: • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детсковзрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных • ценностей и практической готовности им следовать; формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.; • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны; • формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. 2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач: • выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; • реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства; • взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; • обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.; • участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.6. Функции классного руководителя Классный руководитель: • проводит беседы с обучающимися по технике безопасности, по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, безопасного поведения на воде, безопасного поведения при проведении массовых мероприятий и т.д.; • проводит работу с обучающимися по формированию навыков безопасного поведения обучающихся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее-сеть Интернет); • своевременно информирует руководителя о несчастных случаях с обучающимися и о ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью; • осуществляет работу по профилактике употребления обучающихся табака, алкоголя, наркотических и психоактивных веществ; • организует работу по формированию здорового образа жизни; организует охват обучающихся горячим питанием; • организует профориентационную деятельность обучающихся; организует связь общеобразовательной организации с семьей, организует взаимодействие с родителями (законными представителями0; обучающихся в различных формах; • способствует своевременному выявлению обучающихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, в том числе с признаками девиантного и деструктивного поведения; • • осуществляет контроль посещаемости обучающихся образовательной организации, мероприятий, проводимых в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы; • осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации для координации работы, направленной на личностное развитие обучающихся, обеспечение их успешной учебной деятельности; • проводит мониторинг успеваемости обучающихся, участвует в работе по корректировке индивидуальных образовательных траекторий, в том числе одаренных обучающихся, обучающихся, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы; • своевременно вносит необходимую информацию в электронный и/или бумажный вариант классного журнала и дневников обучающихся; • проводит работу в целях профилактики нарушения обучающимися дисциплины и норм поведения; • ведет учет занятости обучающихся во внеклассной, внеурочной деятельности, в системе дополнительно образования; • составляет характеристики на обучающихся, участвует в составлении социального паспорта класса. 2.7. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий Школы. 2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки: 2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая: • содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; • обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; • содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; • осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье; • выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; • выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; • профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; • формирование навыков информационной безопасности; • содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; • поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; • обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая: • изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; • формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; • организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; • выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся; • профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая: • привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; • регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; • координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений; • содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая: • взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию; • взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; • взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; • взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; • взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; • взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; • взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной • поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: • участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; • участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций; • участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя: 2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в соответствии с планом воспитательной работы школы. 2.8.2. Участие в общешкольной акции «Самый классный класс» в соответствии с планом воспитательной работы школы. 3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя 3.1. Классный руководитель имеет право: • самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; • вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; • участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы в части организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее качества и эффективности; • самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; • использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру Школы при проведении мероприятий с классом; • получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления Школы для реализации задач по классному руководству; • приглашать в Школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства; • давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий; • посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса; • защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников; повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством; • запрашивать у медицинских работников, закрепленных за общеобразовательной организацией, и родителей необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся; • запрашивать у педагогических работников информацию об учебной деятельности и поведения обучающихся; 4. Организация деятельности классного руководителя 4.1. Классный руководитель ежедневно: • определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся; • выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; • организует и контролирует дежурство обучающихся по Школе; • организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. 4.2. Классный руководитель еженедельно: • проверяет и отмечает в электронном и/или бумажном журнале причины пропусков обучающимися занятий; • проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным расписанием по следующим формам: дискуссионные формы; формы состязательного характера; творческие формы; игровые формы; формы психологического просвещения; подвижные формы; в режиме обучения с использованием дистанционных технологий; формы работы вне школы; • организует работу с родителями; • проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе; • анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся. 4.3. Классный руководитель ежемесячно: • получает консультации у педагога-психолога и отдельных учителей. 4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти: • оформляет и заполняет электронный и/или бумажный журнал; • участвует в работе методического объединения учителей предметников; • проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся; • проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; • проводит классное родительское собрание; • предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию об успеваемости обучающихся класса за четверть, год. 4.5. Классный руководитель ежегодно: • оформляет личные дела учащихся; • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; • составляет план воспитательной работы в классе; • собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении учебы и пр.). 4.6. Классный час, дата и время которого утверждаются директором Школы, обязателен для • • • • • • • • • проведения классным руководителем и посещения обучающимися. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустимы. Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин. 4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 4.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно. 4.10. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 12 обучающихся. О проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию Школы не менее чем за три дня до мероприятия. 4.11. В соответствии со своими функциями, с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, классный рyководитель разрабатывает план воспитательной работы класса. Для реализации мероприятий классный руководитель выбирает формы работы с учетом культурных, возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся: • индивидуальные (изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся, организация индивидуальных консультаций и психологической помощи обучающимся, их психологопедагогическое сопровождение, индивидуальные беседы, организация взаимодействия родителей (законных представителей) с социальным педагогом, психолого-педагогической службой образовательной организации, посещение обучающихся на дому (ознакомительное, далее - при необходимости ) с согласия проживающих в данном помещении на законных основаниях граждан (родителей (законных представителей) обучающихся) в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации; • групповые (организация работы творческих групп, детских объединений, волонтерских отрядов, органы самоуправления и др.); • коллективные (еженедельные тематические классные часы (в том числе с привличением социальных партнеров), конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования, экскурсии, флешмобы, ведение блога педагога в сети Интернет и др.). 5. Документация классного руководителя Классный руководитель ведет следующую документацию: • личное дело и дневник обучающегося; • электронный и/или бумажный журнал класса; • план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы Школы); • отчёт классного руководителя по воспитательной работе за учебный год; • рабочая программа внеурочной деятельности; • журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность); • характеристики на обучающихся; • график и протоколы заседаний родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний; • разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (в том числе классных часов – при необходимости); • план проведения классных часов; • аналитические материалы 6. Механизмы стимулирования классных руководителей 6.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных компенсационных доплат за увеличение объема работы и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности. 6.1.1. Размеры доплаты педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя и порядок ее установления определяется коллективным договором и (или) локальным нормативным актом общеобразовательной организации, утверждаемым руководителем образовательной организации; 6.1.2. При возложении на педагогического работника функций классного руководителя, как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год; 6.1.3. Функции классного руководителя и доплата за выполнение этих функций устанавливается педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный год (с 1 сентября по 31 августа); 6.1.4. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено выполнение функций классного руководителя в нескольких классах с доплатой за каждый дополнительный класс. 6.1.5. Доплата за выполнение функций классного руководителя выплачивается в установленном размере из областного бюджета за счёт субсидии на выполнение государственного задания, утвержденного на соответствующий период в сумме 1500 рублей за 1 класс, и за счёт средств федеральной субсидии на иные цели в размере 5000 рублей за 1 класс, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям. 7. Ответственность классного руководителя 7.1. Классный руководитель несет ответственность за обеспечение конфиденциальности персональных данных учащихся; 7.2. За невыполнение функций классный руководитель может быть подвергнут дисциплинарному взысканию (замечание, выговор) или отстранен от выполнения классного руководства.