Сборник упражнений для автоматизации и дифференциации звуков речи

Часть 1

Учим звуки
Сборник
упражнений
для
автоматизации
и
дифференциации
звуков речи [Б] [П]

Предлагаемый
методический материал по
автоматизации
и
дифференциации
звуков
может быть использован не
только логопедами, но и
воспитателями
и
родителями.

Составитель: Воробьева Ю. П.
ЕКАТЕРИНБУРГ 2019

ПРЕДИСЛОВИЕ
Звуки - основной строительный материал
человеческой речи, и только при их точной
четкой передаче речь может быть понята
правильно, а значит - служить средством
общения.
Правильное
произношение
необходимо ребенку для уверенного общения,
успешного обучения, грамотного чтения и
письма, гармоничного развития. Нарушение
звукопроизношения не только косметический
дефект, но и серьезное препятствие в овладение
ребенком письменной речью. Оно отрицательно
влияет на эмоциональное состояние ребенка, его
самооценку, формирование личностных черт,
общение со сверстниками. Если ребенок
неверно произносит даже один звук речи, то
работать над этим должен специалист-логопед.
Считается, что только логопед может уловить
все нюансы искажения звука и четко, кратко,
доступно объяснить ребенку суть исправления
неточностей. Однако исправлением отдельно
взятого звука логопедическая работа не может
ограничиться. Необходим продолжительный
2

этап
закрепления
вызванного
звука
в
самостоятельной речи ребенка, причем в строго
определенной последовательности: сначала в
слогах, затем в словах, предложениях и,
наконец, в связных высказываниях. После
закрепления определенного звука в свободной
речи, необходимо провести работу по
дифференциации этого звука с другими звуками.
На
этапе
автоматизации,
правильного
произношения
звука,
занятия
родителей
необходимы!
Предлагаемый методический материал по
автоматизации и дифференциации звуков может
быть использован не только логопедами, но и
воспитателями и родителями.
Задачи сборника - выработать правильные
артикуляционные
уклады
звуков,
последовательно
автоматизировать
поставленные
звуки
в
слогах,
словах,
словосочетаниях, предложениях. Сформировать
умение дифференцировать звуки в своей речи,
употреблять их правильно.

3

Звук [Б]
Артикуляция звука
Губы сомкнуты, воздух идет
голосовые связки вибрируют.

толчками,

Характеристика
Согласный, звонкий, твердый.
Постановка
1)Произносить звонкие: В-В-В, Ж-Ж-Ж, З-З-З,
Б-Б-Б.
2)Тянуть В-В-В, а пальцем поднимать и
опускать нижнюю губу В-В-Б-Б.
3)Произносить Б между гласными АБА-ОБОУБУ.
4)П-П-П и включить голос, рука на горле.
5)ФА-ВА, СА-ЗА, ША-ЖА, ПА-БА слоги с
глухими согласными произносим тихо, а со
звонкими – громко.
4

Четко произноси
ба - бо - бу - бы
бо - бу - бы - ба
бу - бы - ба - бо
бы - ба - бо - бу
ба - аба
бо - обо
бу - убу
бы - абы

вба - зба
вбо - збо
вбу - збу
вбы - збы

жба
жбо
жбу
жбы

ба
багаж, база, бак, балет, балка, банка, бант,
банан, баня, басня, башня, бал, баян, бачок,
бачки, бакен, бар, баран, баранка, балалайка,
багульник, барсук, баранки, балкон, батон,
башлык, базар, бадья, баклажан, балык, бальзам,
бассейн, башмак, кабан, усадьба, свадьба,
рубанок, изба, дамба, губа, шайба, труба,
кабачок, табак, дамба, румба, клумба, резьба,
стрельба, глыба, Люба, шуба, жаба, абажур,
собака, рыба, рубашка, верба, рыбак, забава;
5

бо
бой, бок, бокс, боксёр, больной, босой, босиком,
бор, борьба, борода, борт, Боря, боровик, бот,
боты, бокал, большой, боль, боец, борец, бойцы,
бочка, бочонок, болт, больно, борщ, борт,
богатырь, ботинки, болото, ботва, болтун,
суббота, любой, небо, спасибо, самбо, футбол,
клубок, робот, прибой, грибок, выбор, альбом,
забота, уборка, свобода, хобот, соболь, забор,
набор, работа;

бу
бугор, будильник, будка, бук, буква, букет,
буфет, бутон, булавка, буханка, булка, бутылка,
бутыль, бузина, буран, бур, бурный, бурка,
бусы, буря, бунт, букварь, бухта, будни, буйвол,
бумага, бульон, бульдог, букашка, буран,
булькать, обувь, незабудки, азбука, автобус,
арбуз;

6

бы
бык, былина, быль, былинка, быт, бычок, бычки,
быстро, был, забыл, зубы, крабы, дубы, рыбы,
шубы, трубы, вербы, губы, столбы, грибы.
Ба-ба-ба – тут большая рыба
Ба-ба-ба – к нам пришла Люба.
Ба-ба-ба – звонкая труба.
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Ба-ба-ба – мама, мама! Вон труба!
Ба-ба-ба – вот стоит изба.
Бо-бо-бо – надела я сабо.
Бо-бо-бо – отлежала я свой бок.
Бу-бу-бу – купите мне трубу.
Бу-бу-бу – дядя, дайте мне трубу.
Бу-бу-бу – навещали Любу.
Бы-бы-бы – в лесу растут грибы.
Бы-бы-бы – за окном дубы.
Бы-бы-бы – как болят зубы.
Бы-бы-бы – крашу столбы.
Бы-бы-бы – я несу грибы.
Бы-бы-бы – во дворе стоят столбы.

7

Измени слова
бак
батон
бант
банка
банан
нет
баран
барбос
баранка
барабан
балкон

много

бок
боль
борт
бочка
забота
альбом
уборка
борщ

нет

много

8

будка
буря
буква
бублик
бумага
булка
букварь
буфет
букет

нет

много

Измени слова
бот – боты
бак – баки
бык – быки
буква – буквы

9

Составь предложения
У Любы

банка.
бусы.
бант.
бобы.
Собака.

На Боря

боты.
банки.
бублик.
батон.
барабан.

Повтори предложения
В бору много боровиков.
В букваре буквы.
У Бори болят зубы.
В банке рыбы.
Борин брат – боксер.
У Любы были грибы и бобы.
10

Повтори чистоговорки
Бо – бо – бо
Бо–бо – бо
Бо - бо – бо

Мы купили бибабо.
Что такое - бибабо?
Это куклы бибабо.

Бу – бу–бу
Ба –ба - ба
Ба – ба - ба
Ба – ба - ба

Был привязан пёс к столбу.
Бегал он вокруг столба.
В результате у столба
Дышит пёс едва – едва.

Бы – бы – бы
Бы – бы – бы
Бы – бы – бы
Ба – ба – ба
Бы – бы – бы
Бы – бы –бы

Эх, кабы бы да кабы
Не в лесу б росли грибы.
На окне б росли грибы.
Ну хотя бы два гриба.
Но ведь это лишь «кабы».
Не растут в горшках грибы.

11

Повтори
У Бори – бобы, у Бобы – грибы.

Барабан боднул баран.
Бух! – и лопнул барабан.

Береги, бегун, бока от бодливого быка!

Бросили бананы забавной обезьяне,
Забавной обезьяне бросили бананы.

Бьёт баран в барабан.
Барабан рвёт баран.
Боря Беликов берёт из буфета бутерброд.

12

Ёжик и барабан.
С барабаном ходит ёжик.
Целый день играет ёжик
С барабаном за плечами
Ёжик в сад забрёл случайно.
Очень яблоки любил он.
Барабан в саду забыл он.
Ночью яблоки срывались,
И удары раздавались
Ой, как зайцы испугались!
Глаз до зорьки не сомкнули.

13

Бум – бум –бум!
Бум – бум –бум!
Бум – бум –бум!
Бум – бум - бум!
Бум – бум – бум!
Бум – бум – бум!
Бум – бум –бум!
Бум – бум – бум!
Бум – бум – бум!
Бум – бум – бум!

Четко произноси строки стихотворений
Выучи (по выбору)
Маленький бычок,
Рыженький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
«Где же стадо? Му-у-у!
Ску-у-учно одному-у-у!»
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Барабан
боднул баран.
Бух! – и лопнул
барабан.
У нашей Мэри есть баран,
Собаки он верней.
В грозу, и в бурю, и в туман
Баран бредёт за ней…
14

Четко произноси тексты
Перескажи (по выбору)
Баба.
Вот баба. Баба у дома. У дома Бобик и Вова.
Бобик лает на бабу: «Ам-ам!» Бобик, не лай!
Люба и барашек.
Летом Люба была у бабушки в деревне. У
бабушки был барашек Бунька. Люба пасла
барашка Буньку.
Бобры.
Бобры – на болоте. Они строители. У бобров
зубы острые, как бритва. У бобров на болоте
плотины из стволов осины.
Боря и Бобик.
Боря маленький, но знает буквы. Позвал он
Бобика: «Смотри, Бобик, вот буквы!» А собака
зевнула и уползла в будку. Не хочет Бобик
учить буквы.

15

Барабан.
У Бори был барабан. Он очень громко бил в
барабан. У бабушки от грохота барабана
заболела голова. Она попросила Борю больше не
играть на барабане. Он послушался бабушку.
Бабочка.
Люба бегала по лугу и ловила бабочку. Там
было много бабочек. Она долго не могла
поймать ни одной бабочки. Наконец Люба
поймала большую красивую бабочку. Вначале
она обрадовалась, но потом ей стало жалко
бабочку, и Люба её отпустила.

16

17

18

Звук [Б′]
Артикуляция звука
Губы сомкнуты, средняя часть спинки языка
приподнята, воздух идет толчками, голосовые
связки вибрируют.
Характеристика
Согласный, звонкий, мягкий.
Постановка
Произносим ПЬ и подключаем голос.

19

Четко произноси слоги
бя – бё – бю – би – бе
бё – бю – би – бе – бя
бю – би – бе – бя – бё
би – бе – бя – бё – бю
бе – бя – бё – бю – би
Четко произноси слова
бя
бязь
бяка
ребята
жеребята

бё
гребёнка
избёнка
ребёнок
жеребёнок

би
бидон
бинт
билет
бирка

бе
белка
победа
бег
обед

Четко произноси чистоговорки
Би-би-би – гудит машина, не поеду без бензина.
Би-би-би – громко не труби.
Би-би-би – ты меня люби.
Бе-бе-бе – я играю на трубе.
Бе-бе-бе – снова мы идём к тебе.
20

21

Звуки [Б - Б′]
Повтори слоги
ба - бя

бы - би

бу - бю

бо - бё

бя - ба

би - бы

бю - бу

бё – бо

ба - бя - ба

бы - би - бы

бю - бу - бю

бё - бо - бё

бя - ба - бя

би - бы - би

бу - бю - бу

бо - бё - бо

ба - бё - би

Повтори слова
ба́ки – бя́ки

бу́нт – би́нт

бале́т – биле́т

бы́ть – би́ть

ба́нт - би́нт

бы́л – би́л

каба́н – каби́на

бато́н – бето́н

Лю́ба – люби́ть

руба́ха – руби́ть

бу́лка – бе́лка

боли́т – бели́ть
22

Четко произноси чистоговорки
Бы - би - бы - я несу грибы́.
Бы - би - бы - во дворе́ стоя́т столбы́.
Ба - бя - ба - из окна́ торчи́т труба́.
Би - бы - би - ты меня́ люби́.

Четко произноси словосочетания
белые грибы

белая бочка

быстрая белка

белые голуби

забавная обезьяна

белые бараны

белый бант

белая бумага

белая бабочка

большая берёза

23

Четко произноси предложения
У Бори булка.
У брата блокнот.
Люба любит бананы.
У Любы болят зубы.
Бабушка купила Боре букварь.
Ребята набрали белых грибов.
Бабушка сварила к обеду бобы.
Белка сушит грибы на зиму.
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.
Мы получили багаж.
В бак налили свежую воду.
У девочки большой бант.
В магазине продают бананы.
На башне развивалось знамя.
24

Выучи любую чистоговорку
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили
бананы забавной обезьяне.
Белые бараны били в барабаны, без разбора
били лбы себе разбили.
Бе-бе-бе, – барашек белый блеет, больше букв
не разумеет.
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот!

Повтори скороговорки
На горе растут дубы, под горой растут грибы.
Все бобры добры для своих бобрят.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, для бобрят добры.
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, не
выболтала.

25

26

27

28

29

Звук [П]
Артикуляция звука
Губы сомкнуты и размыкаются под напором
выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного
отходит от нижних зубов. Язык плоский.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит
(нет голоса).
Характеристика
Согласный, глухой, твердый.
Постановка
1. По подражанию.
Логопед показывает ребенку и объясняет
артикуляционный уклад. Потом спрашивает:
«Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает: «П-пп...»
2. Механическим способом.
Произносить звук [ф], указательным пальцем,
расположенным горизонтально под нижней
губой, похлопывать губы.

30

Проговаривай слоги и слова
па – па – па – палка
па – па – па – папа
па – па – па – палатка
по – по – по – поле
пу – пу – пу – пуля
пы – пы – пы – пыль
уп – уп – уп – суп
оп – оп – оп – лоб
ап – ап – ап - краб
шап – шап – шапка
лап – лап – лапка
тяп – тяп – тяпка
кап – кап – капля
кеп – кеп – кепка
зуб – зуб – зубки
Чистоговорки
По – по – по – песню пой.
Па – па – па – мелкая крупа.
Пы – пы – пы – вытри пыль.
Пу – пу – пу – купили мы крупу
Пу – пу – пу – летит пух.
Пы – пы – пы – желтые снопы.
31

Закончи слово
Закончи слово, добавив слог ПА, затем
повтори слово целиком:
па-(па)
лам-(па)
кру-(па)
лу-(па)
ла-(па)
тол-(па)

Па
Па, папа, пакет, пакля, палата, палец, палатка,
палочка, пальто, панама, панда, панно,
панцирь, пар, пара, парад, парашют, парень,
парик,
паркет, парник, паровоз, паром,
пароход, парта, парус, парусник, пасть, пасха,
паук, паутина, пахать, пахота, пацан, пачка,
паша, пашня, паштет, паяльник.

32

По
Пол, полка, полный, повар, поле, пончик,
повидло, поганка, погоны, погремушка,
подбородок, подгузник, подкова, подметать,
помада, поёт
Пу
Пушок, пугало, пуговица, пудель, пуф, пух,
пуховик, пучок, пушка, пурга, пустышка,
пудра, пудрить, пулька, пума,
Пы
Пыж, пылинка,
пыльца, пышка

пыль,

пылесос,

«Один - много»
Папа – папы
лапа – лапы
лампа – лампы
крупа - крупы
Лупа – лупы
толпа – толпы

33

пылить,

Продолжи слово
ПА – павлин, папка.
ПУ – пушка, пуля.
ПО – поле, полка.
ПЫ – пышка, пыль.
«Чего нет?»
Логопед закрывает карточкой одну из
картинок, ребёнок должен сказать, чего не
стало.
Павлина, папки, пушки, пули, поля, полки,
пышки, пыли.

34

35

36

37

38

39

40

41

Звуки [П - П′]
Повтори четко

42

па-пя
пэ-пе
пы-пи
по-пё

пы-пи-пи
по-пё-пё
пу-пю-пю
ап-ап-апь

пу-пю
па-па-пя
пэ-пэ-пе
пы-пы-пи
по-по-пё

эп-эп-эпь
ип-ип-ипь
оп-оп-опь
уп-уп-упь
апь-ап-ап

пу-пу-пю
па-пя-па
пэ-пе-пэ

эпь-эп-эп
ипь-ип-ип
опь-оп-оп

пы-пи-пы
упь-уп-уп
по-пё-по
апь-ап-апь
пу-пю-пу
эпь-эп-эпь
Па-пя-пя
ипь-ип-ипь
пэ-пе-пе
Сосчитать картинки по образцу
«1 – 2 – 5»

43

Одно платье – два платья – пять платьев.
Одна лампа – две лампы – пять ламп.
Один компьютер – два компьютера – пять
компьютеров.
Один паровоз – два паровоза – пять паровозов.
Один паук – два паука – пять пауков.
Один пингвин – два пингвина – пять пингвинов.
Одна цепь – две цепи – пять цепей.
Одна черепаха – две черепахи – пять черепах.
Одна парта – две парты – пять парт.
Один пароход – два парохода – пять пароходов.
Одно пальто – два пальто – пять пальто.
Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.
Одна пушка – две пушки – пять пушек.
Один гриб – два гриба – пять грибов.
Одна печь две печи – пять печей.
Один сапог – два сапога – пять сапогов.

44

Скороговорки
Пошла Поля полоть в поле.
Пекарь пёк пироги в печи.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
В поле Фрося полет просо.
- Расскажите про покупки.
- Про какие, про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки
мои.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

45

46

47

48

49

50

51

52

53

Звуки [Б - П] [Б′ - П′]
Повтори слова
бязь – пять
ребята – опята
белена – пелена
белка – пенка
белый – спелый
бюро – пюре
бить – пить
перебить — перепить
забирает – запирает
забить – запить

бяка – пятка
бей - пей
бес – пёс
береста – перестань
бенуар – пеньюар
бил – пил
битьё – питьё
выбить - выпить
набирать - напирать
добить – допить
Была
клубника
БЕЛАЯ,
Созрела — стала
СПЕЛАЯ!

54

Бандит конфеты ЗАБИРАЛ
И в свой сундук их ЗАПИРАЛ!
Ключи мы ОТБИРАЛИ,
Конфеты ОТПИРАЛИ!

Часы на
БЬЮТ —
Ребята
ПЬЮТ!

кухне
кофе

Гудит машина:
«БИ—БИ—БИ!»
Пищат
«ПИ—ПИ—ПИ!»
55

цыплята:

Оробели пеночки...
Чибис слышал пение... —
В небе пели лебеди
В белом оперении!
Подбегайте! Поспешите!
На спектакль билет купите!
Белочки беспечные,
Беркуты с пингвинами
Письма перьями писать
Любят голубиными!

56

57

58

59

60

61

62

63

64

Содержание
Предисловие

2

Звук [Б]. Артикуляция, характеристика, постановка звука

4

Звук [Б]. Автоматизация

5

Звук [Б′]. Артикуляция, характеристика, постановка звука

19

Звук [Б′]. Автоматизация

20

Звуки [Б - Б′]. Дифференциация

22

Звук [П]. Артикуляция, характеристика, постановка звука

29

Звук [П]. Автоматизация

30

Звуки [П - П′]. Дифференциация

40

Звуки [Б - П] [Б′ - П′]. Дифференциация

50

65


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».